Interested Article - Ташлыджалы Яхья-бей

Ташлыджалы́ Яхья́-бей ( тур. Taşlıcalı Yahya Bey ; 1498—1573/1582) — османский поэт и военный деятель. Ташлыджалы является одним из самых известных османских поэтов XVI века .

Биография

Ранняя жизнь

Ташлыджалы Яхья родился в 1498 году в Ташлыдже, Герцеговинский санджак (ныне Плевля , Черногория). Яхья состоял в родстве с другим османским поэтом — Дукагинзаде Ахмед-беем . Ташлыджалы был албанцем , однако принадлежал ли он к знатному албанскому роду Дукагин или же к племени, обитавшему в , достоверно неизвестно .

Яхья оказался в янычарском корпусе по девширме , где новички проходили обучение у опытных янычар и сипахов ; здесь он последовательно получил звания яябаши (офицера пехоты) и бёлюкбаши (старшего капитана). Яхья хорошо проявил себя на службе и главы корпуса позволили ему проводить больше времени за пределами казарм, где Ташлыджалы познакомился с членами интеллектуальных кругов Стамбула: лингвистом , историком, поэтом, юристом и шейх уль-исламом , поэтом и государственным деятелем , государственными деятелями Паргалы Ибрагимом-пашой и .

Ташлыджалы всегда помнил о своём происхождении и о том, как оказался в столице Османской империи, и даже упоминал об этом в своих стихах. Однако для Яхьи кровавое девширме оказалось прекрасным шансом обрести славу, учитывая, что в те времена принадлежность к богатой и известной семье в Османской империи значила мало .

Солдат и поэт

Большую часть юности Яхья провёл в военных кампаниях, которые вдохновляли его. Так он побывал под командованием султана Селима I в Чалдыранской битве 23 августа 1514 года, а также в Османо-мамлюкской войне 1516—1517 годов и Багдадской экспедиции 1534 года при султане Сулеймане I . Ташлыжджалы как поэта уважали множество важных людей страны, в том числе оба султана. Согласно некоторым востоковедам, Яхья начал написание знаменитой поэмы «Юсуф и Зулейха», находясь в Палестине по пути в Мекку . Большое впечатление на Ташлыждалы произвёл Египет , в частности Каир — «город Иосифа» .

Яхья был непримиримым врагом Хаяли Мехмед-бея , другого османского поэта, с которым Ташлыджалы впервые встретился в 1536 году. В своих стихах Яхья-бей высмеивал Хаяли. Ташлыджалы написал касыду , посвящённую Хаяли, и во время Персидской кампании показал её султану Сулейману и великому визирю Рустему-паше , который был объявлен «врагом поэтов». Однако, несмотря на всю свою нелюбовь к поэтам, Рустем-паша оценил касыду и был восхищён тем, какое презрение к Хаяли высказывалось в ней; в награду Рустем-паша назначил Ташлыджалы управлять несколькими благотворительными фондами в Бурсе и Стамбуле .

Ссылка и последние годы

В 1553 году близ Эрегли , Конья , во время военной кампании против персов султан казнил своего старшего сына шехзаде Мустафу . Сторонники Мустафы, среди которых оказался и Яхья, полагали, что казнь была несправедливой и совершена была по навету великого визиря Рустема-паши . Яхья, огорчённый смертью шехзаде, написал элегию под названием «Панихида шехзаде» ( тур. Şehzade Mersiyesi ), которую публика приняла хорошо. В элегии Ташлыджалы открыто обвинял великого визиря в убийстве Мустафы и вскоре Яхья лишился благосклонности Рустема. Рустем вызвал поэта к себе и спросил, как посмел он публично оплакивать того, кого осудил султан, на что Яхья ответил, что вместе с султаном осудил шехзаде, но вместе с тем, оплакивает его с народом .

Разозлённый Рустем-паша жаждал казни Ташлыджалы и всячески пытался устроить её , однако султан оказался против . Султан лишил поэта всех привилегий, полученных ранее, однако, поскольку Яхья являлся представителем класса (класс имперских управленцев), за ним сохранилось право на получение некоторого дохода . Во избежание дальнейших преследований, Ташлыджалы был выслан на Балканы , где он продолжил писать сатирические стихи о Рустеме-паше даже после его смерти. Согласно некоторым источникам, Яхья был выслан в поместье близ Зворника , где получал 27 —30 тысяч акче годового дохода. По другой версии, поэт оказался в Темешваре , который являлся центром одноимённой провинции . Яхья продолжал участвовать в военных кампаниях и после ссылки. Так, уже будучи в возрасте, Ташлыджалы участвовал в осаде Сигетвара в 1566 году. Во время этой осады он написал касыду и подарил её султану Сулейману. После похода Яхья обратился к исламскому мистицизму .

В 1574—1575 годах Ташлыджалы познакомился с османским историком Мустафой Али . История жизни Яхьи произвела впечатление на Мустафу Али, который позднее писал, что Ташлыджалы был «поэтом слишком талантливым, чтобы его поддерживали ревнивые политики, и впоследствии он был осуждён на ссылку в приграничном санджаке». Знания Али произвели большое впечатление на Яхью, который не получил образования в классическом медресе. Через год после их встречи Яхья отправил к Али своего сына Адема-челеби с проектом введения к новой редакции своего дивана. Он просил Али проверить текст на наличие ошибок, особенно в арабских конструкциях .

Неизвестно, когда именно умер Ташлыджалы Яхья. Большинство историков склоняются к 1582 году (990 год по Хиджре) , также существуют мнения, что Яхья умер в 1573 (982 год по Хиджре), 1575 (983 год по Хиджре) или 1578—1579 годах (986 год по Хиджре) . Нет единого мнения и о месте смерти и погребения поэта: предполагается, что он умер и был похоронен в Лознице , санджак Зворник, или же умер в Темешваре и был похоронен в Стамбуле .

Поэзия

Шотландский востоковед называет Ташлыджалы одним из немногих поэтов не турецкого или азиатского происхождения, которому удалось достичь некоторых высот и передать дух турецкой поэзии. Ничто в литературном слоге Яхьи не выдавало в нём его происхождения. В работах Ташлыджалы выдержана устойчивая простота, энергичность и оригинальность, что в частности показано в поэме «Юсуф и Зулейха». Сюжет этой поэмы заимствован из персидской литературы , популярной в то время. Сюжет поэмы универсален, но Яхья не просто перевёл или перефразировал уже существовавшие к тому времени работы, а рассказал историю в собственной манере .

Основные труды Ташлыджалы состоят из большого сборника стихов и коллекции пяти поэм- маснави , объединённых в . Хамса объединяет наиболее важные труды Яхьи. Самая популярная поэма хамсы «Шах и нищий» была также самой любимой и для самого Ташлыджалы и, как он сам утверждал, он завершил её всего за неделю. Другой популярной поэмой является «Юсуф и Зулейха». В отличие от двух первых лирических поэм хамсы, другие три состояли из моральных афоризмов и правил жизни. Последняя поэма, «Книга правил», разделена на десять частей; каждая часть была призвана привить читателю моральные качества и была проиллюстрирована анекдотом, чтобы продемонстрировать преимущества праведной жизни. Анекдоты писались по историям реальным и вымышленным, кроме того происходили эти истории из различных источников. Поэма «Розовый сад огней», разделённыя на сорок небольших частей, повествует о чудесах пророка Мухаммеда и была написана, вероятно, когда Яхья уже был в возрасте, поскольку именно в этот период Ташлыджалы обратился к исламскому мистицизму . Кроме того, Яхья написал две книги о городах Эдирне и Стамбуле.

Как и в случае с множеством других поэтов, многие работы Яхьи были вдохновлены трудами суфийского поэта Мевлеви . К Мевлеви существуют отсылки в нескольких местах в диване и хамсе Ташлыджалы, где он назван Мевляна , Молла Хюнкяр и Молла-и Рум . Мевлеви также является героем трёх поэм хамсы: «Тайное сокровище», «Книга правил» и «Розовый сад огней». Несколько произведений Мевлеви Яхья пересказал без изменений .

Литературные труды

Работы Ташлыджалы включают в себя :

  • Диван (издан в Стамбуле в 1977 году; также избранное собрание сочинений, изданное Мехметом Чавушоглу в 1983 году)
  • Хамса (пять поэм): «Шах и нищий» ( тур. Şah ü Geda ), «Юсуф и Зулейха» ( тур. Yusuf ve Züleyha ), «Тайное сокровище» ( тур. Gencine-i Raz ), «Розовый сад огней» ( тур. Gülşen-i Envar ) и «Книга правил» ( тур. Kitab-ı Usul ).
  • «Книга Стамбула» ( тур. Şehrengiz-i İstanbul )
  • «Книга Эдирне» ( тур. Şehrengiz-i Edirne )

Ещё две работы приписываются Ташлыджалы: «Робость и тоска» ( тур. Nāz ü-Niyāz ) и незавершённый «Свод законов Сулеймана» ( тур. Sulaimān-nāme ) .

Киновоплощения

В турецком телесериале « Великолепный век » роль Ташлыджалы исполнял Серкан Алтунорак .

Комментарии

  1. Также был известен как Дукагинзаде́ Яхья́-бей ( тур. Dukaginzâde Yahyâ bey ) и Дукагини́ Яхья́-бей ( тур. Dukagjini Yahyâ bey ) .
  2. Согласно турецкому поэту Муаллиму Наджи , при жизни Яхья не использовал прозвище «Ташлыджалы» .
  3. Все три прозвища Яхьи связаны с его происхождением: Ташлыджалы в переводе с турецкого означает «[родом] из Ташлыджи»; Дукагинзаде — «сын [рода] Дукагина»: Дукагини — «принадлежащий к [роду] Дукагин».

Примечания

  1. , p. 286.
  2. , p. 123.
  3. , p. 129.
  4. , pp. 354—355.
  5. , p. 354.
  6. , p. 1149.
  7. , p. 79 (прим. 76).
  8. , p. 125.
  9. , p. 352.
  10. , pp. 119—125.
  11. , pp. 63—64.
  12. Gencay Zavotçu. Bir Ölümün Yankıları ve Yahyâ Bey Mersiyesi. Echoes Of One Killed And Yahyâ Bey’s Elegy (тур.) // Atatürk Üniversitesi Türkiyat Araştırmaları Enstitüsü Dergisi. — 2007. — C. 14 , num. 33 . — S. 69–80 .
  13. , p. 63.
  14. , p. 63-64.
  15. , p. 51.
  16. , p. 498.
  17. , p. 357.
  18. , p. 358—360.
  19. (англ.) на сайте Internet Movie Database

Литература

Источник —

Same as Ташлыджалы Яхья-бей