Саспиры
- 1 year ago
- 0
- 0
Анхтифи ( егип. ʿNḫ't(y)-fy ) — номарх («Великий предводитель») и III септов (номов) Верхнего Египта в конце XXII — 1-й половине XXI веков до н. э., современник царей Неферкара VII и Иниотефа II Уаханха , сторонник Гераклеопольской династии . «Князь и Наместник, носитель царской печати, друг единственный, херихеб , военачальник, предводитель разведчиков, предводитель внешних областей, Великий предводитель номов Эдфу и Нехена ». Фактический повелитель всего Верхнего Египта .
При номархе III септа (нома) Верхнего Египта (или Хетепе) Анхтифи был назначен начальником пограничного гарнизона, базировавшегося в городе (ныне деревня на юге Египта ). В конце правления престарелого Хетепи Анхтифи достигает должности «начальника войска всего III нома», сосредоточив в своих руках всю военно-полицейскую власть септа и получив наравне с Хетепи титул «великого предводителя III нома» .
В период катастрофически низких разливов Нила Анхтифи использовал всеобщее недовольство населения III нома (Нехена), вызванное неурожаем, голодом и управленческими промахами Хетепи, и попытался устранить своего престарелого соправителя, чтобы стать единоличным номархом Нехена . Положение усугубилось пожаром, в ходе которого сгорел хлебный ток с 220 снопами. Поскольку Хетепи был последовательным сторонником Фиванской монархии , Анхтифи выступил поборником укрепления власти гераклеопольского царя Неферкара VII .
Конфликт между двумя номархами Нехена был передан на разрешение формально стоящему над ними «Начальнику Верхнего Египта», базировавшемуся в Абидосе в . Прибывший в сопровождении фиванских отрядов Хетепи быстро добился в Абидосе решения в свою пользу. Однако Анхтифи вскоре прибыл в Абидос во главе своих более внушительных войск и принудил «начальника Верхнего Египта» послать в Нехен следственную комиссию ( «кенбет» ), которая и отправила престарелого Хетепи в отставку, лишив всех должностей, титулов и доходов, которые перешли к Анхтифи. После этом Анхтифи сменил должность « херихеба » на титул «начальника жрецов». Вскоре Анхтифи достиг положения фактического правителя Верхнего Египта, умело используя в своих интересах противостояние Гераклеопольских и Фиванских царей .
«Если я берусь за рулевое весло — писал Анхтифи об этих событиях на стенах своей гробницы — я застаю быков запертыми и затворы затворенными. Если поднимаю войско в поход в VIII ном ( ) против несознательного, я застаю его глазеющим со стен; и даже если растекается святотатство, он, ничтожество, лишь говорит «Вот горе-то!». Я — муж, которому нет равных... Я добился, чтобы кенбет начальника Верхнего Египта, который в VIII номе, прибыл для расследования положения дел при государе-князе, начальнике жрецов, великом предводителе III нома Хетепе» .
Административным центром, из которого Анхтифи управлял номом Нехен, был пограничный город . Анхтифи контролировал поставки верхнеегипетского ячменя из Нехена на юг, в союзные ему I и Верхнего Египта, и на север Египта. Поставки ячменя осуществлялись им в обход IV и V номов, подвластные царям Фив . Кроме того, Анхтифи поставлял зерно в VI ном , выполняя повинности перед начальником Верхнего Египта. Это положение вскоре позволило Анхтифи непосредственно подчинить своей власти II ном ( ), соединив в своих руках должности номарха двух верхнеегипетских номов. Сам Анхтифи оправдывал этот шаг управленческими промахами предыдущей администрации Учес-Хора, приведшими ном в бедственное положение: «Нашёл я область затопленной, пренебрегаемой тем, кто за неё был ответственным, в состоянии гражданской смуты и под руководством негодяя». Анхтифи восстановил во II номе эффективное управление и установил порядок. Следующим шагом Анхтифи было подчинение своей власти I верхнеегипетского нома ( Та-сети ) и создание консолидированного союза трёх самых южных номов Верхнего Египта .
Фиванская монархия примерно в это же время подчинила своей власти Гебту , столицу Верхнего Египта, и взирала дальше на юг со смесью страха и ненависти — именно Анхтифи стал тем препятствием, на которое натолкнулась фиванская экспансия на юг Египта. Открытое столкновение было неизбежно и не заставило себя долго ждать. Вскоре фиванско-гебтские войска выступили против Анхтифи и захватили его пограничные крепости к северу от Иуни с понятным намерением использовать их в качестве базы для будущего похода на Нехен . В ответ на это Анхтифи предпринял контрнаступление, в ходе которого вернул свои крепости и продвинулся далее на неприятельскую территорию. Фиванцы решили сохранить силы для следующего наступления и отступили. Анхтифи принял их действия за трусость, однако не стал продолжать наступление и вернулся в свои владения .
Анхтифи подробно рассказывает в своей надписи о своих административных талантах: «Я авангард и арьергард мужчин... предводитель страны своим действием, сильный речью, уравновешенный мыслями, в день объединения трёх номов». Его управленческие способности успешно прошли испытание на выносливость во время разразившегося в Верхнем Египте голода. Анхтифи предпринял оперативные меры по распределению продовольствия среди жителей Нехена из созданных ранее резервов. Убедившись, что Нехене полностью обеспечен продовольствием, Анхтифи наладил поставки продуктов в Элефантину и другие важные города, в том числе в Нубт и Тентиру , подконтрольные Фивам. Благодаря действиям Анхтифи удалось избежать существенного вымирания населения на юге Верхнего Египта .
В своей посмертной надписи Анхтифи перечисляет свои заслуги перед народом своих номов: «Я дал хлеб голодным и одежду нагим; я помазал елеем тех, кто его не имел; я дал сандалии босым; я дал жену тому, кто не имел жены. Я заботился о городах Хефат и Хор-Мер каждый раз, когда небо заволакивало, а земля пересыхала и когда все умирали от голода на этой отмели Апофиса ... Мой ячмень шёл вверх, пока не достиг Нижней Нубии , и вниз по течению, пока не достиг Абидосского нома. Все в Верхнем Египте умирали от голода и люди поедали своих детей, но я никому не позволил умереть от голода в моём номе...» .
Последним значимым свершением номарха Анхтифи стало сооружение его гробницы недалеко от его столицы, города Хефат. Гробница была вытесана в отдельно стоящем холме, очертанием очень напоминающем правильную пирамиду. Поскольку захоронение в пирамидах было исключительной привилегией царей, номарх Анхтифи уже после своей смерти как бы заявил притязании на статус монарха .
Анхтифи обладал обычной для провинциального правителя ( номарха ) Древнего Египта комбинацией гражданских, религиозных и военных титулов. В надписи на стене своей гробницы Анхтифи именует себя «Князь и Наместник, носитель царской печати, друг единственный, херихеб , военачальник, предводитель разведчиков, предводитель внешних областей, Великий предводитель номов Эдфу и Нехена » .
В другом месте своей надписи Анхтифи именуется «Превосходный, начальник жрецов, начальник пустынных областей, начальник наёмников, Великий предводитель номов Эдфу и Нехена». Безграничное самомнение Анхтифи наглядно проиллюстрировано в следующей части надписи на стене его гробницы: «Я — начало всех людей и я — их конец, поскольку не существовало никого, подобного мне, и не будет такого, как я; никто, подобный мне, не был рождён, и не родится. Я превзошёл подвиги предков и будущие поколения не смогут сравняться со мной ни в одном из моих подвигов в течение миллиона лет» .
Анхтифи видимо происходил из военной аристократии (Пер-Хефа), пограничного города на самом юге Египта. О его родителях ничего не известно. Анхтифи был женат на женщине по имени Неби, от которой имел четырёх сыновей, старшего из которых звали Идеи .
Судьба сыновей Анхтифи не известна, пока не найдено никаких свидетельств о том, что кто-то из его потомков являлся правителем каких-либо областей на юге Египта после его смерти .
Автобиографический текст Анхтифи, находящийся на колоннах его усыпальницы, является важным информативным источником о политической ситуации региона южнее Фив в Первый переходный период .
Гробница номарха Анхтифи возле древнеегипетского города была случайно обнаружена рабочими каменоломен у деревни в 25 км южнее Луксора в 1928 году . Усыпальница номарха находится в отдельно стоящем кургане естественного происхождения, по форме напоминающем правильную пирамиду . Французский египтолог исследовал эту гробницу и впервые издал её описание в 1950 году . В середине 70-х годов гробница была методично разграблена: все законченные живописные композиции были вырублены из её стен и проданы на чёрном рынке. Удивительные росписи мастеров XXI в. до н. э. со стен погребальной камеры Анхтифи исчезли навсегда .
В 2002 году горбница Анхтифи была исследована британским египтологом Марком Колиером (Университет Ливерпульской школы археологии) и Уильямом Мэнли из Национального Музея Шотландии. Британцы обнаружили, что захоронение Анхтифи представляет собой небольшую правильную пирамиду, обращенную прямо на запад и расположенную в самом центре обширного некрополя площадью 4—5 км .
|
|
|