Interested Article - Сараха

Сараха (что означает «выпускающий стрелу», «лучник» ), также известный как Сарахапа или Сарахапада — один из 84-х буддийских махасиддхов Индии . Упоминания о нём встречаются во многих буддийских произведениях, первое упоминание — в написанном на санскрите произведении автора XI века Абхаядатты «Жизнеописания восьмидесяти четырёх сиддхов» (Abhayadatta. Caturasiti-siddha-pravriti), русский перевод этого произведения осуществлён в 1993 году и называется «Львы Будды. Жизнеописание 84-х сиддхов». Сараху называют высшим сиддхой «новых тантр ».

Жизнь этого мастера тантры не укладывается в рамки обыденных представлений. Время рождения и продолжительность жизни до сих пор точно не установлены, место рождения тоже не выяснено однозначно. Некоторые исследователи говорят, что родился Сараха через три века после паринирваны Будды Шакьямуни , другие указывают на VII—IX века. Но при этом совершенно точно известны даты рождения некоторых его учеников. Так как родился Сараха в варне брахманов, его называли иногда «Великим брахманом». Его отец был учёным брахманом при дворе царя, который хотел отдать свою единственную дочь замуж за Сараху. Но Сараха отказался и принял санньясу .

В юности Сараха изучал хинаяну , но затем встретил четырёх девушек, оказавшихся дакини . Девушки убедили Сараху отведать четыре чаши крепкого вина, после чего он испытал четыре безмерных состояния осуществления: радость, высшую радость, радость, что превыше всякой радости и синхронно появляющуюся радость.

Позже Сараха проходил обучение в знаменитом монастыре Наланда . Некоторое время он следовал монашеской дисциплине, но продолжал тайно практиковать тантру , которая формально не укладывалась в устав винаи . Сараха учился у Шри Кирти, но через несколько лет обучения он получил в медитации указание, что его настоящим учителем станет женщина. Сараха является родоначальником нового витка в развитии различных учений тантры , поэтому его жизнь и события, связанные со многими аспектами обучения и передачи духовного знания, покрыты тайной, как принято во многих традициях сиддхов. Нам почти ничего не известно об учителе-женщине, которая стала женой Сарахи. Известно лишь то, что она была лучницей и изготавливала стрелы, была из низкой касты, и Сараха встретил её на базаре. В писаниях нет её имени, имён учителей и традиции, к которой она принадлежала. Но известно, что сам Сараха принадлежит семье , а это значит, что его жена тоже. Именно она, оставаясь в тени, направила развитие учения, а Сараха воплотил это направление. Одни традиции говорят, что жене Сарахи было пятнадцать лет, когда они встретились. Другие указывают на то, что женщина была значительно старше своего мужа и формально они не заключали брак, что послужило поводом для гнева жителей города, в котором жили супруги. Сараха вышел к разгневанным горожанам и пропел свою знаменитую «Царскую песнь» (Дохакоша). В результате реализации своей практики Сараха получил передачу махамудры от Бодхисаттвы десятого уровня Ратнамати, который, в свою очередь, получил это учение от Ади-Будды .

Среди учеников Сарахи были махасиддхи Нагарджуна и .

Из писаний известно, что Сараха скончался в Южной Индии, связанной с деятельностью махасиддхов его духовной семьи, на священной горе Шри Парвата. Но среди лам Бурятии прошлого поколения в ходу была история о том, что Сараха в 20-е гг. XX столетия посетил один из бурятских монастырей. Сараха не только сам знал практики достижения бессмертия, но и передал одну из них своему ученику Нагарджуне . Не только рождение, но и «смерть» махасиддхи Сарахи не укладывается в привычные представления.

Он считается автором нескольких песен в сборнике "Чарьяпада" ("Чарьягити"), на русский язык не переводились, за исключением перевода В. Микушевича, в кн.: БВЛ, том 16. "Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама и Японии. Составление С. Серебряного и П. Самасундарама." М. 1977).

Одна из песен, написанных Сарахой, помещена в этом томе:

........

Бытие и нирвана - заманчивый морок.

Ты в тенетах своих же! Так разве ты зорок?

Мы навеки затеряны в непостижимом;

Умирая, рождаемся в неудержимом.

Жизнь и смерть лишены различительных знаков.

Для живого и мертвого путь одинаков.

Если смерти боишься ты, бойся рожденья!

Может быть, заклинанья сильней наважденья?

В этом мире подлунном и в мире небесном,

Постарев, умирают в обличье телесном.

Жизнь к рожденью ведёт или к жизни рожденье?

Перед этим вопросом бессильно сужденье.

Литература

Абхаядатта. Буддийские мастера-маги. М. 2019.

Львы Будды. М. 1997.

Буддизм. Словарь. Издательство "РЕСПУБЛИКА". М. 1995.

Библитека всемирной литературы, том 16. "Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама и Японии. Составление С.Серебряного и П. Самасундарама." М. 1977.

Мифы буддизма и индуизма. М. 1983.

Мелодии Просветления. Изд-во Ориенталия. Москва. 2016.

Примечания

  1. В произведении «Львы Будды: жизнеописания восьмидесяти четырёх сиддхов» указывается город Роли в Раджни на востоке Индии.
  2. Ади-Будда выражает собой персонификацию дхармакайи и является сущностью всех будд и бодхисаттв . Ади-Будда эманирует из себя Будду измерения самбхогакайи , который в традициях ваджраяны представлен Ваджрасаттвой . А из Ваджрасаттвы эманируются остальные будды и бодхисаттвы, представленные различными семействами. Обычно в качестве Ади-Будды представляют Самантабхадру , но в школах «нового перевода» Ваджрадхару . В Китае и Японии в роли Ади-Будды выступает Вайрочана или Махавайрочана.
  3. После рождения Нагарджуны отец показал его предсказателю. Предсказатель сказал, что мальчик не проживёт и десяти дней, но дал наставления по продлению срока жизни до семи месяцев, а потом и до семи лет. Когда семь лет подходили к концу, Нагарджуна отправился в монастырь Наланда к Сарахе. Сараха пообещал, что если юноша примет монашество, то получит чудесный метод продления жизни. Нагарджуна принял монашество и получил посвящение в практику Будды Амитаюса . Нагарджуна реализовал данную практику и достиг бессмертия. Из жизнеописания Нагарджуны известно, что он дал обезглавить себя, но считается, что это не вызвало смерть его тела.

Ссылки

Источник —

Same as Сараха