Находится в Заиграевском районе Республики Бурятия примерно в 5 км по дороге от села
Новая Брянь
на село
Старая Брянь
в 200 метрах слева от неё, на скалистом
останце
горы Голубинка
.
У подножия горы, на скалистом останце (высотой 10—15 метров) горы Голубинка с сильно выветренной кристаллической поверхностью, сложенном из крупнозернистого розового
гранита
, были найдены древние рисунки, выполненные красной охрой, нанесённые на нижних отвесных плоскостях — по высоте от 10 см до 2,5 м от земли
. Во время калькирования
рисунков они были в плохой сохранности и выявлялись только при увлажнении поверхности скалы
. Охра сильно выцвела и приобрела нежно-малиновую, схожую с цветом скал окраску
. Часть рисунков уже была уничтожена вследствие осыпания чешуек гранита
. Другая часть сохранилась благодаря небольшим карнизам над ними
. Все изображения характерны для «селенгинской
» группы петроглифов Забайкалья, но основное отличие в их многоинформационности
.
Петроглифы связаны единой сюжетной линией и одновременно единокультурны. Выделяют три основные группы рисунков (Композиции I, II, III), расположенных несколько удаленно друг от друга
.
Композиция I
На
рисунке 1
изображены птицы. Рисунок в плохой сохранности, от изображения птиц сохранились только голова и часть туловища, остальные части представлены частично
.
Рисунок 2
. Изображена фигура человека с непропорционально удлиненными и расставленными ногами и руками и маленькой головой
.
Рисунок 3
. Фигурка человека с расставленными руками и ногами и непропорциональным туловищем. В левой руке держит предмет похожий на
бумеранг
.
Рисунок 4
. Изображение птицы с широким раздвоенным хвостом и круглой головой. Крылья у неё расправлены и несколько приспущены
.
Рисунок 5
. Расположен под рисунком 4, на нем изображена круглая оградка с вписанными в неё округлыми точками
.
Рисунок 6
. Самое большое из всей писаницы изображение птицы. Птица изображена с широко расставленными, чуть приспущенными крыльями и широким, расширяющимся к низу, с едва заметным разветвлением хвостом
.
Рисунок 7
. Изображена фигурка человека с непропорциональным туловищем и расставленными руками и ногами. Голова изображена как продолжение туловища
.
Рисунок 8
. Рисунок человека с несколько удлиненным туловищем и опущенными руками. Голова прорисована хорошо. Ноги — одна сплошная линия
.
Рисунок 10
. Птица с широкими, чуть расправленными крыльями. Голова слабо прорисована
.
Рисунок 11
. Плохо сохранившееся изображение, представленное в виде нескольких аморфных рисунков
.
Рисунок 12
. Изображение похожее и на птицу и на человеческую фигурку. Некоторые изображения бывает трудно отличить, где человек, а где изображена птица, так как очень бывают похожи
.
Рисунок 13
. Разрушенное изображение, осталось только вертикальная полоса различной толщины
.
Рисунок 14
. Находится на расстоянии 20 см от земли. Изображены две крайне схематичные фигурки людей. Ноги и руки на обоих изображениях расставлены, головы нарисованы в виде круга, как бы вросшие в тело. Около меньшей фигурки нанесено круглое пятно
.
Рисунок 15
. Представлен двумя горизонтальными линиями соединенными пятью вертикальными полосами
.
Композиция II
Рисунок 1
. Полоса, выполненная бордовой охрой, уходящая вертикально вниз. У полосы есть небольшие ответвления, параллельно с ней проведены ещё две полоски
.
Рисунки 2-7
. Изображены люди с широко расставленными ногами и руками, головы у них различной величины. Туловища пропорциональные, кроме рисунков 6 и 7, где оно очень короткое. Все изображения объединены единой сюжетной линией
.
Рисунок 8
. Несохранившиеся изображение, представлено в виде аморфного пятна охры
.
Рисунок 9
. Овальная точка с несколько размытыми краями
.
Рисунок 10
. Изображено кольцо неправильной формы, с незаполненной внутренней частью
.
Рисунок 11
. Полоса нарисованная в виде зигзага, с небольшими ответвлениями. Скорее всего часть разрушенного рисунка
.
Рисунок 12
. Нанесена на нижней плоскости скалы, которая оказалась обломана, что уничтожило часть рисунка, до нас дошли только три вертикально нарисованные полосы
.
Композиция III
Состоит из одного единственного рисунка, на котором изображены фигурки трёх людей, взявшихся за руки. Туловища у фигурок непропорциональные, головы прорисованы невыразительно. Ноги и руки широко расставлены
.
Происхождение названия
Первоначально в первой публикации
петроглифы были описаны под названием «Гора Голубинка», но после выявления существенного расхождения в зафиксированных при калькировании
изображений отнесены к поселению Варварина Гора
.
Комментарии
↑
По специфике изображений, техническим приёмам нанесения рисунков, датировке исследователи выделяют в Забайкалье «селенгинские», «кяхтинские», «таёжные (лесные)» и «средневековые» группы писаниц — древние изображения на стенках и потолках пещер, на открытых скальных поверхностях и отдельных камнях. Самой распространенной из них является «селенгинская». Термин «селенгинские» петроглифы ввели
А. П. Окладников
и
В. Д. Запорожская
относительно памятников древнего наскального искусства Бурятии эпохи бронзы — раннего железа, подчеркивая, что «писаницы этой группы строго и четко локализованы в пространстве, в основном – бассейном реки
Селенги
»
.
↑
Снимание рисунков и чертежей на
кальку
, прозрачную бумагу
.
Примечания
↑
, с. 10.
↑
, с. 155.
↑
, с. 23.
, с. 3.
.
.
↑
, с. 11.
↑
, с. 12.
, с. 105.
Литература
Книги
Попов М.
Словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. — Москва: т-во И.Д. Сытина, 1904. — 458 с.
Окладников А. П.
,
Запорожская В. Д
.
Петроглифы Забайкалья. Часть 1. — Ленинград: Наука. Ленинградское отделение, 1969. — 217 с.
Окладников А. П.
,
Молодин В. И.
,
Конопацкий А. К
.
Новые петроглифы Прибайкалья и Забайкалья. — Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1980. — 40 с.
Тиваненко А. В
.
Древнее наскальное искусство Бурятии: Новые памятники. — Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1990. — 208 с. —
ISBN 5-02-029370-9
.
Памятники археологии / Науч. ред.
Коновалов П. Б
. — Улан-Удэ: НоваПринт, 2011. — Т. II. Свод объектов культурного наследия Республики Бурятия. — 392 с. —
ISBN 978-5-91121-051-9
.