Коваль, Юрий Иосифович
- 1 year ago
- 0
- 0
Юрий Иосифович Малецкий ( 6 февраля 1952 , Куйбышев — 20 февраля 2018 , Москва) — русский писатель, эссеист, критик. Дебютировал в 1986 году, с 1996 года жил в основном в Германии, бывая в Москве. Умирая, приехал в Москву, где и ушёл из жизни.
Окончил филологический факультет Куйбышевского университета . Жил в Москве. Дебютировал в литературе повестью «На очереди» в парижском журнале « Континент » (1986, под псевдонимом Юрий Лапидус). В течение двух месяцев заведовал отделом прозы в журнале « Новый мир » (1995).
Эмигрировал в Германию (1996); работал экскурсоводом по культурно-историческим маршрутам Европы. Недолгое время был главным редактором журнала « Грани » (1996), впоследствии входил в редколлегию журнала « ».
Критик В. Сердюченко акцентирует проблематизм эмиграции как жизненного выбора в опыте Юрия Малецкого: «в „Континенте“ появилось горестное откровение Юрия Малецкого („Проза поэта“) о подлинной судьбе русского гуманитария на чужбине. Мои переместившиеся на Запад знакомые прячут, так сказать, своих эмигрантских скелетов в шкафу, но нашелся человек, вывернувший эту горестную правду наружу. Название повести поразительно точно. Это отчет о столкновении прекраснодушных эмигрантских баек с жестокой прозой эмигрантской жизни. К чести автора и его героя в повести нет анафем обманувшему его Западу. Это он вел себя наивным олухом, потерявшим работу, растринькавшим последние семейные сбережения и вздумавшим поправить свои дела за счет мифических литературных заработков на Западе. Читаешь такое и диву даешься: да неужели же возможно такое младенческое простодушие? Возможно — отвечает на это Ю. Малецкий, и продолжает с зубовным скрежетом описывать голгофу российского Кандида на эмигрантском Западе. Но, повторяем, в своих несчастьях герой винит себя сам — и в конце концов добирается до тех именно истин, о которых говорилось в начале: эмиграция — это соcтояние души. „Пуститься на такую авантюру, как переезд в другую страну /…/, имея более сорока лет за плечами, двадцать лет дисциплине неработанья по 8 часов в сутки, отсутствие какой бы то ни было полезной специальности и способности ей обучиться, семью, которую надо тянуть и тянуть годами, пока хотя бы старший (о младшей страшно и подумать) не станет взрослым самостоятельным человеком, — сделать это из столь пубертатных побуждений, как склонность к самопознанию, может только безумец и притом безумец социально опасный“» .
Умер после продолжительной болезни 20 февраля 2018 года в Москве. Отпевание прошло в церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке. Похоронен на Перепечинском кладбище Москвы (участок 53) .
Первая публикация Малецкого — повесть «На очереди» в парижском «Континенте» (1986, под псевдонимом Ю. Лапидус). В России начал публиковаться в момент распада советской матрицы в журналах «Знамя», «Дружба народов» и в особенности часто в московском «Континенте». Первая книга, «Убежище», вышла в 1997 году в издательстве «Книжный сад» (Москва), вторая, «Привет из Калифорнии», — в «Вагриусе» (2001, Москва). Наиболее активный период его творчества пришелся на конец 1990-х годов и на первое десятилетие нового века. Публиковался как прозаик, критик, эссеист. Полемизировал с религиозно-философской концепцией Людмилы Улицкой, предложенной ею в романе «Даниэль Штайн, переводчик».
Публиковал эссе и статьи в парижской газете " Русская мысль ".
Последняя книга Малецкого, «Улыбнись навсегда», вышла незадолго до его смерти в петербургском издательстве «Алетейя» (2017). В значительной части она представляет собой авторскую исповедь.
Романы «Любью» и «Конец иглы» входили в шорт-лист премии « Русский Букер » (1997, 2007). Отмечен премией журнала «Золотой век» (1995).
Очень глубокий, я бы даже сказал, философский писатель Юрий Малецкий где-то уже давно приютился в Германии. И глаза его сумасшедшие постоянно разыскивают Юрия Кувалдина . Главное, клевать по буковке каждый день. Книга, кирпич, как раньше говорили, писателя Юрия Иосифовича Малецкого "Убежище" в руках у писателя Юрия Кувалдина. Я и сам ныне поражаюсь, неужели её издал я?! Неужели я выпустил уже более 200 номеров журнала без единого пропуска, каждый месяц со дня основания, один?! И книг наиздавал сотни на миллионы экземпляров?! И написал десять томов художественных произведений?! Как сказал поэт Вадим Перельмутер: "Кто из круга сделал квадрат - тот будет Сигизмундом Кржижановским!" И книга писателя Юрия Малецкого среди них. Юрий Малецкий такой был шаткий, такой неуверенный, на меня смотрел с дрожью, с боязнью, как на генерала. Оно и так, я строг, очень строг, люблю муштру, плац, строевую подготовку. Книга Юрия Малецкого очень плотная, крепкая, великолепно написанная, гениально изданная, еще гениальнее оформленная Лидером Третьего Русского Авангарда художником Александром Трифоновым. С авторскими комментариями в конце, в которых Юрий Малецкий пишет: "Идея включить в книгу авторские комментарии принадлежат издателю Ю.Кувалдину".
По мнению критика Евгения Ермолина ,
Юрий Малецкий — лидер современной русской прозы религиозного горизонта. И лишь глобальные деформации актуальной литературной карты мешают многим это принять и осознать .
"Бесконечно рефлексивный, интеллигентски раздвоенный, по видимости, метущийся и колеблющийся современный русский прозаик Юрий Малецкий на редкость последовательно и целеустремленно выращивает вечное из бытового и повседневного. Юрий Малецкий-автор апеллирует к ортодоксальным смыслам и обновляет настоящий, строгий и темный огонь веры, сопряженной с грехом, избывающей остро пережитый грех. В его постепенно сложившейся лирико-драматической трилогии «Любью», «Физиология духа» и «Конец иглы» мы имеем концентрат неповседневного опыта, оригинальное свидетельство о современном человеке, реализацию смысложизненной коллизии в традиции Достоевского и Толстого. В прозе Малецкого представлены опыты о современном человеке с его верой и его безверием, на границе бытия и смерти, в напряженном диалоге с Богом и с другим человеком, с нерешенной проблемой одиночества, с надрывно-упорным поиском любви как неизбежно-мучительного средоточия существования - и с опытом неудачи как центральным опытом человеческой жизни в этом падшем мире" .
В предисловии к последней книге Малецкого критик Ирина Роднянская отмечала, что роман «Улыбнись навсегда» - это "личный опыт острейшего пограничного состояния, переживаемого человеком в чужой стране и в больничном одиночестве, однако обобщенный до опыта всечеловеческого (о чем говорит первоначальное название этого текста «Однажды… везде… любой»). Мы входим в поток казалось бы, трудного интеллектуального чтения, где, «на роковой очереди» (Ф. Тютчев о позднем возрасте), осмысляются «последние» вопросы жизни и смерти, веры и неверия, близости к Богу и отдаления от Него, - подсвечиваемые новеллистическими флешбэками, отсылающими к прошлому героя, и богатейшей «упоминательной клавиатурой» из сфер словесности живописи, архитектуры, истории. А между тем это легкое, даже радостное чтение, которое переливается всеми оттенками комизма – от высокого юмора вплоть до анекдота и балагурства. Можно сказать, что перед нами трагикомическая эпопея личной и всеобщей человеческой судьбы на ее пределе". Критик следующим образом характеризовала "неоконченную повесть" «Конец иглы»: "В ней продемонстрировано искусство столь склонного к автобиографизму и автопсихологизму писателя вжиться в совершенно иноприродную ему по всем признакам душу – в психику старухи на девятом десятке очень по-советски неверующей во что бы то ни было «божественное», безоружной перед конечным явлением Смерти; повесть названа «неоконченной» в знак веры автора в посмертие, предстоящее и этой страждущей от перспективы небытия человеческой душе" .