Interested Article - Кулка, Томаш
- 2021-08-06
- 1
То́маш Ку́лка ( чеш. Tomáš Kulka ; родился 18 сентября 1948 , Новы-Грозенков, Злинский край ) — чешский теоретик искусства, философ, исследователь эстетики, переводчик. В своих работах основное внимание уделяет вопросам современной эстетики (проблемы китча , оценки произведений искусства, семиотика искусства). Научные работы пишет на чешском и английском языках. Преподаватель в Карловом университете и член экспертного совета журнала Estetika: The Central European Journal of Aesthetics .
Биография
Родился в 1948 году, в городке Новы-Грозенков ( чеш. Nový Hrozenkov ) недалеко от города Злин , Чехословакия.
В 1967 году начал изучение философии и политической экономики на философском факультете Карлова университета . После подавления Пражской весны в 1968 году эмигрировал в Великобританию, где продолжил изучение философии у сэра Карла Поппера и экономики — в Лондонской школе экономики и политических наук . В 1972 году переехал в Израиль, где при Еврейском университете в Иерусалиме получил звание магистра философии (1976) , а затем звание доктора философии (1986) . Помимо этого, с 1972 по 1991 год Томаш Кулка работал в качестве корреспондента «Свободной Европы» по Ближнему Востоку.
В Еврейском университете Кулка читал лекции по формальной логике , истории современной философии , философии науки и эстетике . Также он читал лекции по философии искусства в Академии искусств «Бецалель» .
В 1986 году Томаш Кулка перевелся в университет в Тель-Авиве, где на кафедре философии основал отделение философии искусства. В качестве приглашенного профессора (в период с 1992 года по 1996), Кулка читал лекции по философии и эстетике в Центрально-Европейском университете в Праге. С 1996 года он преподает на кафедре эстетики философского факультета Карлова университета .
Израильский историк — старший брат Томаша Кулки.
Область научного интереса
Научные интересы Томаша Кулки сосредоточены в основном на вопросах современной эстетики , таких как семиотика искусства, оценка произведений искусства, теория метафоры, определение понятия искусства, проблемы китча и фальсификации . Исследования Кулки проводятся в границах, сформулированных англо-американской научной традицией ( Карл Поппер , Нельсон Гудмен , Монро Бердсли , Фрэнк Сибли и др) .
Китч
Китч является одной из центральных тем исследований Томаша Кулки. Под китчем понимается подражание внешней стороне искусства, поддельность, лёгкая воспроизводимость , апелляция к элементарным, утрированным эмоциям зрителя/слушателя. Китч служит исключительно декоративной цели и не имеет истинных художественных достоинств. Китч лишь повторяет то, что зритель уже знает.
Томаш Кулка в своих работах производит подробный анализ понятия «китч» и его обманчивой природы, делает сравнительный анализ китча и искусства, рассматривает явление художественной и эстетической «бесполезности» китча.
По :
1. Китч обыгрывает красивые или эмоционально сильные темы ;
Первое условие может быть проиллюстрировано китчевыми литературными романами. Литературный китч имеет сильный эмоциональный заряд и использует стандартные эмоциональные ситуации, которые вызывают у читателя спонтанный отклик, в котором отсутствует момент рефлексии. Китч подчинен моральным стандартам и социальным идеалам своего времени. И в литературе, и в изобразительном искусстве китч, как правило, показывает то, что повсеместно признается как «красивое», «правильное».
2. Отображаемые китчем темы подлежат мгновенной и легкой идентификации ;
Второе условие подразумевает мгновенную понятность, доступность читателю или зрителю. Язык литературного китча должен быть достаточно простым, воображение воспринимающего не задействовано. Китч не нуждается в интерпретации или усилии для восприятия.
3. Китч никак сущностно не обогащает ассоциации, связанные с изображенной темой .
Третье условие гласит, что восприятие и взаимодействие с предметами китча не обогащает наш опыт о новых аспектах реальности и не обостряет само восприятие.
Публикации
В 1994 году Томаш Кулка издал книгу «Искусство и китч» ( Umění a kýč , 1994), которая была издана также на английском языке ( Kitsch and Art , 2002). В книге поднимаются две темы: анализируется специфическая сущности такого явления, как китч, а также поднимается общая проблема оценки художественного произведения. В первой части устанавливаются критерии для выделения и определения китча, а также основания для применения концепции китча в целом. Вторая часть посвящена «лживому» характеру китча. Анализ его проявления приведен на примерах живописи (преимущественно), но представлены и другие жанры искусства .
Последняя вышедшая монография носит название «Искусство и фальсификация: монизм и дуализм в эстетике» ( Umění a falzum: Monismus a dualismus v estetice , 2004). В ней поднимается проблема оценки искусства и его подлинности, а также вопрос об разграничении оригинала и копии в эстетике. Кулка выдвигает представление, что произведение искусства не может быть полностью истолковано, исходя лишь из его эстетических качеств , необходимо учитывать также и роль, которую произведение сыграло в общем контексте развития искусства (так называемая художественная ценность) .
Другие научные работы Кулки по философии языка, философии науки и эстетики опубликованы в журналах British Journal for the Philosophy of Science, Philosophy and Social Sciences, British Journal of Aesthetics, Philosophia, Leonardo, Poetics Today, Iyyun: Jerusalem Philosophical Quarterly, Filosofický časopis a Estetika
Монографии
- Kitsch and Art. Pennsylvania State University Press, 1996. ISBN 978-0-271-01594-1 .
- Umění a kýč. Praha: Torst, 2000. ISBN 8072151282 .
- Umění a falzum: Monismus a dualismus v estetice. Praha : Academia , 2004. ISBN 802000954X .
Статьи
- .
- False Metaphors and Nonsense: Retort to Nelson Goodman. Poetics Today, Vol. 13, No. 4, (1992), pp. 809–811.
- How Metaphor Makes Its Wonders. Poetics Today, Vol. 13, No. 4, (1992), pp. 795–806.
- Forgeries and Art Evaluation: An Argument for Dualism in Aesthetics. Journal of Aesthetic Education, Vol. 39, No. 3, (2005).
- (англ.) // Organon F.. — 2007. — Vol. 14 , no. 3 . — P. 320—333 .
- Estetika: The Central European Journal of Aesthetics, (2014), pp. 86 – 94.
Примечания
- ↑ — 2003.
- ↑ (англ.) — 2008.
- ↑ (чеш.) . Filozofická fakulta Univerzita Karlova . — Профиль преподавателя на веб-странице философского факультета Карлова университета . Дата обращения: 12 апреля 2018. 1 апреля 2018 года.
- (англ.) . Дата обращения: 12 апреля 2018. 12 апреля 2018 года.
- ↑ (чеш.) . ČBDB.cz. — Чехословацкая библиографическая база данных, раздел об авторе Томаше Кулке с биографической справкой. Дата обращения: 12 апреля 2018. 1 апреля 2018 года.
- (чеш.) . www.pametnaroda.cz (30 июня 2017). Дата обращения: 10 февраля 2019. 10 февраля 2019 года.
- Персональная страничка о Кулке на портале чешско-словацкой веб-базы данных о чешском и словацком искусстве abART. от 1 апреля 2018 на Wayback Machine
- ↑ Информация из анонса открытой лекции Кулки от чешского онлайн-журнала Artalk.cz от 1 апреля 2018 на Wayback Machine
- Интервью Томаша Кулки: «О святости, подлинности, искусстве и китче», интервьюер Мартина Пахманова. от 2 ноября 2019 на Wayback Machine
- Tomas Kulka. (англ.) // The British Journal of Aesthetics. — 1988. — Vol. 28 , iss. 1 . — P. 18–27 . — ISSN . — doi : .
- ↑ Описание и фрагменты англоязычного издания книги, «Kitsch and Art», в Google Книгах. от 1 апреля 2018 на Wayback Machine
- ↑
- Рецензия на книгу Томаша Кулки Umění a falzum: Monismus a dualismus v estetice в журнале «Dějiny a současnost» (2005), автор рецензии Вит Влнас. от 1 апреля 2018 на Wayback Machine
- Онлайн-ссылка на полную публикацию статьи «Kitsch» (на английском языке). от 1 апреля 2018 на Wayback Machine
- Tomas Kulka. // Poetics Today. — 1992. — Т. 13 , вып. 4 . — С. 809 . — ISSN . — doi : .
- Tomáš Kulka. (англ.) // Organon F. : medzinárodný časopis pre analytickú filozofiu. — Bratislava: Filozofický ústav SAV, 2007. — Vol. 14 , no. 3 . — P. 320—333 . — ISSN . 22 декабря 2018 года.
- . aesthetics.ff.cuni.cz. Дата обращения: 9 февраля 2019. 10 февраля 2019 года.
- 2021-08-06
- 1