Interested Article - Константинопольский собор (1722)

Константинопольский собор 1722 года поместный собор Православной церкви , на котором присутствовали три восточных патриарха ( Константинопольский Иеремия III , Антиохийский Афанасий III и Иерусалимский Хрисанф ). Собор осудил католическую униатскую пропаганду в среде православных христиан Антиохийского патриархата .

Предыстория

С XVI века греческие православные церкви испытывали большое влияние католических миссионеров. В среде клириков Антиохийского патриархата арабского происхождения деятельность католиков не вызывала протеста. Упадок богословского образования среди мелькитов , жизнь в многоконфессиональном обществе Османской империи и стремление к возрождению при помощи европейских держав, привели к появлению прокатолической партии архиереев и клириков в Антиохийском патриархате. Иерархи и предстоятели Антиохийской православной церкви поддерживали тесные контакты с Римом, при этом считая себя вполне православными . В декабре 1683 года митрополит Тиро-Сидонский Антиохийской церкви Евфимий Сайфи принял католичество о чём уведомил Рим через капуцинского миссионера . В 1701 году Конгрегацией пропаганды веры митрополит Сайфи был назначен апостольским администратором всех мелькитов-католиков, а в 1711 году близ Сайды он основал монастырь Дайр-эль-Мухаллис (монастырь Спасителя), ставший центром пропаганды унии с Римско-католической церковью в среде православных арабов . В 1716 году, учитывая ослабление Османской империи и растущее европейское влияние на Ближнем Востоке, антиохийский патриарх Кирилл V предпринял попытку сближения с Римом. Посредниками между патриархом и католиками выступили митрополит Евфимий Сайфи, священник Серафим Танас (племянник Сайфи по материнской линии) и францисканцы .

8 сентября 1716 года антиохийский патриарх Кирилл V Заим направил в Рим послание, в котором признал примат папы римского , католические догматы и решения Флорентийского собора . При этом как отмечали современники, Кирилла не интересовали богословские аспекты, а его сближение с Римом было вызвано политическими и прагматическими причинами . Прокатолическая деятельность митрополита Евфимия вызвала реакцию в Православной церкви . В 1714 году иерусалимский патриарх Хрисанф Нотара осудил прокатолический богословский трактат Сайфи «Блестящее доказательство», а в октябре 1718 года патриарх Константинопольский Иеремия III отлучил его от Церкви. Грамота об отлучении была передана антиохийскому патриарху Кириллу V Заиму, однако тот не предпринял против Евфимия серьёзных мер . Смерть патриарха Кирилла V в январе 1720 года спровоцировала борьбу за патриарший престол между епископами Евфимием Сайфи и Афанасием Даббасом . В ходе борьбы за патриарший престол Евфимий проиграл более осторожному Афанасию, который стал Антиохийским патриархом .

Решения Собора

В 1722 году антиохийский патриарх Афанасий III Даббас был вызван в Константинополь , где состоялся собор. На соборе семь епископов и православные патриархи (Константинопольский, Иерусалимский и Антиохийский) опубликовали послание с осуждением и митрополита Евфимия Сайфи . В послании Собора говорится:

«…удаляйтесь от нововведений и новшеств латинян, которые не оставили ни одного догмата, таинства и предания Церкви, которое бы не разорили бы или не исказили» .

Примечания

  1. Прот. Валентин Асмус, М. В. Никифоров, П. В. Кузенков, Д. Е. Афиногенов, А. В. Бармин, М. М. Бернацкий, Диак. Павел Ермилов, А. Г. Дунаев, Л. А. Герд. // Православная энциклопедия . — М. , 2015. — Т. XXXVII : « Константин Корин ». — С. 299—343. — 752 с. — 33 000 экз. ISBN 978-5-89572-045-5 .
  2. К. А. Панченко, С. А. Моисеева. // Православная энциклопедия . — М. , 2016. — Т. XLIV : « Маркелл II — Меркурий и Паисий». — С. 642—656. — 752 с. — 30 000 экз. ISBN 978-5-89572-051-6 .
  3. К. А. Панченко . // Православная энциклопедия . — М. , 2008. — Т. XVII : « Евангелическая церковь чешских братьев Египет ». — С. 455—457. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-030-1 .
  4. К. А. Панченко . // Православная энциклопедия . — М. , 2014. — Т. XXXIV : « Кипрская православная церковь — Кирион, Вассиан, Агафон и Моисей». — С. 571—574. — 752 с. — 33 000 экз. ISBN 978-5-89572-039-4 .
  5. К. А. Панченко . // Православная энциклопедия . — М. , 2014. — Т. XXXIV : « Кипрская православная церковь — Кирион, Вассиан, Агафон и Моисей». — С. 568—571. — 752 с. — 33 000 экз. ISBN 978-5-89572-039-4 .

Литература

  • Прот. Валентин Асмус, М. В. Никифоров, П. В. Кузенков, Д. Е. Афиногенов, А. В. Бармин, М. М. Бернацкий, Диак. Павел Ермилов, А. Г. Дунаев, Л. А. Герд. // Православная энциклопедия . — М. , 2015. — Т. XXXVII : « Константин Корин ». — С. 299—343. — 752 с. — 33 000 экз. ISBN 978-5-89572-045-5 .
  • Καρμίρης ᾿Ι. Ν. Τὰ Δογματικὰ κα συμβολικὰ μνημεῖα (греч.) . — Graz, 1968. — P. 822—859.
Источник —

Same as Константинопольский собор (1722)