Кижнер, Николай Матвеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Никола́й Матве́евич Рожа́лин ( 1805 — 1834 ) — русский писатель, литератор, переводчик.
Родился 30 марта (11 апреля по новому стилю) 1805 года в Москве. Из дворян. Cын .
Окончил курс словесного отделения Московского университета со степенью кандидата (1824), после чего некоторое время жил в Москве, не занимая никакого служебного положения и изучая древне-классические литературы.
Благодаря своим знаниям, был принят в аристократических домах Москвы: у князя Ивана Дмитриевича Трубецкого, у Авдотьи Петровны Елагиной , у княгини Зинаиды Александровны Волконской . В Москве познакомился С. Е. Раичем , по приглашению М. П. Погодина , вступил в основанное последним в 1825 году «Общество переводчиков», принимал участие в философском кружке, известном под именем « Общество любомудрия », душой которого был поэт Д. В. Веневитинов , посвятивший Рожалину два стихотворных послания в 1824 и 1826 годах.
В 1826 участвовал в подготовке издания журнала « Московский вестник » (рукой Рожалина написаны условия, на которых Погодину предлагалось редактировать журнал), назначен одним из помощников редактора . Летом 1827 в отсутствие Погодина редактировал журнал. На страницах журнала систематически критиковал сочинения его редактора Погодина. Одним из первых заметил талант Ф. И. Тютчева . Оставил журналистику (1828) ради занятий наукой. Поддерживал попытки С. П. Шевырёва реформировать поэзию. Перевёл «Страдания Вертера» И. В. Гёте (1828–1829).
В 1828 Рожалин выехал за границу; жил в Дрездене в качестве воспитателя детей генерала П. С. Кайсарова . Здесь его навещали княгиня З. A. Волконская, С. П. Шевырев и Пётр и Иван Киреевские. В мае 1829 вместе с Шевырёвым побывал в Веймаре у Гёте .
В марте 1830 покинул дом Кайсарова и отправился с братьями Киреевскими путешествовать по Германии; с января 1831 жил в Мюнхене, где посещал лекции в университете. Из-за беспорядков в Мюнхене и из-за открывшихся симптомов чахотки переехал в Италию, став (с 1832) воспитателем сына княгини Волконской и практически членом семьи. В Риме общался с русскими художниками, особенно с А. А. Ивановым; художники ценили «его наставления и указания» . Мечтал о возвращении на родину, затруднённом безденежьем и чахоткой , в апреле 1832 выехал в Россию вместе с Волконской, ее ближними и Шевыревым, но из-за нездоровья княгини, едва не кончившегося ее смертью, вынужден был поворотить обратно . Рожалин писал А. П. Елагиной из Рима:
«Несравненная Авдотья Петровна, когда вы получите это письмо, Шевырев уже будет иметь счастье быть с вами. Сказывать ли вам, как меня мучила зависть и нетерпение, когда я проводил его? Я бегом побежал набивать свой чемодан, очень скоро взял пашпорт, не хотел, чтобы это Шевырев, который и без того так счастлив, мог хоть одной неделей предупредить меня в вашем доме, думал Германией и морем поспеть с ним в одно время в Россию, надеялся вместе, хоть и разными заставами, выехать в Москву и три раза подходил к дверям конторы дилижансов и наконец теперь, 23 сентября, пишу к вам все еще из Рима. Что делать? У дверей этой конторы дилижансов каждый раз меня останавливала проклятая мысль, что вы теперь окружены дождями, а может быть и снегом, и наконец встретило известие, что я вряд ли бы застал пароход в Любеке. Ехать осенью сухим путем в Россию было чересчур страшно. Княгиня Волконская звала к себе, предлагала комнату, и я решился подождать весны. Но только до весны, в марте непременно в путь» .
В 1834 возвратился в Россию (по свидетельству Погодина — чтобы занять кафедру в Московском университете ), но на другой же день после своего приезда в Санкт-Петербург умер (31.12.1834 ). Все рукописи Рожалина, уже приготовленные им к печати, сгорели в конторе дилижансов, куда были присланы из-за границы.