Interested Article - Соната для фортепиано № 5 (Скрябин)

Соната для фортепиано № 5 фа-диез мажор соч. 53 написана русским композитором Александром Николаевичем Скрябиным в 1907 и опубликована в 1908 году . Это произведение является одним из сложнейших во всём творчестве Скрябина .

История

После завершения своей симфонической поэмы « Поэма экстаза », соч. 54, Скрябин, живя в Париже, чувствовал постоянный дискомфорт. В начале сентября 1907 года в письме к Маргарите Морозовой он писал:

Жизнь в Париже страшно дорога, климат, то есть воздух в кварталах, в которых мы могли бы найти немного большую квартиру за ту же цену, ужасный, а главное, работать в парижских домах, в которых после 10-ти часов чуть ли не обязывают надевать туфли совершенно невозможно. Жизнь же в Лозанне и дешевле, и здоровее, и спокойнее .

Скрябин решил переехать жить в Лозанну со своей беременной женой Татьяной, поскольку нашел это место более дешёвым, тихим и здоровым и всего в семи часах езды от Парижа. Кроме того, там печаталась его музыка, поскольку недавно он разорвал долгосрочное партнерство с издателем Митрофаном Беляевым из-за финансовых разногласий.

В своем новом доме в здании С на площади Арф, Скрябин мог играть на фортепиано, не опасаясь жалоб соседей, и вскоре снова начал сочинять, параллельно с работой над партитурой «Поэмы экстаза».

В середине декабря Скрябин написал Морозовой о скором завершении своей новой работы:

Я буквально день и ночь сидел над окончанием «Поэмы экстаза»… Много взяла она у меня сил и терпения… Сегодня я почти окончил 5-ю сонату, то есть большую поэму для фортепиано, и нахожу её лучшим из всех своих сочинений для фортепиано. Не знаю, каким чудом это свершилось…

Хотя фактически сочинение сонаты заняло всего шесть дней, с 8 по 14 декабря 1907 года, некоторые идеи произведения возникли гораздо раньше. Начальные девять тактов первой темы экспозиции, Presto con allegrezza, можно найти в записной книжке с 1905 по 1906 год, когда Скрябин был в Чикаго. По словам Фобиона Бауэрса, эта тема связана с пьесой «Fragilité», Соч. 51 № 1, которая выступает в качестве предварительного наброска . В другой записной книжке 1906 года содержится тема Imperioso (такт 96 и далее), в то время как можно разобрать элементы из Meno vivo (такт 120 и далее), а также набросанные отрывки для нескольких других разделов .

Скрябин дал этой сонате для фортепиано эпиграф, взятый из его программы к «Поэме экстаза»:

Я к жизни призываю вас, скрытые стремленья!
Вы, утонувшие в темных глубинах
Духа творящего, вы, боязливые

Жизни зародыши, вам дерзновенье приношу !

Соната № 5 была встречена её первыми слушателями с непониманием. Для кого-то (например, для композитора Анатолия Лядова ) соната стала гранью, за которой творчество Скрябина оказалось недоступным для понимания. Современников особенно удивили завершающие такты сонаты с их некоторой незавершённостью. Это неубедительное, по мнению современников, окончание произведения вызвало ироничное высказывание Сергея Танеева , который заявил, что «…это музыка, которая не кончается, а прекращается» . Известно высказывание одного из первых слушателей сонаты, который по поводу завершения произведения заметил, что ему было непонятно, «…то ли соната окончилась, то ли пианист сбежал?»

Структура

Произведение написано в сонатной форме с вступлением. Структура произведения описана в таблице ниже:

Раздел Подраздел Отрывок Такты Описание
Вступление 1
Такты 1-3. Тема Allegro impetuoso. Все ноты принадлежат к диатоническому звукоряду, но при этом отсутствует четко различимая тональность.
1-12 Соната начинается с вступления. Её первая часть состоит из взволнованной темы, обозначенной Allegro. Impetuoso. Con stravaganza. В ней присутствуют трели и глиссандо, а заканчивается тема взволнованным нарастающим движением, за которым следует пауза.
2
Мм. 13-24. Тема Languido . Гармония целиком связана с аккордами доминантовой группы на басу F
13-46 Вторая тема вступления появляется в такте 13, она обозначена темповым указанием Languido .
Экспозиция Главная партия
Такты 47-53 и 68-69. Тема Presto con allegrezza . В своем первом появлении она гармонизирована как ундецимаккорд доминанты. Позже тема повторяется с использованием органного пункта тоники.
47-95 Экспозиция начинается с такта 47. Главная партия, обозначенная как Presto con allegrezza , написана в тональности фа-диез мажор и имеет двухчастную форму. Первая половина начинается с фразы, состоящей из 6 тактов (гармонизированной доминантовым ундецимаккордом), за которой следует та же фраза, транспонированная на чистую кварту выше (гармонизированная минорным септаккордом от до-диез). После этого следуют 4-тактовая и производная от неё 5-тактовая фразы. Вторая половина (такт 69 и далее) начинается как первая, но теперь она проводится на органном пункте тоники. После повторения первых 12 тактов серия более коротких фраз вносит в тему больше волнения, что приводит к связующему разделу.
Связующая партия
Мм. 96-99. Мотивы Imperioso и sotto voce misterioso affanato . В первой звучит угловатая мелодия с арпеджированным аккордом доминанты. Вторая построена на секстаккордах с увеличенной секстой
Такты 114—117. Мотив Quasi tromba , построенный на доминантовом квинтсекстаккорде от ми-бемоль. За ней следует доминантовый нонаккорд от до, который подготавливает вторую тему.
96-119 Связующая партия начинается в такте 96 и состоит из трех двухтактовых мотивов. Она постепенно переходит от начальной тональности до-диез мажор к тональности си-бемоль мажор второй темы. Первый мотив обозначен как imperioso . Второй отмечен как sotto voce misterioso affanato . Эти два мотива исполняются поочередно три раза, затем второй расширяется и переходит в третий, состоящий из двух тактов, обозначенный как quasi trombe-imperioso . Доминантовый нонаккорд подготавливает вступление ко второй теме.
Побочная партия
Такты 120—124 и 134—135. Тема Meno vivo . В своем первом появлении она гармонизирована с помощью аккорда доминанты. Позже она повторяется с использованием органного пункта тоники.
120-139 Вторая тема начинается в такте 120. Она обозначена как meno mosso , написана в си-бемоль мажоре и также написана в двухчастной форме. Первая половина начинается с хроматической фразы, построенной на аккорде доминанты. Вторая (с такта 134) цитирует первую, но теперь на органном пункте тоники.
Заключительная партия
Такты 140—148. Мотив allegro fantastico , за которым следует тема presto tumultuoso esaltato . В первой части представлены мажорные септаккорды. Вторая построена на мотивах первой темы и заканчивается мотивом quasi trombe-imperioso и тоническим септаккордом си-бемоль мажора.
140-165 Заключительная партия начинается с такта 140, прерывая вторую тему. Она состоит из трех мотивов. Вначале появляется двухтактовый мотив, обозначенный как allegro fantastico , за которым следует более длинная фраза, обозначенная как presto tumultuoso esaltato , повторяющаяся дважды. Она заканчивается сокращенной версией темы с трелью, и транспонирована на мажорную секунду вверх.
Разработка 1
Мм. 166—171. Буквальное повторение темы languido с транспонированием на большую секунду вверх.
166-184 Разработка с такта 166 начинается с представления первых 17 тактов темы languido , транспонированной на большую секунду вверх.
2
Мм. 185—197. Главная партия, несколько раз прерываемая темой imperioso .
185-226 За этим разделом разработки следует эпизод с главной партией, которая несколько раз «прерывается» мотивом imperioso .
3
Такты 227—230. Отрывок, взятый из темы presto tumultuoso esaltato .
Такты 247—248 и 251—252. Карикатура на темы «трели» и languido .
227-270 В следующем разделе представлены материалы, взятые из вступления и коды. Сначала разрабатывается presto tumultuoso esaltato . Кратко цитируется тема «Трели» (такты 247—250). Затем высмеивается тема languido .
4
Такты 271—273. Фрагментарные изложения темы meno mosso .
Мм. 281—284. Meno mosso дважды прерывается темой allegro fantastico .
271-288 В такте 271 появляются фрагменты темы meno mosso . Сначала она частично дважды повторяется, а затем дважды прерывается темой allegro fantstico .
5
Такты 289—293. Отрывок, основанный на теме a llegro fantastico .
289-312 В такте 289 мотив allegro fantastico сменяет тему meno mosso , и начинается раздел, построенный на этом мотиве, создающий нарастание напряжения.
6 313-329 В такте 313 отрывок из allegro fantastico завершается кульминацией, основанной на теме meno mosso . Фраза из четырёх тактов звучит три раза, каждый раз на квинту ниже, сначала ре-бемоль мажоре, затем в соль-бемоль мажоре и, наконец, в си-мажоре. Однако ожидаемая финальная кульминация прерывается повторным воспроизведением первой темы на пианиссимо.
Реприза 329-400 Экспозиция (вторая половина главной партии, связующая, побочная партия) повторяется нота в ноту, будучи транспонированной на чистую квинту вниз.
Кода 401-457 Кода изменена таким образом, чтобы привести к кульминационному изложению на три форте темы languido , за которым следует восходящий порыв, основанный на первой музыкальной теме.

Записи

Это самая записываемая соната Скрябина. Пианист Святослав Рихтер назвал Сонату № 5 самым сложным произведением во всем фортепианном репертуаре .

Известные записи включают записи Алексея Султанова , Владимира Ашкенази , Владимира Горовица , Святослава Рихтера , Владимира Софроницкого , Майкла Понти , Самуила Фейнберга , Гленна Гульда , Марка-Андре Амлена , Бернда Глемзера , Марии Леттберг , Игоря Жукова и Пьетро Скарпини .

Примечания

  1. Дельсон В. Ю. Фортепьянные сонаты Скрябина. — М. : Государственное музыкальное издательство, 1961. — 48 с.
  2. (англ.) . www.pianolibrary.org . Дата обращения: 2 июня 2023. 2 июня 2023 года.
  3. Александр Николаевич Скрябин. Письма / Составитель и редактор А. В. Кашперова. — М. : Музыка, 2003. — 736 с. — ISBN 5-7140-0671-2 .
  4. Bowers, Faubion. Scriabin, a biography. New York: Dover, 1996.
  5. Валентина Рубцова. Предисловие к изданию «Henle Urtext», 2011
  6. Сергей Владимирович Грохотов. . . Научный вестник Московской консерватории (журнал) (25 сентября 2019). Дата обращения: 2 июня 2023. 2 июня 2023 года.
  7. . www.scriabin.ru . Дата обращения: 2 июня 2023. 2 июня 2023 года.
  8. Samson, Jim. . — W. W. Norton & Company , 1977. — ISBN 978-0-393-02193-6 .
  9. Bruno Monsaingeon : «Richter — Écrits, conversations», p. 172 ISBN 2-7427-1981-4 .
Источник —

Same as Соната для фортепиано № 5 (Скрябин)