Камиль Коро родился в 1796 году в состоятельной семье: его отец и мать владели в Париже модной мастерской на улице Бак. Первоначально они хотели, чтобы их сын занимался коммерцией, но в середине 1820-х годов он решил стать художником и родители одобрили его выбор
. Коро получил свои первые уроки живописи у пейзажиста
Мишалона
, а после его смерти обучался у
Жана-Виктора Бертена
.
Исследователи находят определённую связь между работами Коро и его предшественников —
Каналетто
,
Гварди
и
Лоррена
. Но в целом его искусство очень самобытно. В частности, оно отличается от параллельно развивавшегося искусства
барбизонцев
, чьи пейзажи, посвящённые быту французской деревни, были слишком статичны.
Работая на пленэре, Коро создавал целые альбомы этюдов. Зимой он писал в студии картины на мифологические и религиозные темы, стремясь добиться успеха в
Салоне
, первые свои картины он отправил туда уже в 1827 году. Таковы, например, «
Агарь
в пустыне» (1835), «
Гомер
и пастухи» (1845). Однако наибольшей славы Коро добился в портрете и, особенно, в пейзаже.
Портреты
На портретах Коро чаще всего изображены нежные и грустные девушки, иногда на фоне пейзажа. Например, «Портрет Клер Сеннегон» (1837,
Лувр
), где белое платье контрастирует с серым небом, или «Туалет» (1859, Частное собрание), где обнажённая девушка изображена на опушке леса.
Иногда портреты Коро перекликаются с работами
Леонардо да Винчи
и
Рафаэля
, руки портретируемых сложены таким же образом, как на картинах мастеров Возрождения («Женщина с жемчужиной» (1868/1870, Лувр)).
Одни из лучших его портретов — «Женщина в розовой юбке» (Около 1865, Лувр), «Прерванное чтение» (1870,
Художественный институт
,
Чикаго
), «Цыганка с мандолиной» (Около 1874,
Сан-Паулу
, Музей искусств), «Дама в голубом» (1874, Лувр).
Пейзажи настроения
Большинство картин, написанных Коро — это пейзажи. Уже в начале своей карьеры в Италии он создал большое количество этюдов в стиле Мишаллона, наполненных воздухом и светом, например — «Вид на Форум от садов Фарнезе» (1826, Лувр), «
Утро в Венеции
» (1834,
ГМИИ им. А. С. Пушкина
)
.
Коро нельзя признать колористом. На его картинах всего несколько основных тонов, зато широкое использование валёров позволяет мастерски передать настроение, зачастую, осеннее, грустноватое. Среди различных осенних полутонов и оттенков только в одной точке картины может иногда мелькнуть яркое пятнышко, например, шапочки рыбака, как на
эрмитажных
картинах «Крестьянка, пасущая корову у опушки леса» (1865/1870), «Утро» и «Вечер» (конец 1850-х / начало 1860-х гг.).
Коро разделял этюды, написанные с натуры, и фантазии, навеянные воспоминаниями о каком-либо примечательном месте. Вершина творчества Коро — «Воспоминание о Мортфонтене» (1864, Лувр).
Многие пейзажи Коро прославили те уголки Франции, где он писал свои лучшие произведения — «Мост в Манте» (1868/1870, Лувр), «Башня в Дуэ» (1871, Лувр), «Пляж в
Этрета
» (1872, Музей искусств
Сент-Луиса
).
Влияние
Он оказал влияние на импрессионистов, с некоторыми из которых был знаком лично. «Больше всего мне нравится в Коро то, как он одним сучком дерева умеет передать вам всё», — говорил
Огюст Ренуар
. Творчество Коро явилось необходимым этапом развития французской живописи на пути от
барбизонцев
к импрессионистам.
Всего Коро написал более 3000 картин, помимо этого создал десятки офортов. Как и в случае с
Айвазовским
, такое количество произведений породило подделки, имитации и трудности в атрибуции, что позднее привело к падению спроса на работы Коро. Известны случаи, когда, встретив понравившуюся ему подделку «под Коро», художник в знак одобрения мастерства фальсификатора подписывал её своим именем.
Похищение картины
В 2010 г. с одной из
нью-йоркских
выставок пропал «
Портрет девочки
» авторства Коро
. Через месяц картина обнаружилась в доме
швейцара
отеля «Марк»
Франклина Пьюнтеса.
Швейцар обнаружил портрет в кустах недалеко от своего места работы, принес домой и повесил на стену в туалете, напротив унитаза. Через несколько недель, случайно увидев по телевизору фотографию картины, швейцар узнал, что она стоит более миллиона долларов, её разыскивает полиция, и отнес картину в полицейский участок
. За кражу картины был осужден некто Томас Дойл.
Roger Bonniot, Gustave Courbet en Saintonge: 1862—1863, C. Klincksieck, Paris, 1973, 405 p. (
ISBN 2-252-01447-4
)
Philippe Ravon: «Courbet — Auguin — Pradelles et la peinture de plein air dans le Sud-Ouest», La Saintonge littéraire N°72 : Peintres d’Aunis et de Saintonge, 2004.
, с. 17—18.
, с. 248.
(неопр.)
. Дата обращения: 25 сентября 2020.
26 января 2021 года.
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 10 марта 2015.
2 апреля 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 10 марта 2015.
29 марта 2015 года.
Игорь Савельев.
Тайны XX века. — 2014. —
№ 47
. —
С. 3
.
Литература
Документы и воспоминания
Коро, 1796–1875 : художник, человек : [Пер. с фр. / Сост., вступ. статья и примеч. Е. М. Гайдукевич]. — Москва : Изд-во Акад. художеств СССР, 1963. — 184 с., 27 л. ил. : ил.
Полные биографии. Каталог творчества
Алпатов М. В.
Камиль Коро / М. В. Алпатов. —
М.
: Изобразительное искусство, 1984. — 175 с. : ил., цв. ил.
Hours M.
:
[
англ.
]
/ Madeleine Hours. — New York : H. N. Abrams, 1984. — 127 p. : illus. (part col.). — (Masters of Art). —
ISBN 0-8109-0796-8
. —
LCCN
. —
OCLC
.
Leymarie J.
Corot :
[
фр.
]
: Étude biographique et critique / Par Jean Leymarie. — Genève : Skira, 1966. — 140 p., 56 p. fig. : ill. — (Le goût de notre temps ; 44). — Указ. в:
, p. 76, no. 2225.
Robaut A., Moreau-Nélaton É.
L'oeuvre de Corot :
[
фр.
]
: catalogue raisonné et illustré :
en 4 vol.
/ par Alfred Robaut; précédé de L'histoire de Corot et de ses oeuvres par Étienne Moreau-Nélaton, ornée de dessins et croquis originaux du maître. — Paris : H. Floury, 1905. — 356 + 395 + 400 + 404, 70 p. — Указ. в:
, p. 76, no. 2236. — Cont.:
(
OCLC
) ;
(
OCLC
) ;
(
OCLC
) ;
(
OCLC
).
Очерки отдельных эпизодов и аспектов творчества
Galassi P.
Corot in Italy : Open-Air Painting and the Classical Landscape Tradition :
[
англ.
]
/ Peter Galassi. — London, New Haven : Yale University Press, 1991. — X, 258 p. : ill., col. ill. — Указ. в:
, p. 76, no. 2223. —
ISBN 0-300-04957-9
. —
OCLC
.
Каталог выставки
Tinterow G., Pantazzi M., Pomarède V.
:
[
англ.
]
: [Cat. publ. in conjunction with the Exhib., held at the Galeries nat. du Grand Palais, Paris, Febr. 27 - May 27, 1996; etc.] / Gary Tinterow, Michael Pantazzi, Vincent Pomarède. — New York : Metropolitan Museum of Art, 1996. — XVI, 479 p. : ill. (some color), portr. —
ISBN 0-87099-771-8
. —
LCCN
.
Альбомы
Дзери Ф.
Коро : Мост в Нарни : альбом / пер. с итал. Е. Суржанинова; Авт. текста Ф. Дзери. — Москва : Белый город, 2001. — 48 с. : цв. ил. — (Сто великих картин). —
ISBN 5-7793-0350-9
.
Кузнецова И. А.
Французская живопись XVI — первой половины XIX века. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Каталог. —
М.
: Искусство, 1982. — 296 с.
Sérullaz A.
:
[
англ.
]
/ Arlette Sérullaz. — Milan : 5 Continents, 2007. — 82 p. — (Louvre Drawing Gallery ; 14). —
ISBN 978-88-7439-426-5
. —
OCLC
.
Словари и энциклопедии
Власов В. Г.
Коро Жан-Батист-Камиль // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь :
в 3 т.
/ В. Г. Власов. —
СПб.
: Кольна, 1996. — Т. 2 : Словарь имён : А—Л. — С. 439. — 543 с., [8] л. ил. : ил. —
ISBN 5-88737-005-X
. —
OCLC
.
Стародубова В. В.
Коро, Жан-Батист Камиль / В. Стародубова // Европейское искусство : Живопись. Скульптура. Графика : энциклопедия :
в 3 т.
/ автор проекта А. Ю. Астахов; ред. коллегия: М. А. Бусев, В. В. Ванслов, И. А. Смирнова, Е. Д. Федотова (отв. ред.). —
М.
: Белый город, 2006. — Т. II : К–О. — С. 107–109. — 415 с. —
3000 экз.
—
ISBN 5-7793-0920-5
. —
ISBN 5-7793-0923-X
(т. II).
Bénézit E.
/ E. B. // Dictionnaire critique et documentaire des peintres, sculpteurs, dessinateurs et graveurs de tous les temps et de tous les pays, par un groupe d'écrivains spécialistes français et étrangers :
[
фр.
]
:
en 10 vol.
/ entièrement refondue, revue et corrigée sous la direction des héritiers de E. Bénézit. — Nouvelle edition. — Paris : Gründ, 1976. —
. — P. 179–185. — 728 p. —
ISBN 2-7000-0151-6
. —
OCLC
.
Blumer M.-L.
Corot (Jean-Baptiste-Camille) / M.-L. Blumer // Dictionnaire de biographie française :
[
фр.
]
/ sous la dir. de Roman d'Amat,... ; avec le concours de nombreux collab. ; ouvrage publ. avec le concours du Centre national de la recherche scientifique. — Paris : Letouzey et Ané, 1961. — T. 9 : Clesinger — Dalliere. — Col. 720–723. — 1528 col. —
OCLC
.
Pomarède V., Wallens G. de.
/ V. Pomarède/G. de Wallens // Allgemeines Künstlerlexikon : die Bildenden Künstler aller Zeiten und Völker :
[
нем.
]
/ hrsg. von Eberhard Casten [et al.]. — München, Leipzig : Saur, 1999. —
. — S. 278–283. — LII, 604 S. —
ISBN 3-598-22740-X
. —
ISBN 3-598-22761-2
(Bd. 21). —
OCLC
.
Wissman F. E.
/ Fronia E. Wissman //
:
[
англ.
]
:
in 34 vol.
/ edited by Jane Turner. — New York : Grove's Dictionaries, 1996. —
. — P. 887–881. — XIV, 930 p. : ill. —
ISBN 1-884446-00-0
. —
LCCN
.
Справочные указатели
Freitag W. M.
: A Basic Bibliography of Monographs on Artists / Wolfgang M. Freitag, ed.. — 2nd ed. — New York, London : Garland Publishing, 1997. — P.
. — XXVI, 542 p. — (Garland Reference Library of the Humanities ; vol. 1264). — Nos. 2213–2242. —
ISBN 0-8240-3326-4
. —
LCCN
. —
OCLC
.