Interested Article - Колесса, Любка

Любка (Любовь Александровна ) Колесса ( нем. Lubka Kolessa , в замужестве Филиппс-Колесса , англ. Philipps-Kolessa ) — австрийская и канадская пианистка и музыкальный педагог. Получила известность как обладательница романтического стиля, исполнительница произведений Шопена , Моцарта , Шумана .

Биография

Родилась в 1902 году в Лемберге (ныне Львов ) в семье университетского профессора Александра Колессы . В 1904 году семья перебралась в Вену . В семействе Колесс музыка занимала важное место: дядя Любки, Филарет , был этномузыковедом , исследователем украинской народной музыки , двоюродный брат Николай — композитором и дирижером , младшая сестра стала виолончелисткой и музыкальным педагогом . Сама Любка в детстве начала обучаться игре на фортепиано под руководством бабушки, которая в свою очередь сама была ученицей Фредерика Шопена . В 1915 году окончила в Вене музыкальную школу М. Диджелли, занималась в Венской академии музыки (класс Луиса Терна). В 1918 году окончила академию с премией фирмы Bösendorfer как лучшая выпускница. До 1920 года продолжала обучение в школе мастерства при Венской академии у Эмиля фон Зауэра , завершила учёбу как лауреат государственной премии Австрии для лучших абитуриентов . Позднее, в 1929—1930 годах, совершенствовалась в исполнительском искусстве в Тироле под руководством Эжена д’Альбера , ученика Листа .

Провела первое европейское концертное турне по завершении учебы в Венской академии . Активно гастролировала в крупнейших городах Европы в межвоенный период, в 1930-е годы давая до 150 концертов ежегодно. В 1929 году провела турне по городам Украинской ССР . Романтический исполнительский стиль Колессы отличался эмоциональностью и виртуозностью, особым чувством ритма и легкостью. Центральное место в ее репертуаре занимали произведения Шопена (из-за чего критики называли ее «украинской шопенисткой») и Моцарта , большие фортепианные циклы Шумана и органные переложения Баха . Исполняла также произведения украинских композиторов; Энциклопедия современной Украины отмечает в частности выступление 1937 года, когда Колесса в национальном костюме исполнила для Лондонского телевидения произведения Василия Барвинского и Нестора Нижанковского . Выступала также с оркестрами под управлением таких дирижеров как Карл Бём , Вильгельм Фуртвенглер , Герберт фон Караян , Эрих Клайбер , Виллем Менгельберг , Бруно Вальтер и Феликс Вайнгартнер , завоевав репутацию одной из ведущих европейских пианисток . Колесса стала первой украинской пианисткой, чье исполнение было издано европейским лейблом звукозаписи — Ultraphone (Чехословакия, ранее 1936). Позже записи сольных концертов Колессы выпускали также лейблы His Master’s Voice (Великобритания) и Electrola (Германия) .

В 1937 году вышла замуж за британского дипломата Трейси Филиппса и переехала в Лондон ; в этом браке в 1939 году родился сын Игорь. В 1938 году провела турне по Южной Америке. В 1940 году перебралась в Оттаву (Канада) и в дальнейшем натурализовалась как канадская гражданка. Первый сольный концерт в Канаде дала в декабре 1940 года. На протяжении следующего десятилетия регулярно выступала на радио CBC , в том числе с сериями программ произведений Моцарта (14 передач), Баха (10 передач), Бетховена (20 сонат и 5 концертов), Шуберта (10 сонат) и Шопена (5 передач). В январе 1948 года впервые дала сольный концерт в Карнеги-холле . В Северной Америке выступала с Торонтским симфоническим и Нью-Йоркским филармоническим оркестрами .

Одновременно с концертной деятельностью начала в Канаде педагогическую карьеру. С 1942 года преподавала в Королевской музыкальной консерватории (Торонто), где в 1946 году возглавила фортепианное отделение только что открытй высшей школы. Преподавала в Королевской консерватории до 1949 года. После нескольких лет частной педагогической деятельности в Торонто присоединилась в 1952 году к преподавательскому коллективу Музыкальной консерватории Квебека в Монреале, где работала до 1973 года. В 1954 году завершила выступления, чтобы сосредоточиться на преподавании. Помимо Музыкальной консерватории Квебека вела занятия в 1955—1966 годах в частной школе Венсан-д’Инди, а в 1959—1960 годах в Украинском музыкальном институте ( Нью-Йорк ). На протяжении 12 лет также преподавала в Макгиллском университете . Воспитала многочисленных деятелей канадской музыки, включая Марио Бернарди , , , , и .

В последние годы жизни не появлялась на публике. Скончалась в Торонто в 1997 году . За год до смерти во Львове вышла дискография Любки Колессы в редакции Романа Савицкого ; в 1999 году лейбл Doremi Records выпустил коллекцию из трех компакт-дисков The Art of Lubka Kolessa , в которую вошли записи Колессы 1936—1949 годов, включая частные и неизданные записи .

Примечания

  1. (англ.) / , F. Sysyn , M. Moser , , R. Sawycky CIUS , 2001.
  2. (нем.) . Deutsche Biographie . Дата обращения: 29 ноября 2023.
  3. (нем.) . BiografiA. Lexikon österreichischer Frauen . Дата обращения: 29 ноября 2023.
  4. Н. Б. Кашкадамова. // Енциклопедія сучасної України : [ укр. ] : у 30 т. / НАН України , Наукове товариство ім. Шевченка , Институт энциклопедических исследований НАН Украины. — К. , 2001—…. — ISBN 944-02-3354-X .
  5. Millicent C. Kavanagh, Elaine Keillor, Betty Nygaard King, Helmut Kallmann. (англ.) . Encyclopedia of Music in Canada (16 декабря 2013). Дата обращения: 29 ноября 2023.
  6. (англ.) . Internet Encyclopedia of Ukraine (2012). Дата обращения: 29 ноября 2023.

Ссылки

  • (нем.) . BiografiA. Lexikon österreichischer Frauen . Дата обращения: 29 ноября 2023.
  • Millicent C. Kavanagh, Elaine Keillor, Betty Nygaard King, Helmut Kallmann. (англ.) . Encyclopedia of Music in Canada (16 декабря 2013). Дата обращения: 29 ноября 2023.
  • (англ.) . Internet Encyclopedia of Ukraine (2012). Дата обращения: 29 ноября 2023.
Источник —

Same as Колесса, Любка