Большое депрессивное расстройство
- 1 year ago
- 0
- 0
Большо́е Каза́риново — село в Большеболдинском районе Нижегородской области , в составе сельского поселения Большеболдинский сельсовет . Село расположено на левом берегу речки Азанки , в 2 км от районного центра (по автодороге) .
Год | 1859 | 1895 | 1916 | 1925 | 1989 | 2002 | 2010 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Население, чел. | 524 | 758 | 947 | 1 035 | 718 | 609 | 201 |
Мужчины | 267 | 372 | ? | ? | 329 | 279 | 97 |
Женщины | 257 | 386 | ? | ? | 389 | 312 | 104 |
Казариновские земли, как и вся округа, заселялись во второй половине XVI века . Своё название село получило по имени одного из первых владельцев. В «Арзамасских поместных актах» за 1606 год упоминается владелец Казарин Нефедьев, а селение, основанное им, называлось Нефедьево, Казариново тож . Некоторые признаки говорят о том, что современное Большое Казариново было основано позднее, чем первоначальное Нефедьево, возможно, в другом месте и путём переселения крестьян . На это указывают изменения в названии: в 1736 году оно называется Новое Казариново , а в конце XVIII века — уже Большое Казариново . Только в Большом Казаринове « цокают », и только в нём существует гончарный промысел . В окружающих селениях ни «цоканья», ни гончарного ремесла нет . Можно предположить, что сейчас в селе живут потомки вывезенных в XVII—XVIII веках откуда-либо крестьян — белорусов , украинцев , литовцев . Таких сёл немало в Нижегородской области и на территории современного Большеболдинского района. К тому же именно там — в Белоруссии , Западной Украине , Прибалтике — впервые узнали способ лощения и томления керамики в IV веке новой эры .
В 1624 — 1626 годах частью казариновской земли владел Фёдор Фёдорович Пушкин , о чём упоминается в копии с отказной книги 1800 года на «движимое и недвижимое имение» Елизаветы Львовны Солнцевой :
...за Федором Федоровым сыном Пушкиным жеребеи в деревне Нефедьеве, Казариново тож... межа деревни Нефедьева стольника Никиты Бобарыкина с Федором Пушкиным той же деревни Нефедьевой по урочищам... по правую сторону земля Федора Пушкина, а по левую сторону Никиты Бобарыкина...
Ф. Ф. Пушкин в 1641 году, выдавая свою дочь Анастасию за князя Ивана Андреевича Хованского , отдаёт казариновскую вотчину в качестве приданого . С этого времени имение числилось за князем Хованским. За участие в заговоре в 1682 году Хованский был казнён, и казариновское поместье было отдано его вдове княгине Анастасии. Несколько лет спустя она продала имение Борису Львовичу Саблукову , после смерти которого Казариново перешло его зятю князю Василию Машкову. В 1731 году казариновские земли купил полковник Сергей Васильевич Чебышев .
В начале XIX века Большим Казариновым владеет В. Ф. Чебышева . В имении числится 138 десятин земли и 330 крепостных (мужчин). В середине XIX века имение покупает владелец половины Большого Болдина Сергей Васильевич Зыбин . В это время в селе 52 двора и 330 душ, на конец века — 120 дворов .
Первая церковь в Большом Казаринове была построена в 1744 году владельцем села полковником Сергеем Васильевичем Чебышевым. Храм был деревянным, однопрестольным , и был освящен в честь Преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Но эта церковь сгорела от грозы , и вместо неё в 1860 году была построена новая, также деревянная и однопрестольная. По сведениям адрес-календаря Нижегородской епархии , в это время в церковном приходе насчитывалось 307 мужчин и 309 женщин. Церковной земли значилось 34 десятины, имелся дом для причта .
К настоящему времени церкви в селе не сохранилось.
История изготовления чернолощёной керамики в Большом Казаринове начинается, по данным археологических раскопок, с XVI века. Да и сами местные жители утверждают, что изготовление глиняной посуды у них началось с незапямятных времён . Относительно предпосылок возникновения промысла интересно мнение Н. И. Руновского, нижегородского краеведа конца XIX века :
Что касается причинъ его возникновенія, то на нѣкоторыхъ основаніяхъ можно думать, что промыселъ возникъ здѣсь въ слѣдствіе трудолюбія жителей и обилія въ матеріалѣ, необходимомъ для гончарнаго производства. Кромѣ того его возникновению способствовала, по всей вѣроятности, настоятельная нужда окрестныхъ селеній въ посудѣ...
Древность промысла (равно как и факт переселения казариновцев) нашла отражение и в местной легенде :
В давнюю пору в селе Покровском (ныне Черновское ) жил барин со своим сыном. В прислугах у них служила черница (крепостная), и была у неё дочь-красавица, которую звали Казара. Сын барина и Казара полюбили друг друга, но жениться не могли. Барин решил помочь сыну: выделил чернице и её дочери небольшой надел на месте села Казаринова. Там и поселились крепостные. Сюда переехала и Казара с матерью. Со временем село стало называться по её имени Казариново. Когда Казара и сын барина поженились, то они из села уехали, а вот крепостные остались. Им понравилось место — лес, речка. На горе вблизи обнаружили первые казариновцы глину, стали делать из неё посуду.
Изготовление посуды на протяжении веков велось традиционно. Для изготовления чернолощёной керамики казариновские мастера употребляли особую синюю глину , которую брали в определённом месте, на правом берегу речки Азанки . В настоящее время здесь сохранились ямы и другие следы прежних раскопов. Рыли глину постоянно, но прежде всего зимой, когда можно было не опасаться обвала земли. Прежде чем приступить к работе, глину приготавливали специальным образом: из общей массы брали кусок и клали на каменную плиту, разбивали обухом . После того, как глина была приготовлена, на ручном круге начиналось изготовление посуды. Современный ножной круг появился в Большом Казаринове только в 30-х годах XX века .
Избы в Казаринове, как правило, строились выше обычных крестьянских, так как наверху по стенам устраивались полки для сушки посуды. Печи в избах клались больше обычных размеров — для использования при закаливания посуды. Работали гончары в тех же избах, где сохла посуда. Здесь же хранились запасы глины. Гончарным промыслом занимались в Казаринове в основном мужчины, но в отдельных процессах принимали участие и женщины. Изготовленную посуду складывали на полки, где она подсыхала 5—6 дней. После чего её обрабатывали, а затем приступали к обжигу .
Значимость казариновской керамики заключается не только в многообразии и классической выверенности форм, но и в совершенном традиционном орнаменте . Узор на посуде мог быть разным: от совсем простых вертикальных линий до сложного геометрического рисунка.
Растительные и антропоморфные мотивы почти не использовались. Чаще всего рисунок представлял собой сочетание самых простых мотивов — ёлочка, сетка, параллельно идущие прямые линии, неровные спиралевидные завитки.
Изделия казариновских мастеров:
1 —
кринка
;
2 —
кувшин
;
3 —
квасник
;
4, 5 —
корчаги
;
6 —
кумган
;
7 — дойник;
8 — урыльник;
9 —
горшок
;
10 — ушан;
11 — кашник;
12 —
блюдо
.
Среднюю часть кувшина или кринки обычно покрывали параллельными линиями, завитками, полукружиями, ёлочкой. Нижнюю часть украшали довольно плотной сеткой пересекающихся или параллельных линий и отделяли от средней части линией-пояском или даже несколькими лощёными или выпуклыми поясками. Верхняя часть кувшина могла быть и орнаментально богатой, но чаще всего её покрывали поясками, ёлочкой, параллельными линиями. Горлышко изделия оставляли без орнамента или делали ряд выпуклых поясков. Очень часто у казариновских изделий горлышко расширено кверху. На мисках и блюдцах, как правило, преобладали горизонтальные линии .
В XX веке, в связи с промышленным производством посуды, казариновский промысел стал постепенно угасать.
В 70-е годы XX века председателем местного колхоза «Борьба» Иваном Егоровичем Клюевым было принято решение поставить местный промысел на производственную основу и открыть в хозяйстве гончарный цех. В цехе постоянно трудилось 5—6 умельцев, а продукцию развозили по всей округе. В начале 90-х цех был передан одному из молодёжных центров Нижнего Новгорода, а потом и вовсе закрыт.
В настоящее время в Большом Казаринове гончаров почти не осталось.
Сейчас полюбоваться на казариновскую керамику можно в сельской библиотеке, где местной заведующей собрана целая коллекция изделий, а также в Большеболдинском выставочном зале, где в 2008 году открылась «Комната народных промыслов». В небольшом помещении размещена экспозиция из нескольких десятков старинных и современных чернолощёных изделий, установлен старый ручной гончарный круг .
В настоящее время в Большом Казаринове имеются детский сад , дом культуры , магазин .