Парад Победы (фильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
День побе́ды
— полнометражный документальный фильм
Сергея Лозницы
о русских в столице Германии в день празднования
9 мая
2017 года
. Все события разворачиваются в мемориальном комплексе
Трептов-парка
, где захоронены советские солдаты, — с утра и до наступления сумерек. Лента не содержит политических деклараций, закадрового комментария и архивных вставок, режиссёр показывает только то, что есть. Это портрет события, а также тысяч людей, принявших в нём участие.
Премьера состоялась в феврале 2018 года на
Берлинском кинофестивале
в рамках программы «Форум».
Новобранцы маршируют в боковой аллее парка. Фрагменты барельефа Вучетича . Собираются люди: с флагами, цветами, домашними питомцами… на небольшой тележке с портретом Сталина , запряжённой двумя ухоженными собаками, надпись: «Спасибо». Цветы у подножия одного из монументов, много гвоздик. На лацканах большинства пришедших георгиевские ленточки . Звучит и русская и немецкая речь, можно расслышать: «Я не русский, я не немец…» Встречаются люди с выправкой и в парадной военной форме. Много собак.
Фрагменты барельефа. Под советские военные песни людей собирается всё больше, много детей. Где-то по заявкам исполняют « Прощай, любимый город! ». По-немецки звучит: «Сегодня 9 мая 2017 года. Очевидно, что в Германии, в Европе и особенно в России Вторая мировая война не закончилась. Мирный договор, заключённый между 54 странами, нарушается. Очевидно, что Третий Рейх никуда не капитулировал… Очевидно, что никакого перемирия не произошло… Очевидно, что в Германии не соблюдаются права человека. Очевидно, что в Германии царит открытая диктатура, замаскированная под партийную демократию, которой нет». — это произносит оратор возле растяжек антифашистской организации, его слушает малочисленная группа людей.
Партизаны с барельефа будто бы наблюдают… Множество знамён: советские, союзных республик, российские, немецкие. Кто-то с портретами близких. Неожиданно запевают « Катюшу ». Обрывок исступлённой немецкой речи в толпе: «С нацистами можно делать что угодно, дать им по лицу — им наплевать. Нацист любит фингал под глазом. Чего не стоит делать, так это смеяться над нацистами. Они это совсем не любят». Вдали исполняют « Нам нужна одна победа », некоторые подпевают. На косогоре некий клуб зачитывает собравшимся письма ветеранов, почётных граждан Донецкой и Луганской республик. Среди атрибутики Богородица под стеклом, растяжки « Ночных волков ». Традиционная горсть земли из Брестской крепости достаётся женщине, впервые здесь оказавшейся, она пришла с фотографиями матери, деда, членов семьи.
Барельеф с лицами скорбящих. Байкер из Казахстана, чей дед воевал, счастлив, что проехав 10 000 километров, привёз сюда флаг. На лужайке перед микрофоном исполняют « Смуглянку ». У Монумента солдату весело танцуют и поют «Казаки в Берлине», вслед « Калинку », плавно переходящую в зажигательную « Лезгинку ».
Барельеф с немецким танком, раскаты грома. Темнеет. Юный горнист, как может, играет к началу торжественной церемонии — зачитыванию имён всех бойцов и командиров Красной армии, погибших в боях за Берлин и похороненных в Трептов-парке . Начинается дождь. Некто в тёмном костюме довольно бесцеремонно переставляет застывшего в почётном карауле бойца. Люди под зонтами, байкеры «Ночных волков» несут венок. Чтение продолжается… Компания женщин вокруг аккордеониста «с листа» запевают «Прощальную комсомольскую», а затем, уже на память — «Катюшу». Женщины танцуют. Среди вальсирующих под « Алёшу » пар появляются мужчины.
Барельеф с идущими в наступление бойцами. Мать переодевает сынишку в гимнастёрку, другие родители тоже с одетыми в военное детьми, один ребёнок истошно плачет. Люди фотографируются на фоне Монумента солдату, кто-то произносит не совсем трезвый монолог о нравственности: «Нравственность! В России она была, есть и будет — нравственность — духовная, настоящая, славянская нравственность».
Барельеф «Клятва». У подножия Воина-освободителя идёт акция с участием всех флагов союзных республик .
Барельеф с Лениным и парадом на Красной площади. Вырезанные в камне слова: «Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина.
И. Сталин». Ритмичная украинская песня в национальных костюмах «Чорнi очка як терен», за ней «Ти ж мене пiдманула». Люди много фотографируются. Зычный женский голос за кадром: «Дружба,
Freundschaft
, за победу, ура! Германия, Украина, Россия вместе, друганы!» Доносятся обрывки чьего-то выступления на немецком:
«… Дахау был первым концлагерем на немецкой земле… Заключённые были коммунистами или подозревались в пособничестве коммунистам. 10 тысяч революционеров, рабочих, сражавшихся в классовой борьбе, были убиты. Буржуазные политики прекрасно знают, что без судьбоносного участия бывшего Советского Союза и Красной армии победа над гитлеровским фашизмом была бы невозможна. Тем не менее, сразу после победы пришла волна антикоммунизма. Направленная, в частности, на личность Сталина. Вершиной стал абсурдный образ коричнево-красных, где Гитлеру и Сталину, как худшим врагам демократии, был придан равный статус».
Барельеф с занявшими оборону. Группа празднующих, расположившаяся у парапета: музицирует, поёт военные песни (Журавли), танцует. В другой группе отдыхают под «Украина и Крым, Беларусь и Молдова…» О. Газманова . Ещё одна уже не вполне трезвая группа просто скандирует: «День победы!». Две уставшие женщины подпевают, сидя у подножия кургана.
Барельеф с обнимающимися, вернувшихся домой. Люди поодиночке и парами поднимаются по ступеням к вершине кургана, у многих цветы. Их всё больше. Перед входом в памятный зал образуется очередь. Внутри — тишина и полумрак, нарушаемый лишь редкими вспышками фотографирующих. Вот уже образовался холм из цветов — постамента из чёрного камня не разглядеть. С верхней площадки хорошо просматривается лестничный парапет, на котором тоже лежат цветы. К стоящими здесь же мужчинами, разглядывающими бронзовую фигуру солдата, обращается немец и завязывается диалог:
Далее немец-левак пытается убедить, что в нынешней Германии опять правят фашисты, но русский боевито отстаивает честь новой родины.
Барельеф прощания с погибшим. На площади поток людей, уходящих и только пришедших. Воин-освободитель. Барельеф похорон.
Каждое 9 мая в
Трептов-парке
собираются группы русскоязычных людей для празднования Дня Победы
. Среди них — бывшие граждане СССР, давно перебравшиеся в Германию, новоиспечённые граждане Германии, случайные прохожие и туристы. Случается, захаживают и немцы.
Картина снималась методом стороннего наблюдения статичными камерами с чаще всего длиннофокусной оптикой. Для съёмок был приглашён Диего Гарсиа, оператор из Мексики, ещё одним оператором был Йессе Мацух из Германии, прежде работавший с режиссёром на фильме «
Аустерлиц
» (2016)
.
Я присматривался к этому месту, к этому дню именно в Берлине, поскольку я ищу места и мгновения, которые воплощают в себе парадоксальные вещи. Я не знаю больше в мире таких мест, где страна, которая победила другую страну, в столице побеждённого государства празднует победу.
Когда удаётся снимать в местах, где люди выходят за рамки обыденного ритуала жизни и попадают в эту карнавальную атмосферу, когда вы можете видеть то, что обычно скрыто повседневностью, — это очень интересно.
…я уже знал, как это действо будет развиваться, предполагал, где активные точки, где выгодно и хорошо поставить камеру. Более-менее мы были подготовлены. Как вы понимаете, когда наступает буря, то вся эта подготовка куда-то улетучивается, всё равно не успеваете. Несколько раз нам повезло, мы ставили камеру перед потоком, который следовал за байкерами. Они, как это ни странно, всегда останавливались перед нашей камерой.
— Сергей Лозница , Радио «Свобода» 2018
Статичные кадры скульптурных композиций Вучетича , украшающих шестнадцать расположенных там саркофагов, делят фильм на эпизоды.
Производство: Imperativ Film совместно с Taura и Rundfunk Berlin-Brandenburg (RBB) при финансовой поддержке Medienboard Berlin-Brandenburg.
Сталинский монументализм, конечно, выглядит намного более благородно, куда лучше соответствуя торжественности момента, чем простонародный праздничный шабаш. В идеальном мире потомки победителей должны были быть столь же красивыми и величественными, как памятники. Но получилось, как получилось…
— Стас Тыркин , « Комсомольская правда » 2018
Фильмы этого режиссёра — своеобразные «машины желаний». Они предлагают зрителю сформировать свою интерпретацию, предлагая чрезвычайно сильные образы в качестве модели для сборки. «День победы» в этом отношении показателен. Можно оскорбиться всем увиденным. А можно растрогаться. Поводы найдутся и для того, и для другого.
Русские вновь в столице Германии — чем не символическое отражение того самого Дня Победы? Но это если вычеркнуть из памяти, что большинство празднующих — эмигранты, покинувшие родные края и худо-бедно встроившиеся в капиталистический немецкий рай. Кто они в этой ситуации — победители или побеждённые? Ответ зависит снова не от автора фильма, а от зрителя.
— Антон Долин , « Meduza » 2018
Скалятся волчары с чёрных знамён — это у бронзового Воина-освободителя позируют байкеры: чёрные очки, бандитские чёлочки, лица опять же угрожающе насуплены, телеса обтянуты кожаными куртками, до пупов увешанными значками и бляшками неизвестно за какие заслуги. Оратор за кадром возглашает заученные фразы о том, что советские воины «коричневую чуму отбросили на периферию цивилизации», а эти гастролёры экипированы аккурат, как те фашиствующие подонки, что в американском кино наводили ужас на сонное захолустье.
Трудно понять, что заставляет этих женщин, играя плечиками и размахивая платочками, столь упоённо радоваться… Чему, собственно? Поддатый мужичонка, впрыгнувший в круг, не отстаёт, выделывает коленца. Заметим, что ни один проклинаемый в Отечестве «фальсификатор» славных страниц, включая самого Виктора Суворова, не призывал к весёлым пляскам на воинских кладбищах.
— Олег Ковалов , « Искусство кино » № 3—4 2018
…любой официоз захлестнёт и перемелет стихия народного чувства. «День победы» при всей его едкости посвящён именно этой народной стихии. Стихийной воле к коллективному переживанию, порывистости жеста, русской жовиальности. Тут противное и, в общем, преступное «можем повторить» уже читается иначе: мы выжили и сможем это повторить. Потому что у нас «молдаванка» превращается в лезгинку, у нас пьяноватый кавказец увлекает в танце паву в белом, у нас три пенсионерки – уже хор, у нас даже в Берлине будет русская жизнь со всей её аляповатостью, чрезмерностью и кадрильностью.
— Виктория Белопольская, « Настоящее время » 2020