Interested Article - Аханахт I
- 2021-11-07
- 1
Аханахт I ( егип. ʿḥȝ-nḫt ) — номарх XV верхнеегипетского нома (септа) Унут , которым он управлял более 30 лет в период царствования Ментухотепа II (2-я половина XXI века до н. э. ) и возможно в начале правления Ментухотепа III , первый номарх Унута эпохи Среднего царства . «Великий предводитель нома Унут , возлюбленный всеми богами, номарх, управитель Обеих Престолов, распорядитель жрецов Тота , начальник [царского] Города, судья, визирь, казначей царя Нижнего Египта, друг единственный, надзиратель за Западной пустыней, чтимый в присутствии Осириса , господина Джеду , великий именем в Обеих Землях Хора , начальник Юга». После смерти был обожествлён и почитался в качестве сына Геба .
Политическая биография
Аханахт I занимал должность номарха Унута в течение более тридцати лет. Некоторые исследователи (например, Харко Виллемс) относят начало его правления к промежутку между 16 и 31 годами царствования Ментухотепа II . Если исходить из этого, Аханахт был очевидцем объединения Египта либо возглавил ном Унут вскоре после объединения. В подтверждение данной датировки правления Аханахта I указывается на сходство в иероглифической технике между его гробницей и усыпальницей сиутского номарха Хети II , правившего примерно в тот же период. Исходя из этого, Аханахт считается первым номархом Унута эпохи Среднего царства .
Согласно надписям из гробницы Аханахта I, помимо должности номарха «Заячьего нома» (Унут) , он занимал пост визиря при дворе Ментухотепа II , что свидетельствует о достаточно тесных взаимоотношениях Аханахта с Фиванской династией . На близость личных связей между XI династией и администрацией нома Унут в тот период указывает также тот факт, что один из подчинённых Аханахту гермопольских чиновников, начальник скрипториума местного храма по имени Иха, получил при фиванском дворе ответственные должности «наставника царских детей» и «распорядителя частных покоев царских». Дж. П. Аллен считает, что Аханахт стал первым визирем всего объединённого Египта, однако, по мнению Харко Виллемса, с этим не согласуется место погребения Аханахта в Дейр эль-Берше , поскольку сановник столь высокого ранга с очевидностью должен был быть похоронен в Фивах . Скорее всего, Аханахт был вторым («региональным») визирем (по отношению к первому визирю, управлявшему из Фив), в функции которого входило интегрирование бывших гераклеопольских номов в единое фиванское государство .
О росте политического влияния нома Унут в тот период также свидетельствует неожиданная и стремительная экспансия захоронений в нижней пустыне в районе нынешнего селения Дейр эль-Берша, у подножия холма, в котором Аханахт I воздвиг свою усыпальницу. Возможно, расширение некрополя в Дейр эль-Берше во время правления Аханахта I связано именно с увеличением числа чиновников в Хемену .
После своей смерти номарх Аханахт был провозглашён сыном бога Геба , о чём свидетельствуют тексты в гробницах подчинённых ему чиновников: «Говорение слов Гебом: Аханахт этот — мой сын, Аханахт — мой любимец, дано ему очищение на земле и просветление на небесах» .
Титулатура
Аханахт обладал обычным для древнеегипетского номарха набором административных, религиозных и военных титулов и эпитетов. В надписях на фасаде и колоннах своей усыпальницы он именует себя титулами «Великий предводитель нома Унут , возлюбленный всеми богами, чтимый в присутствии великого бога, повелителя Небес, номарх, управитель Обоих Престолов, распорядитель жрецов Тота , начальник [царского] Города, судья, визирь, казначей царя Нижнего Египта, друг единственный, надзиратель за Западной пустыней, чтимый в присутствии Осириса , господина Джеду , великий именем в Обеих Землях Хора , начальник Юга» .
Среди величественных эпитетов, запечатлённых в иероглифах на колоннах гробницы Аханахта, помимо прочих, используются такие: «Друг царя, благородный, важная фигура среди великих, столп своего города, истинно беспристрастный, открытый сердцем, ищущий конец слов, великий в своей службе, высокий в своём звании, достигший высокого положения в царском доме, защищающий ном Унут, возлюбленный Тотом , господином Хемену , приносящий ему то, что он пожелает, как человек превосходный... отправляющий правосудие... осторожный в своей поступи среди князей, входящий первым, действующий дольше других, слышащий совет... чтимый один, Аханахт правогласный» .
Происхождение и семья
Аханахт I происходил из династии номархов нома Унут и был сыном номарха , захоронение (или перезахоронение) которого в 2012 году было обнаружено в гробнице Аханахта. У Аханахта было три сына: Хнумикер, занимавший должность писца, Аханахт II и . Двое последних поочерёдно наследовали отцу в должности номарха Унута .
Гробница
В отличие от номархов Унута Первого переходного периода , возводивших себе гробницы в некрополе , Аханахт первым приказал построить свою усыпальницу неподалёку от нынешнего селения Дейр-эль-Берша .
Гробница Аханахта I впервые была подробно исследована и описана в 1891 — 1892 годах и американским археологом Дж. Э. Рейснером в 1915 году . Гробница при её исследовании получила № 17K85/1 (или 5 по нумерации Ньюберри). Рейснер не завершил раскопки юго-западной погребальной шахты гробницы, так как посчитал, что эта шахта была разграблена незадолго до начала его работ .
Весной 2012 года раскопками гробницы занималась археологическая миссия Лёвенского католического университета под руководством Харко Виллемса. По всему стволу юго-западной погребальной шахты протяжённостью 6 метров были обнаружены предметы из разграбленного захоронения, обрывки газет начала XX века , а также участки стен самой гробницы с элементами сохранившихся росписей. Сама погребальная камера в результате обрушения потолка оказалась завалена обломками скального грунта, по причине чего значительная часть деревянных погребальных предметов погибла. Грабители вероятно проникали в погребение Аханахта дважды, причём первый раз ещё в древности, когда были похищены предметы из драгоценных материалов. Остатки золотой фальги свидетельствуют о том, что саркофаг и другие предметы погребальной камеры были покрыты позолотой. Один из найденных саркофагов принадлежит человеку с именем Джехутинахт, которого археологи идентифицировали как отца Аханахта I, поскольку в надписях гробницы упоминается отец Аханахта по имени Джхутинахт. У Джхутинахта в гробнице была собственное жертвенное место поклонения, что раз свидетельствует о том, что Аханахт похоронил своего отца в своей собственной гробнице .
Примечания
- ↑ , с. 2.
- ↑ , p. 1.
- , p. 35—36.
- , p. 387.
- , p. 387—388.
- , с. 117.
- , p. 31—32.
- , p. 3.
- , p. 33.
- , p. 32.
- , p. 89—90.
- , p. 32.
- , p. 125.
- , p. 30.
- , с. 1.
- .
- , p. 89.
Литература
- Романова Е. А. К проблеме личного благочестия древних египтян эпохи Первого переходного периода // Східний світ. — Киев: , 2009. — № 2 . — С. 113—118 . — ISSN .
- Edward Brovarski. (англ.) // Egyptian Culture and Society (cahier № 38). — Conseil Suprême des Antiquités de l'Égypte, 2010. — Vol. 1. — P. 31—85. — ISBN 978-977-479-845-6 .
- Harco Willems. . — Leiden: Brill Academic Publishers , 2014. — 390 p. — ISBN 978-90-04-27499-0 .
- Harco Willems. (англ.) // Ancient Egyptian Administration / Edited by Juan Carlos Moreno García. — Leiden—Boston: Brill Academic Publishers, 2013. — P. 341—392. — ISBN 978-90-04-24952-3 .
- Michael Rice. . — London: Routledge , 1999. — P. 2—3. — 257 p. — ISBN 0-415-15448-0 .
- Marleen De Meyer. (англ.) // Martin Fitzenreiter : интернет-издание. — 2005. — Vol. V: Genealogie — Realität und Fiktion von Identität. — P. 125—135.
- // Archaeological Survey of Egypt / Edited by Francis L. Griffith . — London: Egypt Exploration Society , 1895. — P. 30—35. — 70 p.
Ссылки
- Ильин-Томич А. А. . Египтологический изборник (2008). Дата обращения: 26 марта 2015. 17 июля 2015 года.
- . maat.org.ru . Ассоциация по изучению Древнего Египта «МААТ». Дата обращения: 26 марта 2015. Архивировано из 2 апреля 2015 года.
- . The Dayr al-Barsha Project . Egyptology department at Leuven University, Belgium (29 мая 2012). Дата обращения: 26 марта 2015. Архивировано из 2 апреля 2015 года.
- 2021-11-07
- 1