Interested Article - Култхард, Джин

Джин Култхард ( англ. Jean Coulthard ) — канадский композитор, музыковед и музыкальный педагог XX века, автор более чем 350 произведений в жанре современной классики . Одна из первых женщин-композиторов в Канаде и первый композитор с Западного побережья Канады, завоевавшая широкую известность. Композитор года (1984) по версии Организации исполнительских прав (Канада) , офицер ордена Канады (1978), член (1994), почётный доктор Университета Британской Колумбии и Университета Конкордия .

Биография

Выросла в ванкуверском районе Шонесси. Отец — врач, мать — певица, пианистка и учительница музыки Джин Блейк Култхард (урожденная Робинсон), игравшая важную роль в развитии музыкального и культурного сообщества Ванкувера. Джин-младшая начала учиться музыке у матери и в восемь лет предприняла первые попытки сочинять музыку сама .

С 1924 по 1928 год училась игре на фортепиано у Яна Чернявского и музыкальной теории у Фредерика Чабба. С 17 лет начала сама преподавать игру на фортепиано в семейной студии вместе с матерью и сестрой. В 1928 году, получив стипендию от Ванкуверского женского музыкального клуба, отправилась на год в Лондон, где занималась в Королевском колледже музыки у Кэтлин Лонг, Р. О. Морриса и Ральфа Воана-Уильямса . По возвращении в Ванкувер продолжала писать музыку, постепенно набираясь опыта посредством «уроков критики», которые получала от Аарона Копленда , а позже Дариюса Мийо , Арнольда Шёнберга , Белы Бартока и Нади Буланже . Одновременно продолжала преподавать музыку частным образом и в школах для девочек. В 1935 году вышла замуж за популярного дизайнера Дональда Адамса; в этом браке в 1943 году родилась дочь Джейн. В 1939—1944 годах изучала композицию под руководством Артура Бенджамина , который во время войны проживал в Канаде и настоятельно советовал ученице писать больше оркестровой музыки . В 1944—1945 и 1949 году стажировалась в Нью-Йорке у Бернарда Вагенара . В 1965—1966 годах занималась углублённым изучением композиции с британским композитором .

В 1947 году начала работу на только что открытом отделении музыки Университета Британской Колумбии , став его вторым преподавателем после Гарри Адаскина . Сформировав программу обучения музыкальной теории, преподавала в университете следующие 26 лет. После выхода на пенсию в 1973 году вела семинары и летние мастер-классы в Международной школе искусств Дж. Дж. Джоханенсен и Банфской школе изящных искусств . В 1977—1978 годах Култхард вместе со своими бывшими учениками Дэвидом Дьюком и Джоан Хансен подготовила к изданию 8-томную учебную серию «Музыка нашего времени» ( англ. Music of Our Time ), вышедшую вместе с приложением «Студенческий путеводитель по музыкальной форме». В 1995 году она создала с Дюком и Джин Этридж учебный сборник для скрипки и фортепиано The Encore Series .

Скончалась весной 2000 года в Норт-Ванкувере.

Творчество

В творческом стиле Джин Култхард отмечаются романтические и импрессионистские тенденции (первые особенно сильны в ее ранних произведениях), эмоциональность, чистота и цельность. Произведния Култхард, в зависимости от целей автора, могли отличать лиризм («Лирическая сонатина», 1976) или суровая глубина (струнный квартет № 2; Threnody , 1954—1969 . В 1950-е и 1960-е годы ее стиль казался несовременным, поскольку в моде была более прогрессивная музыка, однако начиная с 1970-х годов произведения Култхард пользовались всё более широким признанием .

Ранние произведения композитора, в частности, «Колыбельная» 1927 года и Threnody (1935), представляли собой пьесы для голоса и фортепиано. В 1940-е годы она приобрела известность в Канаде своими первыми оркестровыми работами ( Canadian Fantasy , Excursion , Ballade (A Winter’s Tale) и Song to the Sea ). После работы с Бенджамином и Вагенаром начала активнее создавать произведения крупных форм, включая сонаты (в том числе три за несколько месяцев после первого возвращения из Нью-Йорка ), струнный квартет № 1 (1948—1952) и симфонию № 1 (1951) .

В 1953 году получила заказ от CBC на пьесу по случаю коронации Елизаветы II ; результатом стала работа под названием A Prayer for Elizabeth . В 1958 году по заказу Ванкуверского международного фестиваля Култхард написала серию песен Spring Rhapsody для Морин Форрестер , а годом позже в исполнении Тома Ролстона и Ванкуверского симфонического оркестра состоялась премьера её скрипичного концерта, созданного по заказу Совета Канады . По впечатлениям от поездки во Францию по стипендии Королевского общества Канады в середине 1950-х годов Култхард начала работу над оперой «Возвращение на родину» ( англ. The Return of the Native ), оконченной в 1979 и впервые поставленной в 1993 году .

Стиль Култхард продолжал развиваться во второй половине века, когда она создавала всё более сложные по форме произведения. Так, в работе The Pines of Emily Carr (1969) вводятся элементы алеаторики , а в The Birds of Lansdowne (1972) композитор использовала магнитофонные записи птичьих песен с острова Ванкувер . Широкую известность завоевал концерт для фортепиано с оркестром, созданный в 1963 и записанный в 1972 году и Ванкуверским симфоническим оркестром. Пиком творческой карьеры композитора Канадская энциклопедия называет написанный в 1972 году струнный октет Twelve Essays on a Cantabile Theme , который, согласно авторам её биографии, наиболее ярко демонстрирует мастерское владение формой и содержанием .

В 1982 году в «Антологии канадской музыки» Radio Canada International вышел том, полностью посвящённый произведениям Култхард. В 1980-е годы среди произведений Култхард были сонаты для валторны и фортепиано, фортепиано соло (1986, написана для ), скрипки и виолончели (1989, для и Тома Ролстонов), сюита для виолончели и фортепиано и «Осенняя симфония» для струнного оркестра . Она продолжала писать музыку почти до самой смерти, последние произведения создав в 92 года .

Награды и звания

Университет Британской Колумбии учредил Фонд исследований канадской музыки имени Джин Култхард. В 2008 году концерты, посвященные ее столетнему юбилею, прошли в Монреале и Ванкувере .

Примечания

  1. Bryan N.S. Gooch, Barclay McMillan, David Duke, Elaine Keillor, Betty Nygaard King, Vivienne Rowley, William Bruneau; updated by Andrew Mcintosh. (англ.) . The Canadian Encyclopedia (4 марта 2015). Дата обращения: 9 ноября 2023.
  2. David Gordon Duke (with critical notes by Geoffrey Newman). . Vancouver Classical Music (2017). Дата обращения: 9 ноября 2023.

Ссылки

  • David Gordon Duke (with critical notes by Geoffrey Newman). . Vancouver Classical Music (2017). Дата обращения: 9 ноября 2023.
Источник —

Same as Култхард, Джин