Interested Article - Карлайл, Уилсон

Уи́лсон Ка́рлайл ( англ. Wilson Carlile ; 14 января 1847 , Брикстон , Эссекс , Соединённое Королевство Великобритании и Ирландии — 26 сентября 1942 , Уокинг , Суррей , Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии ) — дьякон в Церкви Англии , пребендарий собора Святого Павла в Лондоне. Основатель евангелической благотворительной и миссионерской организации. Кавалер Ордена Почёта . Святой .

Биография

Ранние годы

Родился 14 января 1847 года в Брикстоне, на юге Лондона, в семье преуспевающего торговца Эдварда Карлайла и его жены Марии Луизы, урождённой Уилсон. Отец его принадлежал к древнему шотландскому роду. Мать происходила из благородной йоркширской фамилии. Карлайл всю жизнь страдал от проблем с позвоночником и имел слабое здоровье. Подростком, под наблюдением тренера, занимался боксом и гимнастикой . Физические упражнения помогли ему укрепить организм. Обучался в частной начальной школе Арч-Лейн в Брикстоне и частном пансионате в Лилле . Учёба давалась ему нелегко. Впоследствии Карлайл овладел шестью языками: французским, немецким, итальянским, древнегреческим , латынью и ивритом . В раннем возрасте у него проявились также способности к музыке. Ему нравилась игра на банджо . Вместе с товарищами он организовал нечто вроде джаз-бэнда . Затем основал музыкальное общество, исполнявшее классические и церковные произведения. Талант молодого человека заметил музыкальный педагог и хормейстер .

В сентябре 1862 года Карлайл поступил на работу в фирму деда по отцовской линии. Офис фирмы находился на улице в Сити . Он работал по пятнадцать часов в сутки. Его день начинался с пробежки из дома до офиса в спортивной форме. По дороге Карлайл обгонял омнибус , пассажирами которого были его коллеги. Вечером он снова надевал спортивную форму и бежал с работы обратно домой. В этот период жизни был далёк от религии. Его переполняли амбиции и волновали только музыка и желание стать преуспевающим предпринимателем . В 1872 году, после франко-прусской войны , Карлайл смог значительно увеличить своё состояние за счёт спекуляций с шёлком в Лионе и Меце . Но уже в следующем году он потерял почти все свои деньги из-за Долгой депрессии . Это событие изменило отношение Карлайла к жизни. Вот, как об этом говорил сам он: «Я почувствовал, что существует нечто большее, чем обыкновенное золото, ради чего стоит жить в этом мире. Я почувствовал, что я не так хорош, каким мог бы быть. Моя жизнь была пустой и очень эгоистичной». Вскоре ему в руки попалась книга Уильяма Маккея «Милость и правда», прочитав которую, Карлайл стал осознанным христианином .

Начало служения

Своё обращение к религии Карлайл описал следующим образом: «Я видел распятого и воскресшего Господа так искренне, как если бы Он сделал Себя видимым для моего телесного зрения. Для меня это неопровержимое доказательство Его существования. Он тронул моё сердце, и прежние страсти и упования покинули его. На их место пришла новая мысль о том, что я могу служить Ему и Его бедным и страдающим братьям» .

Оправившись после потрясения из-за неожиданного банкротства, Карлайл поступил на работу в фирму отца, которая при его участии увеличила свою доходность . Однако теперь большую часть досуга он тратил на религиозную деятельность. Вначале Карлайл присоединился к Плимутским братьям , с которыми познакомился в . С ними он участвовал в миссии среди бедняцкой молодёжи . Затем прошёл конфирмацию в англиканской церкви Святой Троицы в Ричмонде, к которой, незадолго до этого, присоединился его отец . Ранее Карлайлы были членами конгрегационалистской церкви . С разрешения викария он открыл миссию среди бедняцкой молодёжи при этом приходе, организовал церковный хор и основал приходскую школу . В 1875 году Карлайл предложил свою помощь евангелисту , выступавшему на многочисленных собраниях в Ислингтоне . Музыкальный руководитель собраний поручил ему игру на фисгармонии и руководство пением толпы, собиравшейся послушать проповедь. Вместе с Муди, Карлайл отправился в Камберуэлл , где организовал хор для миссии на юге Лондона. Работа познакомила его с методами христианской миссии и указала на важную роль, которую в этом служении играла музыка. Для него стало очевидным, что не только церковнослужители, но и простые миряне могут и должны участвовать в проповеди Евангелия .

В мае 1877 года Карлайл принял решение стать проповедником и вступил в Общество евангелизации . Затем, заручившись поддержкой жены, он оставил фирму отца, чтобы стать священнослужителем. В октябре 1878 года поступил в Лондонский колледж теологии. За полтора года он освоил трёхлетний курс и сдал экзамены. В Великий пост 1880 года был рукоположен в сан дьякона в соборе Святого Павла. Местом службы Карлайла стал приход в Кенсингтоне . Исполняя служение, он хотел достучаться до людей, включая охрану Кенсингтонского дворца , которые равнодушно относились к религии и церкви. Рабочие и городские бедняки считали храмы «прибежищами для зажиточных» и полагали, что в церквях их не ждал радушный приём. Карлайл сделал всё, чтобы сломать устоявшиеся стереотипы .

Поскольку ни одна из его ранних попыток привлечь в свою церковь бедняцкую молодёжь не увенчалась успехом, в 1881 году он стал проводить собрания под открытым небом, чтобы привлечь людей, проходящих мимо. Со временем к Карлайлу присоединились многочисленные соратники из тех, кого его проповедь привела к Евангелию и Христу. Однако всем им пришлось столкнуться с противодействием со стороны противников миссии под открытым небом среди городской бедноты и рабочих; это были представители городской буржуазии. Подонки из респектабельного общества, называвшие себя Армией скелетов, срывали службы, нападали на женщин или всей группой на одного человека . На Карлайла стали поступать анонимные жалобы в приход, в котором он служил дьяконом. В июне 1882 года церковное руководство попросило его прекратить миссию под открытым небом. Вместо этого ему было предложено основать церковно-приходское миссионерское общество .

Церковная армия

Синяя табличка, посвящённая Уилсону Карлайлу

Целью миссии Карлайла в городских трущобах было привлечь их жителей к евангелизаторской и благотворительной работе в рамках англиканской церкви. Такая деятельность уже велась в нескольких приходах; в Ричмонде действовала Армия церковного евангелия, Оксфорде — Армия спасения церкви, Бристоле — Армия церковной миссии. Карлайл предложил скоординировать усилия, чтобы обученных евангелистов можно было направлять в любой приход, где в них имелась нужда. Основатели «армий» согласились, и так в 1882 году была основана Церковная армия, во главе которой встал сам Карлайл .

Однако потребовалось время, чтобы идея проповедника нашла понимание в англиканской церкви. Карлайла обвиняли в вульгарности из-за названия организации. Он же объяснял наличие слова «армия» в названии тем, что главной целью основанного им общества была постоянная война против греха ради себя и ближних , а «оружием» в этой войне были доброта и чувство юмора. Себя и своих соратников проповедник называл «Божьими скоморохами» ( лат. Joculatores Dei ) .

Карлайл был строгим и в высшей степени дисциплинированным человеком, и всегда признавал авторитет англиканской церкви. Никакая работа не велась ни в одном приходе без одобрения действующего президента, и ни в какой тюрьме или государственном учреждении, если евангелисты не были приглашены местным капелланом. И вместе с тем, признавая то, что в англиканской церкви он называл «респектабельностью, приличиями и крахмалом», Карлайл проповедовал евангельскую радость и простоту. Некоторых раздражало, что свою миссию проповедник сопровождал пением под тромбон, который ревнители церковного благочестия почему-то считали неприличным инструментом .

В первые годы работа проповедника встречала сопротивление, но он упорно пытался познакомить священнослужителей и государственных служащих в крупных городах с целями, идеями и методами Церковной армии. В ноябре 1883 года вышел первый номер газеты организации . В феврале 1885 года Верхняя палата Кентерберийской ассамблеи приняла решение об утверждении его организации . При растущей поддержке ряда епископов Церковная армия постепенно завоевала уважение во всей англиканской церкви. К 1925 году организация стала крупнейшим обществом внутренней миссии в англиканском сообществе . Своё служение Карлайл нёс в церкви Святой Марии на холмах в Лондоне . В 1905 году он был назначен пребендарием собора Святого Павла в Лондоне . В 1915 году ему было присвоено звание почётного доктора теологии Оксфордского университета . В 1926 году за свою работу он был удостоен Ордена Кавалеров Почёта и в том же году посетил миссии Церковной армии в США и Канаде .

Личная жизнь

В 1870 году в в Туикенеме Уилсон Карлайл сочетался браком с Флорой Виккерс, с которой познакомился в музыкальном обществе . Овдовел в 1925 году. В браке у него родились пятеро сыновей .

Смерть и почитание

Последние годы жил в частном доме в Уокинге , вместе со своей сестрой и давней соратницей Марией Карлайл . Умер 26 сентября 1942 года. Прах евангелиста был захоронен у подножия памятника в его честь в соборе Святого Павла . В память ему отмечена под 26 сентября. В под этой же датой ему отмечают праздник .

На доме под номером 34 по Шеффилд-Террас в Кенсингтоне, где жил Карлайл, установили синюю табличку . В Манчестере его имя присвоили общежитию для бездомных мужчин, бывших преступников . Штаб-квартира Церковной армии в Шеффилде, находящаяся в старом колледже для подготовки евангелистов, также носит имя Уилсона Карлайла . Как сказал один из его современников: «Он был филантроп, потому что был христианин. Он любил людей, любя Бога» .

Примечания

  1. , p. 195.
  2. , p. 289—290.
  3. , p. 2—21.
  4. , p. 26—31.
  5. , p. 22—25, 32—48.
  6. , p. 6.
  7. , p. 67.
  8. , p. 55—59.
  9. , p. 60—62.
  10. , p. 62—63.
  11. , p. 67—72.
  12. , p. 77.
  13. , p. 81—90.
  14. , p. 92—96.
  15. , p. 103—113, 165.
  16. , p. 119—126.
  17. , p. 128—130.
  18. , p. 130.
  19. , p. 154.
  20. , p. 220.
  21. .
  22. , p. 5.
  23. , p. 379.
  24. , p. 7.
  25. , p. 64.
  26. , p. 7.
  27. .
  28. .
  29. .
  30. .
  31. .
  32. .
  33. .

Источники

  • Bottomore St. : [ англ. ] // Film History. Indiana University Press : journal. — 2002. — Vol. 14, № 2. — P. 195—209.
  • Cross F. L., Livingstone El. A. : [ англ. ] . — Oxford : Oxford University Press, 2005. — 1800 p. — ISBN 978-0-19-280290-3 .
  • Field M. : [ англ. ] . — Stroud, Gloucestershire : Amberley Publishing, 2017. — 96 p. — ISBN 978-1-44-565144-6 .
  • Kiefer J. E. // Biographical sketches of memorable Christians of the past : [ англ. ] . — London : Society of Archbishop Justus, 1999.
  • Rowan Ed. : [ англ. ] . — London : Church Army Bookroom, 1912. — 476 p.
  • : [ англ. ] // The Living Church : newspaper. — 1942. — Vol. 105 (October). — P. 7.
  • : [ англ. ] // Waiapu Church Gazette : newspaper. — 1945. — 1 May. — P. 6.
  • : [ англ. ] // The London Gazette : newspaper. — 1926. — 1 January. — P. 7.
  • (англ.) . www.belmontanglican.org.au . All Saints Belmont. Дата обращения: 21 декабря 2021.
  • (англ.) . www.openplaques.org . Open Plaques. Дата обращения: 21 декабря 2021.
  • (англ.) . www.riverside.org.uk . Riverside. Дата обращения: 21 декабря 2021.
  • (англ.) . www.wilsoncarlilecentre.org.uk . The Wilson Carlile Centre. Дата обращения: 21 декабря 2021.
  • (англ.) . www.londonremembers.com . London Remembers. Дата обращения: 21 декабря 2021.
  • Wohlers Ch. (англ.) . www.satucket.com . Lectionary. Дата обращения: 21 декабря 2021.
Источник —

Same as Карлайл, Уилсон