Таврия (издательство)
- 1 year ago
- 0
- 0
Хубби́-хату́н ( тур. Hubbi Hatun ); настоящее имя Айше́-хату́н ( тур. Ayşe Hatun ; р. в Амасье — ум. ок. 1589/1590, в Стамбуле ) — османская поэтесса, приближённая османских султанов Селима II и Мурада III .
Настоящим именем поэтессы было Айше , однако известна она была под литературным псевдонимом Хубби-хатун . Историк Недждет Сакаоглу писал, что исследователи в качестве варианта псевдонима Хубби называют Хубба-хатун , поскольку некоторые труды поэтесса подписывала «Айше Хубба» (Ayşe Hubbâ) .
По данным Сакаоглу, Айше родилась в Амасье , его источником были слова Кятиба-челеби . Согласно современнику Хубби, Ашику-челеби , она происходила из самых знатных семей Стамбула. Сакаоглу писал, что Айше была внучкой шейха Яхьи-эфенди , молочного брата султана Сулеймана I , и была женой наставника шехзаде Селима Шемса-эфенди, скончавшегося по пути в хадж в 1551 году . Аналогичные сведения приведены у историк и в «Энциклопедии Ислама» . Сведения Ашика-челеби были другими — он называл Айше не внучкой, а правнучкой Яхьи: «Айше-хатун была одним из детей покойного шейха Ак-Шемсюддина, внука покойного шейха Яхьи». Относительно мужа Хубби данные Сакаоглу и Гибба совпадают со сведениями, сообщёнными Ашиком-челеби: «Она была женой покойного Шемси-челеби, служившего наставником султана в бытность его шехзаде» . Кроме этого Ашик-челеби писал, что муж Хубби был её кузеном: «она приходилась дочерью его [Шемси] тётке по матери» . Гибб не писал, что Хубби была дочерью Ак-Шемсюддина, и не указывал родственной связи между Шемси и Хубби, он только отметил, что Шемси был внуком Ак-Шемсюддина .
Согласно Гиббу, Айше была представлена будущему султану Селиму II её мужем и стала одной из приближённых к нему придворных . Согласно Сакаоглу, после смерти мужа Айше присоединилась ко двору шехзаде Селима в Манисе; вероятно, по этой причине Сакаоглу причислял Хубби к гарему шехзаде, при этом он отмечал, что поэтесса не указывалась в документах как женщина султана. Умная и образованная (она изучала арабский язык и поэтику ), она была верной спутницей будущего султана. Дружеские отношения с Селимом позволили Айше пробыть в его гареме более двадцати лет . Она приобрела большое влияние на Селима и многие просили её заступничества после того, как Селим стал султаном . Тот факт, что Мехмед Вусули, известный как Молла-челеби, сильно продвинулся по службе после женитьбы на дочери Хубби, подтверждает влияние поэтессы при дворе .
Ходили слухи, что у неё были любовные связи с несколькими придворными Селима . После смерти Селима II Айше стала мусахибом (приближённой) его сына-султана Мурада III . Вероятно также, благодаря этой духовной связи с Селимом и Мурадом, мавзолей в Эюпе , в котором была похоронена Хубби, имел внешнее сходство с мавзолеями хасеки . В правление Мурада III Хубби стала одной из трёх могущественных и влиятельных женщин дворца, не входивших в султанский гарем; двумя другими были Разие-хатун , занимавшаяся финансовыми вопросами гарема, и управляющая султанским гаремом Джанфеда-хатун . Согласно «Истории Салоник», в 1587 году во время попытки разграбления города с поста кади Стамбула был смещён Али Челеби-эфенди, а его место занял ставленник Хубби мулла Мухиддин .
Гибб писал, что дата смерти Хубби неизвестна , однако согласно Сакаоглу, Хубби-хатун, славившаяся красотой и поэтическим талантом, умерла в 1589 году в Стамбуле и была похоронена в комплексе мечети Султана Эйюпа в собственном тюрбе , построенном её зятем Моллой-челеби . Другие источники указывали либо 1590 год, либо писали, что Хубби умерла в середине правления Мурада III (1574—1595) .
От брака с Шемси-эфенди у Айше были два сына и дочь . По заказу зятя Айше, Мехмеда Вусули, Синан построил в Фындыклы близ садов, принадлежавших его тёще . Мехмед Вусули купил развалины хаммама , построенного Демирчу-пашаоглу Орудж-беем и восстановил их в честь Хубби-хатун . Согласно надписи на хаммаме, он был открыт 30 апреля 1564 года .
Хубби-хатун создавала лирические стихи ( газели ), оды ( касыды ), а также поэтическую поэму ( месневи ) «Хюршид и Джемшид», состоящую, по словам Гелиболулу , из 3000 бейтов . Она сочиняла изящные османские стихи со сложной персидской и арабской лексикой, используя приемы аллюзии и иносказаний . Ни одной полной копии месневи не сохранилось, кроме 27 бейтов, процитированных Ашиком-челеби . писал, что поэтический стиль Хубби не был женским и не отличался от стиля мужчин-поэтов того времени . Он добавлял, что она выше всех остальных женщин, сочинявших стихи, и что она самая красноречивая и одаренная среди поэтов-женщин . Ашик-челеби писал, что стихи Хубби — это вершина женской иранской и османской поэзии .
В тезкире (сборниках, включавших биографии поэтов и определения, связанные с поэзией) её хвалили за её поэтические способности. Поэтический псевдоним (махлас) «Хубби», которым она подписывала свои газели в последнем полустишье, также можно обнаружить в конце её рисале (послания или письма) — короткого труда о религиозной войне под названием «Имаду’л-Джихад» .
Хубби была мистиком, она состояла в переписке с выдающимися шейхами суфийского тариката Халветие и считала себя их ученицей .