Ford Model A (1927)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Исто́рия Вла́са, лентя́я и лоботря́са» — первое отдельное печатное издание стихотворения для детей Владимира Маяковского « » («Влас Прогулкин — милый мальчик…») с иллюстрациями Наталии Ушаковой , выпущенное издательством « Молодая гвардия » в 1927 году тиражом 7000 экземпляров. Ушакова добивалась от иллюстраций соответствия ритму стихов Маяковского. Прототипами родителей главного героя стихотворения Власа Прогулкина послужили для художницы её ближайшие друзья — писатель Михаил Булгаков и его жена Любовь Белозерская .
Стихотворение для детей Владимира Маяковского « » («Влас Прогулкин — милый мальчик…»), написанное в 1926 году , было впервые опубликовано в № 1 журнала « Пионер » за 1927 год .
В том же 1927 году издательство « Молодая гвардия » решило издать стихотворение отдельной детской книжкой, и редактор М. Сокольников предложил художнице Наталии Ушаковой сделать к ней иллюстрации. С Маяковским Ушакова не была знакома, и издательский процесс не подразумевал их встреч по поводу готовившегося издания. Малоизвестная в то время, занявшаяся иллюстрированием детских книг лишь два года назад художница, по её словам, «боялась встречи с Маяковским», хотя от своего редактора знала, что её рисунки к книге Маяковскому понравились .
Случайная встреча Наталии Ушаковой и Владимира Маяковского, тем не менее, произошла — там же, в «Молодой гвардии» на Новой площади , на узкой винтовой лестнице, ведущей на четвёртый этаж в редакцию. Маяковский, спускавшийся по лестнице, вежливо раскланялся с поднимающейся Ушаковой и с тех пор, по её словам, всегда здоровался, встречаясь с ней в издательстве .
Объясняя спустя шестьдесят лет стилистику своих иллюстраций к стихотворению «История Власа — лентяя и лоботряса», Наталия Ушакова говорила: «Мне хотелось, чтобы рисунки соответствовали стихам Маяковского, были в его ритме» . Искусствовед Лидия Кудрявцева , встречавшаяся с Ушаковой в 1980-х годах, писала, что та, следуя за отрицательным героем стихотворения Власом Прогулкиным, разместила на разворотах «ядовитые сценки» в свободных композициях. Как отдельную особенность иллюстраций Ушаковой Кудрявцева выделяла «её способность точно и живо изобразить предмет», идущую в том числе от фотографии: «Занятия фотографией наряду с рисованием развивали точность глаза, наблюдательность, понимание и чувство предмета» .
Та же Кудрявцева отмечала в связи с книжкой «История Власа…» и дружбой Наталии Ушаковой с семьёй Михаила Булгакова склонность художницы к шутке . В начале 1920-х годов Ушакова вышла замуж за литературоведа Николая Лямина , который, познакомившись в начале 1924 года в доме Сергея Заяицкого с Михаилом Булгаковым, стал одним из его ближайших друзей . Дружба Лямина с Булгаковым перешла и к их жёнам, у обоих — вторым. Жена Булгакова Любовь Белозерская вспоминала: «…Всё или почти всё, что им было написано, он читал у Ляминых» . Ушакова часто фотографировала Булгакова — ею, в частности, сделана одна из лучших фотографий писателя 1935 года на балконе дома в Нащокинском переулке .
До и во время дружбы с Булгаковым художница иллюстрировала две из пяти повестей Александра Чаянова — « » (1921) и « » (не позднее 1924), — которые, по мнению многих исследователей, перекликаются с произведениями Михаила Булгакова . В 1926 году Ушакова, по свидетельству Любови Белозерской, подарила экземпляр иллюстрированного ею «Венедиктова» Булгакову. Булгаковед Борис Соколов считает, что эта повесть повлияла на один из эпизодов романа « Мастер и Маргарита » — когда Воланд и Бегемот играют в шахматы живыми фигурками перед .
Общение с Булгаковыми носило почти семейный и во многом шутливый характер. Ещё до начала работы над книжкой Маяковского Наталия Ушакова «издала» собственную домашнюю книжку-шутку « », в которой, как пишет Лидия Кудрявцева, «остроумно шаржировала» Михаила Булгакова. Название книжки было понятно только в узком так называемом «пречистенском» кругу (в который входили Николай Лямин, Павел Попов и др.): Мака было его домашним прозвищем , Мука — кличкой его кошки (сохранилась фотография Муки на руках Наталии Ушаковой 1927 года) .
В сюжете «Истории Власа…» был прогул (отсюда, видимо, и придуманная Маяковским фамилия главного героя) Власом Прогулкиным школьных уроков, после чего он заявляется домой к родителям:
Пришёл в грустях,
чтоб видели
соседи
и родители.
Те
к сыночку:
— Что за вид?
— Очень голова болит.
Так трещала,
что не мог
даже
высидеть урок!
Прошу
письмо к мучителю,
мучителю-учителю!
В школу
Влас
письмо отнёс
И опять
не кажет нос .
После домашней книжки-шутки «Мука Маки» решение Наталии Ушаковой о том, кого в этой части сюжета сделать прототипами родителей Власа Прогулкина, было вполне естественным: ими стали Михаил Булгаков и Любовь Белозерская. Обе книжки, самодельную и издательскую, как своеобразную серию своих шаржированных образов воспринял и сам Булгаков, задавший Наталии Ушаковой после выхода «Истории Власа…» ворчливо-шутливый вопрос: «Почему ты рисуешь меня всегда таким некрасивым?»
Детская книжка «История Власа, лентяя и лоботряса» Владимира Маяковского с иллюстрациями Наталии Ушаковой была опубликована издательством «Молодая гвардия» в мае 1927 года тиражом 7000 экземпляров . Она никогда не переиздавалась. Следующее и на сегодняшний день последнее отдельное печатное издание стихотворения «История Власа — лентяя и лоботряса» вышло в издательстве « Карелия » в Петрозаводске в 1976 году с иллюстрациями Михаила Скобелева тиражом 535 000 экземпляров .