Interested Article - Гавриил (протопоп Софийского собора)
- 2020-06-28
- 1
Гавриил — протопоп Софийского собора в городе Новгороде , еретик ; осужден собором 1491 года.
В середине XIII века, ересь жидовствующих , последователем которой был и Гавриил, особенно сильно развилась в Новгороде, где этому способствовало церковное неустройство и независимость от центральной власти духовенства. Родоначальником этой ереси, по словам летописцев, был еврей Схария , приехавший в 1471 году в Новгород и совративший некоторых духовных лиц, между которыми был и Гавриил . Ересь перешла в Москву и нашла себе здесь покровителя в лице самого великого князя .
Стараниями архиепископа Новгородского Геннадия был созван собор 1488 года, на котором было положено нераскаянных еретиков казнить « градскою казнью ». На защиту еретиков выступил митрополит Московский Зосима , и борьба возгорелась с новой силой .
В 1491 году Геннадий добился созыва второго собора относительно еретиков. Были допрошены новгородские беглецы, еретики Гавриил-протопоп, дьяк и др. После непродолжительного запирательства виновные, уличенные своими же прежними показаниями, сознались в проповедничестве ереси, а архиепископ Геннадий так ярко набросал пагубную картину этого вероучения, что с ним не мог не согласиться и митрополит Зосима. По постановлению собора главнейшие еретики из духовенства были преданы проклятию и приговорены к заточению. По повелению великого князя некоторые из них (среди них и протопоп Гавриил) были отправлены для наказания в Новгород. Геннадий велел « за 40 поприщ » до города посадить их на коней , лицом к хвосту и с вывороченной наизнанку одеждой, берестовыми шлемами, мочальными кистями и с соломенными венцами с надписью: « се есть сатанино воинство », возить их по улицам города. Встречающие плевали им в лицо и восклицали: « се враги Божии, хульники Христа ». Под конец на преступниках же были сожжены их берестовые шлемы . Борьба с еретиками после этого продолжалась еще долго , но в этой дальнейшей борьбе имя Гавриила уже не встречается .
Примечания
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- ↑ А. Е. Ельницкий. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. — М. , 1896—1918.
- Древняя Российская вивлиофика, часть XIV.
- // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- «О соборах, бывших в России со времени введения в ней христианства и до царства Иоанна», СПб. . 1829, стр. 137—144.
Литература
-
А. Е. Ельницкий.
//
Русский биографический словарь
: в 25 томах. —
СПб.
—
М.
, 1896—1918.
- Карамзин . т. VI, стр. 121, 123, 216 пр., 594, 595.
- Никоновская летопись , часть VI, страницы 127, 146.
- Руднев Н. Рассуждения о ересях и расколе, бывших в русской церкви со времён Владимира Великого до Иоанна Грозного, M., 1838, стр. 100—103
- «Сказание инока Иосифа о появлении ереси», стр, 128—145, 279.
- 2020-06-28
- 1