Смертная казнь через утопление
- 1 year ago
- 0
- 0
Смертная казнь с использованием животных, бросание к хищникам , к животным — один из древних видов смертной казни , бывший распространённым у многих народов. Разделяют : отдача на съедение диким зверям; топтание ногами животных, и другие.
Казнь эта была известна на Востоке с древнейших времён. По древнеиндийским законам Ману , прелюбодейца бросали на съедение собакам.
Самой известной историей о растерзании человека львами является библейский рассказ о неудавшейся казни вавилонским царём Дарием пророка Даниила ( VI век до н. э. ), осуждённого за ослушание царского указа, но чудесно спасшегося от диких животных:
Тогда царь повелел, и привели Даниила, и бросили в ров львиный; при этом царь сказал Даниилу: Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасёт тебя! …Поутру же царь …подойдя ко рву, жалобным голосом кликнул Даниила, и сказал царь Даниилу: Даниил, раб Бога живаго! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов? Тогда Даниил сказал царю: царь! вовеки живи! Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления. …И приказал царь, и приведены были те люди, которые обвиняли Даниила, и брошены в львиный ров, как они сами, так и дети их и жёны их; и они не достигли до дна рва, как львы овладели ими и сокрушили все кости их.
— Дан.
Существует предположение, что подобные смерти на арене имели не юридический, а сакральный характер, то есть представляли собой форму человеческого жертвоприношения , как, например, кормление храмовых животных, но этот смысл был утрачен (ср. таврокатапсия — крито-микенские пляски с быками, по предположениям некоторых исследователей, первоначально являвшиеся жертвоприношениями , а затем превратившиеся в игры). В таком случае, речь идёт о территориях, где львы обитали в естественной среде и почитались с первобытных времён (в первую очередь это касается Африки, хотя они водились и в Азии, и в Европе). Так, например, в древнеегипетской мифологии имеется львиноподобный бог Амат , пожиравший человеческие души, и ряд других божеств в облике льва. Кроме того, встречаются упоминания о более «бытовом» кормлении львов (а также крокодилов ) живыми людьми и телами мёртвых в Древнем Египте и Древней Ливии .
Этот вид казни упоминается историками похода Александра. Например, в Средней Азии один македонец « заступился перед Александром Македонским за приговорённого к казни, был сам брошен за это в яму на съедение льву, но одолел льва голыми руками и стал любимцем Александра » (это был Лисимах ).
Следует отметить, что традиция человеческих жертвоприношений существовала, например, в Карфагене в конце IV — середине II века до н. э., практически до самого падения державы (по сообщению Диодора Сицилийского , карфагеняне обратились к старинным жестоким верованиям во время военных неудач, при войне против Агафокла и Первой Пунической ), и подобные человеческие жертвоприношения, в особенности детские (подтверждается археологическими находками ), были одним из важных факторов, вызывавших ненависть римлян к карфагенской культуре. (Любопытно, что Гамилькар I , проигрывая сражение, по словам Геродота, покончил жизнь самоубийством, принеся сам себя в жертву наподобие «царя-жреца»).
Упоминается, что во время войны с наёмниками Гамилькар Барка бросал пленных на растерзание зверям . Ганнибал заставлял пленных римлян сражаться друг с другом, а оставшегося в живых ставил против слона .
В Риме к этому времени подобные традиции забылись: там человеческие жертвоприношения, по легенде, были запрещены Нумой Помпилием ещё в VII в. до н. э. Вдобавок, на италийских территориях львы не водились, и римляне не испытывали к ним такого почтения, как африканцы. Поэтому, заимствовав обычай, они пренебрегли какой-либо возможной духовной подоплёкой и превратили растерзание преступников львами, прежде всего, в блестящее зрелище.
Но самое большее применение эта казнь получила в императорском Риме под названием Damnatio ad bestias (букв. с лат . «предание зверям» , ad bestias , ad bestie , часто упрощённо Съедение львами , растерзание львами ; точнее растерзание дикими животными ) — вид смертной казни в Древнем Риме посредством бросания осуждённого на растерзание зверям (часто львам ) на цирковой арене.
В I — III веках н. э. казнь применялась преимущественно для расправы с христианами ( лат. christianos ad leones — «христиан львам»), благодаря чему наряду со смертью на кресте стала одной из самых распространённых причин смерти христианских мучеников . С принятием империей христианства практика сохранилась против уголовных преступников и была окончательно отменена лишь в 681 году .
Яма со змеями — разновидность смертной казни, когда казнённого помещают вместе с ядовитыми змеями, что должно было повлечь его быструю или мучительную смерть. Также один из способов пытки. Иногда узников связывали и медленно опускали в яму на верёвке; часто такой способ использовался как пытка. Причём так пытали не только в Средневековье. Так, во время Второй мировой войны японские милитаристы истязали пленных во время боёв в Южной Азии.
Сюжет казни через яму со змеями издавна известен в германском фольклоре. Так, Старшая Эдда повествует о том, как король Гуннар был сброшен в змеиную яму по приказу вождя гуннов Аттилы. Этот вид казни продолжал применяться и в последующие века. Один из наиболее известных случаев — гибель датского короля Рагнара Лодброка. В 865 году во время набега датских викингов на королевство англосаксов Нортумбрия их король Рагнар попал в плен и по приказу короля Аэллы был сброшен в яму с ядовитыми змеями, погибнув мучительной смертью.
Подобным же образом — бросанием к хищникам — прелюбодеев казнили в древней Пруссии. Казнь эта также была известна германцам и скандинавам .
В Индии и Македонии — ногами слонов или лошадей, в Германии — лошадей .
Казнь слонами — на протяжении тысяч лет была распространённым в странах Южной и Юго-Восточной Азии и особенно в Индии методом умерщвления приговорённых к смертной казни. Азиатские слоны использовались для раздавливания, расчленения или при пытках пленных на публичных казнях. Дрессированные животные были разносторонне обученными, способными убить жертву сразу или пытать её медленно в течение длительного времени. Служа правителям, слоны использовались, чтобы показать абсолютную власть правителя и его способность управлять дикими животными.
Вид казни слонами военнопленных вызывал обычно ужас, но вместе с тем и интерес европейских путешественников и был описан во многих тогдашних журналах и рассказах о жизни Азии. Эта практика была в конечном счёте подавлена европейскими империями, которые колонизировали регион, где была распространена казнь, в XVIII—XIX веках. Хотя казнь слонами была в первую очередь характерна для стран Азии, эта практика иногда применялась западными державами древности, в частности — Римом и Карфагеном, в основном для расправы над мятежными солдатами.
Привязывание преступника к конскому хвосту для разметания упоминается с древних времён. Смерть героев, разорванных лошадьми, встречается в древнегреческой мифологии.
Во Франции четвертование осуществлялось при помощи лошадей. Осуждённого привязывали за руки и за ноги к четырём сильным лошадям, которые, подхлёстываемые палачами, двигались в разные стороны и отрывали конечности. Фактически приходилось подрезать сухожилия осуждённому. Затем туловище осуждённого бросали в огонь. Так были казнены цареубийцы Равальяк в 1610 году и Дамьен в 1757 году. В 1589 году такой процедуре подверглось мёртвое тело убийцы Генриха III, Жака Клемана , который был заколот на месте преступления телохранителями короля.
«Это была едва ли не самая лютая казнь. Преступника, положенного спиною на эшафот высотою в три с половиною дюйма, прикрепляли железными оковами, которые охватывали грудь, шею, нижнюю часть живота и бедра. Цепи прикреплены были к эшафоту так крепко, что привязанное тело в состоянии было противиться усилию лошадей. Далее привязывали к руке преступника орудие совершения преступления и жгли её серным огнём. Затем клещами рвали мясо в разных частях тела и в раны лили сплав свинца, масла, смолы и серы. Наконец, каждый член пристегивали к лошади, и сначала заставляли лошадей делать небольшие порывы вперёд, что причиняло казнимому страшные мучения, а потом заставляли тянуть из всех сил, причем сопротивление сухожилий и связок было так велико, что нужно было рассекать связь костей. Тогда каждая лошадь отрывала часть, к которой она была привязана »
Упоминается она и на Руси, возможно, как «пятерение».