Афоа, Джон
- 1 year ago
- 0
- 0
Эжени Фоа ( фр. Eugénie Foa ); урождённая Ребекка Эжени Родригес Энрикес ( Rebecca Eugénie Rodrigues Henriquès ; 12 июня 1796 , Бордо — 3 мая 1852 , Париж ) — французская писательница и журналистка. Автор исторических романов на еврейские темы и многочисленных произведений в разных жанрах для детей и юношества.
Ребекка Эжени Родригес Энрикес родилась в 1796 году в Бордо. Её родители происходили из двух наиболее известных и состоятельных еврейских семейств Бордо: отец, Исаак Родригес Энрикес, стоял во главе семейного банка и входил в Великий синедрион ; мать, Эстер Градис, была дочерью Давида Градиса, крупного торговца и филантропа. В семье было трое детей, так или иначе связавших свою жизнь с искусством: брат Эжени, Ипполит , был писателем и историком; её сестра , вышедшая замуж за композитора Жака-Фроманталя Галеви , была известным скульптором .
В 1810 году Эжени с семьёй переехала из Бордо в Париж. В 1814 году она вышла замуж за торговца из Марселя Жозефа Фоа; в 1820 году у них родился сын Эдуар. Однако брак был несчастливым; в конце концов муж бросил Эжени. Она вернулась в родительский дом, где оставалась вплоть до смерти отца в 1836 году. В 1834 году Эдуар, живший с отцом в Льеже, убежал из дома, чтобы отыскать свою мать, но был арестован за бродяжничество. Вмешательство влиятельных родственников и друзей Эжени помогло убедить Жозефа позволить сыну жить с матерью в Париже .
В 1830-х годах Эжени начала печататься в женских и детских журналах (в том числе под псевдонимами Мария Фиц-Кларенс и Эдмон де Фонтан), став со временем профессиональным литератором . Первые её романы — « Le Kidouschim ou l’anneau nuptial des hébreu » (1830), « Rachel, ou l’héritage » (1833), « La Juive: Histoire du temps de la Régence » (1835) и др. — были связаны с еврейской тематикой. В них Фоа стремилась представить еврейские праздники и ритуалы как можно более привлекательными в глазах французских читателей, подчёркивая их высокую нравственность и красоту. Кроме того, Эжени Фоа создала в своих книгах новый образ еврейской женщины, существенно отличавшийся от традиционно сложившегося в романах романтического направления. Её героини отличаются независимостью и приверженностью еврейству: даже влюбляясь в мужчин христианского вероисповедания, они не стремятся перейти в христианство .
Впоследствии Фоа обратилась к иным жанрам и стала писать преимущественно для детей и юношества. Детская литература в то время не получала должного внимания, и Фоа многое сделала для её развития. Для юных читателей она писала сказки, биографии выдающихся людей и статьи на темы, связанные с еврейством . Позднее, в 1841 году, Фоа, всё больше отчуждаясь от своих близких, обратилась в католицизм и начала работать над житиями святых для детей . Наибольшим успехом среди её детских произведений пользовался « Le Petit Robinson de Paris, ou le triomphe de l’industrie » (1840), шестикратно переиздававшийся во Франции и несколько раз в США . Книги Фоа, адресованные детям, отличаются дидактизмом; в них проповедуются такие добродетели, как трудолюбие, благотворительность, религиозная терпимость. В числе тем, наиболее волновавших Фоа, — защита прав угнетаемых и обездоленных представителей человечества: рабов, женщин, детей, глухих людей .
Помимо собственно литературной деятельности, Эжени Фоа также вела модные рубрики в « Journal des débats » и «Chronique de Paris». В 1848 году она сотрудничала с феминистским изданием «La Voix des femmes» . Первая профессиональная еврейская писательница Франции, Фоа, вероятно, была также первой еврейской женщиной, зарабатывавшей на жизнь литературным трудом .
После смерти Фоа её произведения долгое время оставались популярными и многократно переиздавались, прежде чем подвергнуться забвению в XX веке . Некоторые из них были переведены на русский язык и издавались в России в 1830-х годах, в том числе в журнале «Детская библиотека» . Одну из книг Эжени Фоа, «Маленькие музыканты» (собрание рассказов о детстве Люлли , Гретри , Буальдье и других композиторов), любил ребёнком П. И. Чайковский .