Interested Article - Юрьевская философская школа

Юрьевская философская школа — первая университетская философская школа в России, основанная профессором Юрьевского университета Густавом Тейхмюллером . Существовала в период с 1870-х по 1910-е гг. в Дерпте . Основные представители: Г. Тейхмюллер, Я. Ф. Озе , В. Ф. Лютославский , Е. А. Бобров , В. С. Шилкарский . Мировоззрением школы был метафизический персонализм .

История

Густав Тейхмюллер

Философская школа Юрьевского университета была основана в 1870-х годах немецким философом-персоналистом Г. Тейхмюллером. Тейхмюллер родился в 1832 году в Брауншвейге, окончил Берлинский университет , где учился у профессора А. Тренделенбурга . В конце 1850-х годов, проживая в России, преподавал древние языки в Петербургской школе св. Анны. С 1860 года преподавал философию в Гёттингенском университете , где познакомился с Р. Г. Лотце ; с 1867 был профессором философии в Гёттингенском, а с 1868 — в Базельском университете. В 1870 году Тейхмюллер был приглашён на философскую кафедру Юрьевского университета, которую возглавлял до своей смерти в 1888 году. Преподавание в университете в то время велось на немецком языке . Именно в годы работы в Юрьевском университете сложилось оригинальное философское учение Тейхмюллера, основанное на идеях Лейбница и Лотце и названное им персонализмом . В эти же годы были опубликованы основные сочинения философа, излагавшие его взгляды: «Бессмертие души» ( Unsterblichkeit der Seele , 1874), «Дарвинизм и философия» ( Darwinismus und Philosophie , 1877), «Действительный и кажущийся мир» ( Die wirkliche und die scheinbare Welt , 1882), «Философия религии» ( Die Religionsphilosophie , 1886) и некоторые другие. Здесь же вокруг него сложился интернациональный кружок последователей, составивших костяк будущей философской школы .

Ключевым понятием философии Тейхмюллера было понятие бытия . По мнению Тейхмюллера, источником всех наших понятий является непосредственное сознание , в котором мы находим три рода бытия: идейное, действительное и субстанциональное. К идейному бытию относятся содержания нашего сознания, к действительному — деятельности нашего сознания, а субстанциональное бытие принадлежит нашему «я» , объединяющему в себе свои деятельности и их содержания. Таким образом, в основе всех наших понятий о бытии лежит знание о нашем собственном «я». Понятие о внешнем мире строится нами по аналогии с нашим «я»: внешний мир состоит из множества подобных нам субстанциональных единств, имеющих свои деятельности и их содержания. Субстанции находятся на разных ступенях развития; субстанции, обладающие развитым самосознанием, становятся личностями , поэтому и учение Тейхмюллера называется персонализмом. Ошибка других философских систем состоит в том, что они приписывают субстанциональное бытие содержаниям и деятельностям нашего сознания. Из этой ошибки вырастают такие характерные философские учения, как материализм , позитивизм и платоновский идеализм . Все они отрицают того единственного носителя всякой реальности, который известен нам из непосредственного сознания и которого мы называем словом «я» .

Представители

  • Яков Фридрихович Озе (1860—1919) — латыш, родился в Курляндской губернии, обучался в Гольдингенской гимназии. В 1877 поступил на богословский факультет Юрьевского университета, где слушал лекции Тейхмюллера. В 1888 году получил степень магистра философии за сочинение по философии Лейбница. В 1889 году, после смерти Тейхмюллера, стал его преемником на кафедре философии Юрьевского университета. Скончался во время эвакуации университета в Воронеже в 1919 году. Усилиями Озе были опубликованы последние, наиболее важные труды Тейхмюллера, такие как «Новое основание психологии и логики» ( Neue Grumdlegung der Psychologie und Logik , 1889). Собственное философское учение, основанное на идеях Тейхмюллера, Озе называл «критическим персонализмом»; его взгляды изложены главным образом в сочинениях «Персонализм и проективизм в метафизике Лотце» (1896) и «Гносеология» (1908).
  • Викентий Лютославский (1863—1954) — поляк, дядя композитора Витольда Лютославского. Родился в Варшаве, окончил среднюю школу в Митаве, учился в Рижском техническом институте. В 1885 окончил Юрьевский университет, где изучал философию под руководством Тейхмюллера. С 1890 преподавал философию в Казанском университете, с 1920 был профессором философии в Вильнюсском университете, с 1946 в Ягеллонском университете в Кракове. Лютославский был польским мессианистом , знатоком философии Платона и одним из создателей стилометрии . Его философские взгляды изложены главным образом в сочинениях на польском и английском языке. В частности, на английском языке вышли книги «Мир душ» ( The World of Souls , 1924) и «Знание реальности» ( The Knowledge of Reality , 1930).
  • Евгений Александрович Бобров (1867—1933) — русский, родился в семье землемера в Риге. Закончив Екатеринбургскую гимназию, поступил в Казанский, а затем в Юрьевский университет, где учился под руководством Тейхмюллера. С 1896 года был профессором философии в Казанском, а затем в Варшавском университете. После революции 1917 года был профессором Донского и Северокавказского университетов. Бобров посвятил немало усилий пропаганде взглядов своего учителя. Свою интерпретацию философии Тейхмюллера он называл «критическим индивидуализмом». Учение Боброва изложено главным образом в трудах «О понятии искусства» (1895), «Из истории критического индивидуализма» (1898), «О самосознании» (1898) и в трёхтомном труде «Бытие индивидуальное и бытие координальное» (1900). Учеником Боброва был казанский философ И. И. Ягодинский .
  • Владимир Семёнович Шилкарский (1884—1960) — русский, родился в Ковенской губернии, окончил гимназию в Митаве. Учился на историко-филологическом факультете Московского университета под руководством профессора Л. М. Лопатина . В 1914 году перебрался в Юрьевский университет, где занимался философией под руководством профессора Я. Ф. Озе. В 1919 году переселился в Литву, стал профессором Вильнюсского, а затем Каунасского университета, публиковал сочинения на литовском языке. После Второй мировой войны был профессором Боннского университета; умер в 1960 году в Бонне. Основные труды Шилкарского на русском языке — «Типологический метод в истории философии» (1916) и «Проблема сущего» (1917), в которых он стремился объединить историко-философские концепции Лопатина и Тейхмюллера.

Примечания

  1. Ивлева М. И. Философская школа Юрьевского университета и её место в российской философской культуре // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2009. — № 4. — С. 35—40.
  2. Бобров Е. А. от 14 марта 2014 на Wayback Machine // Философия в России. Материалы, исследования, заметки. Выпуск 1. — Казань, 1899.
  3. Козлов А. А. от 14 марта 2014 на Wayback Machine // Вопросы философии и психологии. — М., 1894. — Год V, кн. 4—5.

Литература

  • Ивлева М. И. Философская школа Юрьевского университета и её место в российской философской культуре // . — 2009. — № 4. — С. 35—40.
  • Козлов А. А. // Вопросы философии и психологии . — М., 1894. — Год V, кн. 4—5.
  • Бобров Е. А. // Философия в России. Материалы, исследования, заметки. Выпуск 1. — Казань, 1899.
  • Озе Я. Ф. — Юрьев, 1896. — 476 с.
  • Шилкарский В. С. — Юрьев: Типография К. Маттисена, 1917. — 342 с.
Источник —

Same as Юрьевская философская школа