Interested Article - Поклонский, Константин Юрьевич
- 2020-09-20
- 2
Константи́н Ю́рьевич Покло́нский ( польск. Konstanty Wacław Wodzgir-Pokłoński ; белор. Канстанцін Вацлаў Паклонскі ; укр. Костянтин Вацлав Водзґір-Поклонський ; ум. ок. 1662) — влиятельный деятель Могилёвского православного братства , литовский ротмистр, известный участник начального этапа русско-польской войны 1654—1667 годов , организатор Белорусского казачьего полка , известен как белорусский полковник .
С началом русско-польской войны, став сторонником русского правительства, способствовал бескровному переходу Могилёва и близлежащих городов под власть царя Алексея Михайловича . Участвовал в сражениях под Борисовым , при Ошмянах , в битве при Филипуве . Принимая участие в военных действиях, которые вели Русское государство , Речь Посполитая , Швеция , Пруссия , несколько раз переходил на сторону противника . Будучи подданным короля Яна Казимира , перешёл на сторону царя Алексея Михайловича, затем вернулся на польско- литовскую сторону, позже присягнул на верность королю Карлу X Густаву , потом перешёл на службу бранденбургскому курфюрсту Фридриху Вильгельму и, наконец, снова воевал на стороне короля Яна Казимира .
Биография
Происходил из знатной православной семьи, принадлежащей к могилёвской шляхте . Его военная карьера связана с началом Русско-польской войны . До этого успел проявить себя как влиятельный деятель Могилёвского православного братства. Несмотря на яркий след, который оставил Поклонский в истории, подробности его жизни пока изучены мало . По мнению Г. С. Сагановича , двойное имя Поклонского свидетельствует о католичестве Поклонских . К. Кочегаров считает, что Иван Выговский и Поклонский «были связаны узами семейного родства путём брака каких-то родственников» .
Участие в делах Могилёвского православного братства
Могилёвское православное братство было создано во время пребывания в России Патриарха Константинопольского Иеремии . В июле 1589 года он выдал братству Благословенную грамоту. А в 1602 году Сигизмунд III утвердил своей грамотой братство при храме «Светого Въехания Господня» (Входа Господня в Иерусалим). В 1618 году , когда Иосафат (Кунцевич) стал архиепископом Полоцким, он отобрал у братства Спасский монастырь , который отошёл к униатской церкви . Но Могилёвское православное братство не оставляло надежды вернуть себе Могилёвский Спасский собор и монастырь при нём. Благодаря вспыхнувшему казацкому восстанию на Украине в 1648 году под руководством гетмана Богдана Хмельницкого появилась реальная возможность осуществить задуманное. Король Ян II Казимир в такой ситуации был вынужден хотя бы частично удовлетворить требования православных Речи Посполитой .
В январе 1650, после переговоров с делегацией киевского митрополита , король Ян II Казимир выдал универсал о возвращении православным ряда храмов и монастырей, включая и Спасский собор с принадлежащими владениями. Официальная церемония передачи состоялась 2 (12) мая. Право публично объявить о возврате храма было доверено Константину Поклонскому. По завершении богослужения, совершенного униатским духовенством , Константин Поклонский, выйдя на середину церкви, зачитал королевский привилей и другие документы, выданные Яном Казимиром. По этим документам православным следовало вернуть не только Спасский монастырь вместе с имениями, но и все церкви, находящиеся «как в Могилёве, так и в сёлах и деревнях Могилёвской экономии » .
Впоследствии, когда казацкие войска проиграли в 1651 году битву под Берестечком , позиция короля Яна Казимира изменилась и православные церкви хотели отдать униатам. Однако униатский епископ , прибывший в Могилёв в 1653 году , не смог добиться желаемого. Разъярённые могилёвцы, возглавляемые с Константином Поклонским (а также дьяконом монастыря и бургомистром ), «на владыку приходили з болшим шумом и хотели ево убить» .
Позднее в том же 1653 году Поклонский руководил действиями могилёвских братчиков в их борьбе за право перевоза через Днепр . Прежними указами это право было закреплено за православным братством. Королевская власть решила построить новую переправу, что лишало Могилёвское братство немалых прибылей. 11 (21) июля несколько сотен вооружённых человек, руководимые Поклонским и дьяконом Спасского монастыря, напали на перевоз. Избив перевозчиков и изрубив паром на куски, толпа на обратном пути миновала двор правительственных комиссаров , насмехаясь и оскорбляя и комиссаров, и королевскую власть .
Участие в Русско-польской войне
5 июня 1654 года , как только московская армия вошла в Литву, Поклонский (с некоторыми из своих единомышленников и слугами) перешёл на сторону Москвы. Тимофей Спасителев, который на тот момент был у казачества царским представителем, хотел отправить Поклонского к царю . Однако Иван Золотаренко решил сначала представить его гетману Хмельницкому. Встреча состоялась, но её детали неизвестны .
Выступая как представитель интересов православной аристократии восточных территорий Литвы и могилёвских граждан, Поклонский предложил Хмельницкому подчиниться царской власти. Хмельницкий выдал Поклонскому рекомендательное письмо, с которым тот отправился к царю . В письме к царю гетман, рекомендуя Поклонского как православного шляхтича, много пострадавшего от «супостатов наших», сообщает, что тот действует как представитель многочисленного православного шляхетства Могилёва и других городов Литвы. Хмельницкий просит царя принять Поклонского с почётом, чтобы показать уважение литовской православной шляхте .
В июле 1654 года Поклонский получил аудиенцию у царя Алексея Михайловича. Итогом этой встречи для Поклонского стали «богатые пожалования и должность полковника белорусского» . Относительно этого звания исследователи не пришли к единому мнению. Как указывает Латышонок, такой «титул» Поклонский начал носить с 12 сентября 1654 года. Так подписано одно из писем, которое Поклонский послал царю в день капитуляции Могилёва. Однако среди известных царских документов пока не обнаружены документы, где бы Поклонскому давалось такое звание. По мнению Латышонка, звание «белорусский полковник» несомненно относится к « Белой Руси » . Царь дал разрешение Поклонскому сформировать казачий полк и, помимо всего, поручил ему уговорить могилёвцев сдать город и перейти на сторону русского правительства. Организуя свой полк, Поклонский считал важным опираться на местные силы. Вначале это был отряд, собранный из пеших крестьян (около тысячи) и примерно сотни конных крестьян. С этим отрядом, вооружённым бердышами , рогатинами и пищалями , он подошёл к Могилёву для ведения переговоров с его жителями . Поклонский смог убедить ряд представителей могилёвской шляхты в необходимости перехода на сторону русского правительства. Этому в числе прочего способствовало обещание мещанам изгнать из Могилёва всех евреев, а их дома разделить между местным правлением и русскими властями . Благодаря такой поддержке сдача Могилёва была ускорена . В награду Поклонскому отдали двор шляхтича Серединского и городок Чаусы со всеми угодьями, строениями и с крестьянами, «что к тому местечку и деревням наперёд сего каких угодий належало» . Позднее он получил дополнительные пожалования и большие полномочия в Могилёвском уезде .
Но Поклонский претендовал на более серьёзные права как территориальные, так и политические. По мнению ряда исследователей, Поклонский намеревался создать своеобразную автономию на той территории белорусских земель, которые царь отдал под его начало . Однако его чаяниям противостоял Хмельницкий, который также хотел взять под свою власть бо́льшую часть Малой Руси в составе Великого княжества Литовского . Последний ещё в 1649 году заявлял о своём праве быть начальником над Войском Запорожским и над Белой Русью .
К концу 1654 года полк Поклонского составляли 4000 хорошо вооружённых и обученных казаков . В январе 1655 года его полк несколько раз принимал участие в военных столкновениях с литовскими войсками . Чтобы заручиться поддержкой шляхты, из которой состояла верхушка его полка, Поклонский стремился наделить её земельными пожалованиями и другими льготами. Однако царское правительство не могло удовлетворить все его просьбы. В итоге те, кому из выхлопотанных пожалований не досталось ничего, затаили недовольство на Поклонского. Ситуацию усугубили напряжённые отношения шляхты с казацкими отрядами, которыми командовал Золотаренко . Последний не мог пережить возвышения могилёвского шляхтича. Он грабил Могилёвский уезд, угоняя скот, забирая хлеб, избивая людей Поклонского, и грозил шляхтичу смертью. Поклонский, жалуясь царю на Золотаренко, отказывался от полковничьего звания и просил перевести его из Могилёва в другое место, говоря в письме, что боится Золотаренко «пуще ляхов». В ответ царь послал своих стрельцов для защиты Могилёва от насилий со стороны Золотаренко, а Поклонского оставил в Могилёве. . Это положило начало распре между Поклонским и царскими воеводами . Так была подготовлена почва для перехода Поклонского на сторону противника московского царя — короля Яна Казимира .
Зимой 1655 года, когда литовские войска осадили Могилёв , их командующему Янушу Радзивиллу удалось установить связь с Поклонским. Он к тому времени принял решение уйти с царской службы и помочь литовским войскам взять Могилёв . Радзивилл надеялся, что Могилёв станет лёгкой добычей, поскольку Поклонский уверял гетмана, что откроет ему городские ворота и перейдёт со своим полком под его власть . К этому времени относится событие, связанное с уничтожением еврейского населения Могилёва. Получив сведения о том, что Радзивилл подходит со своим войском к Могилёву, Поклонский велел евреям оставить город, обещая дать провожатого до лагеря Радзивилла. Вышедшие из города евреи были перебиты, а те, кто остался, узнав о гибели своих собратьев, приняли крещение . Когда Радзивилл подошёл к Могилёву, Поклонский перешёл на его сторону. Но казаки Поклонского отказались идти с ним и остались защищать город от Радзивилла. Литовскую армию постигла неудача, почти полностью уничтоженная, она была вынуждена снять осаду и отступить . А Поклонский с малочисленным отрядом добровольцев остался в Восточной Белоруссии, где был разбит под Борисовым в июне 1655 года русским войском под командованием Ю. Н. Барятинского . В битве при Койданово он вновь потерпел поражение, а затем в том же 1655 году его часть была разбита казаками Золотаренко в сражении при Ошмянах .
Успехи русских войск и вторжение шведов в Речь Посполиту подвигли Радзивилла подписать Кейданскую унию . Вместе с ним Унию подписал Поклонский, признавая на этот раз уже верховную власть шведского короля .
Участие в Северной войне , плен и смерть
В октябре 1655 года Поклонский вместе с большой группой литовской армии ушёл от Радзивилла и отправился в Пруссию, где служил в армии курфюрста Фридриха Вильгельма. Затем он оставляет службу у курфюрста . Автор биографии Поклонского в Польском биографическом словаре А. Рахуба пишет, что, вероятно, со стороны Поклонского это было предательством интересов Фридриха Вильгельма .
Осенью 1656 года, находясь в литовской армии, принимал участие в наступлении на герцогство Прусское под командованием Винцента Гонсевского . В битве при Филипуве (22 октября 1656 года) литовская армия потерпела неудачу, и Поклонский, попав в плен, отбывал заключение в Мальборке . Точная дата его освобождения неизвестна. Освободившись из плена, Поклонский на военную службу не вернулся. В биографии Поклонского написано, что он умер до 1663 года, и указана вероятная дата смерти — около 1662 года .
Оценка деятельности Поклонского
Исследователи не пришли к единому мнению в оценке политики Поклонского. По-разному характеризуя Поклонского как личность, его действия в 1654—1655 годах тем не менее нередко объясняли желанием получить своего рода автономию для той белорусской территории, которую царь отдал под его начало. В своей работе по истории Могилёвского Богоявленского братства, изданной в 1890 году, Ф. А. Жудро называет Поклонского «выразителем народных желаний в Белоруссии» .
Сегодня О. Л. Латышонок и некоторые другие историки развивают идею о том, что Поклонский представлял собой носителя белорусского протонационального сознания . Латышонок предлагает считать Поклонского первым белорусским политиком, исходя из того, что тот «первым попытался заниматься политикой исключительно от имени Белоруссии, а не Литвы и России». По мнению Латышонка, деятельность белорусского полковника «свидетельствует о стремлении создать на территории Белой Руси автономное государственное образование, подобное Запорожской армии» .
При советской власти мнения исследователей в отношении Поклонского не были единодушными. Так, В. И. Мелешко считал действия Поклонского достойными в деле «воссоединения» Белоруссии с Россией . Историк А. Н. Мальцев полагал, что Поклонский был выразителем интересов той части белорусской шляхты, которая надеялась уничтожить усиливающееся крестьянское движение с помощью армии Русского государства . Л. С. Абецедарский объяснял измену Поклонского выражением узкоклассового эгоизма, а Д. Л. Похилевич , хотя и отмечал в действиях Поклонского классовый характер, находил в его политике желание «создать из Белоруссии подобную Украине автономную единицу в составе Русского государства» .
О. Л. Латышонок предлагает рассматривать его деятельность «с точки зрения верности национальной идее, а не королевской или государственной», потому что тогда «деятельность Поклонского принимает иное измерение, чем обычная частная жизнь». Однако, перечисляя причины политических неудач Поклонского, Латышонок считает, что главную роль в его поражении сыграло «величайшее из всех его предательств: белорусский полковник предал свою армию» .
Примечания
- ↑ , с. 56—57.
- Сагановіч Г. от 4 декабря 2010 на Wayback Machine (белор.) / Менск: Навука і тэхніка, 1995. — 144 с. — ISBN 5-343-01637-5 . — С. 20.
- , с. 61.
- от 25 сентября 2020 на Wayback Machine / Православные братства //Православная энциклопедия
- , с. 57.
- , с. 57—58.
- , с. 58.
- ↑ , с. 193.
- ↑ .
- ↑ , с. 56.
- , с. 196.
- , с. 49.
- , с. 191—208.
- ↑ Могилёв-на-Днепре// Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . Т.11. — СПб., 1906—1913. С. 153—154
- .
- ↑ .
- ↑ , с. 49—50.
- Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы. / [Редколлегия: П.П. Гудзенко и др.] – М.: Академия наук СССР, 1953. – Т. II., № 59. – С. 152
- , с. 50.
- // Русский биографический словарь А. А. Половцова . Т. 7. — СПб., 1897. С. 439—441.
- , с. 206.
- , с. 207.
- Флоря Б. Н. Русское государство и его западные соседи (1655—1661 гг.) — М., 2001. — С. 23—24.
- , с. 52.
Литература
- Кочегаров К. А. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . — 2016. — № 1 (63). — С. 56—63.
- Мальцев А. Н. Россия и Белоруссия в середине XVII века. — М. : Издательство МГУ, 1974. — С. 155—158.
- Łatyszonek O. : [ польск. ] . — Białystok : Wyd-wo uniwersytetu w Białymstoku, 2006. — 390 с. — ISBN 978-83-7431-120-5 .
- Łatyszonek O. : [ польск. ] . — Pod wspólnym niebem. Narody dawnej Rzeczypospolitej. — Warszawa : Muzeum Historii Polski, 2010. — 255 с.
- Rachuba A. : [ польск. ] . — Polski słownik biograficzny. — 1982. — № XXVII. — С. 234—235.
- 2020-09-20
- 2