Interested Article - Зухд
- 2021-02-13
- 2
Зухд ( араб. زهد — «аскетизм», «воздержание», «отречение») — одно из основных этических понятий ислама , предполагающее отказ от земных удовольствий. Часто переводится как аскетизм . В суфизме этот термин означает необходимый этап мистического пути. Обладающий этим качеством называется захидом .
Большинство средневековых исламских богословов прибавляли к своему имени эпитет захид . Суфии и многие исламские богословы видели в зухде способ «очищения» души и сердца от мирской «скверны». В исламе господствует концепция «умеренного» зухда, при котором «мирские соблазны не отвлекают мусульманина-аскета от „искреннего“ служения Аллаху» . В современном мусульманском мире понятие зухд и захид употребляются преимущественно в значении благочестивой жизни и благочестивого человека .
История
В первые века хиджры аскетические настроения затронули практически все направления ислама. Чаще всего они использовали термины ниск (« благочестие », «подвижничество»), кана’а (« умеренность и контроль над желаниями») и вара’ («крайняя осмотрительность в различении дозволенного и запрещённого религиозным законом»), но в VIII веке эти понятия заменил термин зухд .
Тема зухда прослеживается уже в ранних сборниках хадисов, агиографической литературе и суфийских «учебных» сочинениях X—XIII веков. Концепция зухда оформилась в среде видных деятелей раннего мусульманского благочестия (зуххад), среди которых Хасан аль-Басри , Суфьян ас-Саури , Ибрахим ибн Адхам и др. Западные исламоведы считают, что концепция зухда формировалась, возможно под влиянием христианского монашества, манихейства и индийской традиции, и развивалась в русле суфийской традиции. Суннитское (особенно ханбалитское) понимание зухда подразумевает подавление страстей путём воздержания от мирских благ, бедности , уменьшения сна и пищи, а также практики «повеления одобряемого и запрещения осуждаемого» .
В VIII—IX веках в арабской поэзии начал распространяться жанр, представленный короткими лирико-философскими произведениями. Этот жанр получил название зухдийят .
Крайний аскетизм
Ислам запрещает крайний аскетизм и призывает к умеренности в нём. В Коране и Сунне пророка Мухаммада «нет каких-либо призывов к крайнему аскетизму». Более того, в одном из хадисов говорится, что «в исламе нет монашества». Существовавшие в первые века хиджры отшельники (захиды) «призывали к воздержанию во всём и к пренебрежению земными радостями» .
Крайние проявления зухда наблюдались в практике суфиев, приводя к совершенной индифферентности к лишениям и полнейшему квиетизму. Среди таких проявлений: отказ от всего преходящего, сосредоточение на Боге своих помыслов, очищение сердца от всего, что может отвлечь от него .
Суфизм
«Захиды стали предшественниками суфиев, для которых зухд стал одной из ступеней, приближающих верующего к Аллаху» . «Оправдывая зухд, суфии ссылались на упомянутый в Коране принцип „упования на Аллаха“ ()» .
Осознание опасности искушений (тайная гордыня , лицемерие ) и введение школой маламатия и аль-Мухасиби методов внутреннего самонаблюдения привели к выработке в суфийской концепции аз-зухд фи-з-зухд («воздержание в воздержании»). Суть этой концепции состоит в том, что суфий освобождается от всего мирского ( дунья ) и воздерживается от своего воздержания. При этом он достигает состояния, при котором он может безбоязненно обращать внимание на мирскую жизнь и идти дальше по пути познания потустороннего мира ( ахират ). Это состояние аль-Газали называл «удовлетворенность Богом» (аль-истигна’ би-Ллах) .
Суфийское понятие аскетизма включает забвение в своем сердце всего, кроме Бога; проведение всего своего времени в молитвах и безразличное отношение к прелестям земной жизни. Захиды считают обязательным для себя отказ от совершения больших грехов и всего того, что мешает искреннему служению Богу .
Примечания
- Юсуф
- ↑ .
- ↑ , с. 70.
- ↑ .
- / Kennedy, P.F. // Encyclopaedia of Islam . 2nd ed : [ англ. ] : in 12 vol. / ed. by P. J. Bearman , Th. Bianquis , C. E. Bosworth , E. van Donzel , W. P. Heinrichs et al. — Leiden : E.J. Brill , 1960—2005. (платн.)
- ↑ , с. 99.
Литература
- на русском языке
- Али-заде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
- Исламский толковый словарь. — Ростов н/Д. : Феникс, 2009. — 266 с. — (Словари). — 3000 экз. — ISBN 978-5-222-15934-7 .
- Краткая энциклопедия ислама = A Concise Encyclopedia of Islam / Пер. с англ.. — М. : Фаир-пресс, 2007. — 384 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-8183-1080-0 .
- // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров . — М. : Наука , ГРВЛ , 1991. — С. 80. — 315 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-016941-2 .
- на других языках
- / Geneviève Gobillot // Encyclopaedia of Islam . 2nd ed : [ англ. ] : in 12 vol. / ed. by P. J. Bearman , Th. Bianquis , C. E. Bosworth , E. van Donzel , W. P. Heinrichs et al. — Leiden : E.J. Brill , 1960—2005. (платн.)
- // Britannica .
- 2021-02-13
- 2