Петров, Павел Петрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Василий Петрович Петров (1770—1810 ) — живописец, пейзажист, рисовальщик, академик Императорской Академии художеств .
Родился в Санкт-Петербурге в семье средней руки чиновника. Склонность к живописи проявилась в раннем детстве, родители не препятствовали увлечению сына, и даже пригласили для занятий с сыном малоизвестного художника. В дальнейшем стал воспитанником Императорской Академии художеств , в которой занимался под руководством профессора С. Ф. Щедрина , который очень жаловал своего ученика, отмечая большой природный талант последнего. Среди учителей, оказавших влияние на творчество, был Ф. Я. Алексеев . По окончании курса в Академии художеств преподавал в рисовальных классах Петербургского горного училища (1787—1801), выполнял заказы императорского двора. В 1801 был причислен к Эрмитажу «мастером живописи».
Уже в девятнадцать лет получил звание «назначенного в академики» (1794) за картину «Вид мызы Петра Алексеевича Соймонова» .
Указом императора Александра I в 1802 году командирован в сибирские заводы «для снятия видов казённых горных заводов» . В том же году прибыл в Барнаул. Около десяти лет прожил в Барнауле, выезжая в Забайкалье, Бухтарму, Горный Алтай. Петров первый сделал план Барнаула , им же была проделана огромная работа по зарисовке панорамных видов гор со снежными вершинами — «белками», как говорят на Алтае, костюмов и типов жителей, машин и шахт Колывано-Воскросенских заводов. Находясь в Барнауле, вел переписку с графом А. С. Строгановым , который покровительствовал художнику, посылал его работы в Петербургскую Академию художеств. Петров написал акварель «Вид Барнаульского сереброплавильного завода», эскиз маслом «Вид внутренности Барнаульский завода», исполнил рисунок пером с изображением панорамы города с высокого берега Барнаулки. Рисунки и акварели Петрова дают представление об интерьерах и внешнем облике производственных зданий, а также о том, как выглядел город в начале XIX века.
Здесь начал я мои работы и занимался ими по разным местам белков, чем ближе к Китайской границе, тем более возвышавшимися. Потом продолжал свои занятия по рекам Бухтарме и Иртышу до Семипалатной, а кончил Змеевом… В 45 ясных дней, бывших во все продолжение моего странствия, я снял с натуры 25 видов. Видов красивейших и величественнейших здесь столь много, что для снятия и отделки их целой жизни недостаточно". Кажется, что местами показывает природа бесподобную картину свою для того, чтобы человека удивить и пленить, и скрывает ее опять немедленно для того, что в шибкости своих рисунков, в поразительности слияния красок и в оттенках своих сама себя чувствует неподражаемою для кисти искусства, и чтоб сие чем совершеннее само, тем более постигало свою слабость перед нею. из отчёта В. П. Петрова президенту Академии художеств А. С. Строганову
Уже в девятнадцать лет получил звание «назначенного в академики» (1794) за картину «Вид мызы Петра Алексеевича Соймонова» .
Был избран академиком живописи (1806) за пейзаж «Вид Бухтарминского рудника» написанный им по программе, заданной С. Щедриным .
В 1809 году подал просьбу о разрешении приехать в столицу, на что пришло Высочайшее соизволение.
В 1810 году Василий Петрович Петров скончался в Барнауле , где и был похоронен.
Творчество Василия Петровича Петрова, как и многих современных ему пейзажистов, находилось под заметным влиянием итальянской пейзажной школы. После смерти Петрова более 200 рисунков, набросков, эскизов, созданных им в сибирский период, были отправлены по требованию Кабинета в Петербург. В настоящее время большая часть их находится в Государственном Русском музее в Петербурге.
Имя Василия Петровича Петрова может быть с полной уверенностью поставлено в один ряд с именами Семёна Щедрина и Фёдора Алексеева, много сделавших для будущего русского пейзажа и как действующие художники и как преподаватели ландшафтной живописи в Императорской Академии художеств.