Interested Article - Семиотика
- 2020-01-25
- 2
Семио́тика , или семиоло́гия ( греч. σημειωτική < др.-греч. σημεῖον «знак; признак») — общая теория, исследующая свойства знаков и знаковых систем . Согласно Ю. М. Лотману , под семиотикой следует понимать науку о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения .
История
Предыстория
Проблемы отношения имени , значения ( семантика ) и символа встречаются ещё у Платона в диалоге Кратил и в трактате Аристотеля « Об истолковании ». Семиотический аспект имела библейская экзегетика . В частности александрийская школа развила Анагогическое толкование . Также семиотическим проблемам были посвящены средневековые споры номиналистов и реалистов. В XVII веке Джон Локк определил семиотику, использовав этот термин в значении учения о знаках . Это учение должно иметь своей задачей «рассмотреть природу знаков, которыми ум пользуется для понимания вещей или для передачи своего знания другим» .
Доктринальный период
Чарльз Сэндерс Пирс (1839—1914) пытался охарактеризовать ряд важных семиотических понятий: знак ( sign ), значение ( meaning ) и знакового отношения. Он отчётливо сознавал необходимость особой науки — семиотики, которую он определял как учение о природе и основных разновидностях знаковых процессов. Публикации Пирса охватывают период с 1867 года до конца его жизни, однако они были небольшими по объёму, нечастыми и обычно малодоступными, ни одну из задуманных им больших книг Пирс так и не успел завершить, и широкое распространение его идеи получили только в 1930-е годы, когда были опубликованы его архивы.
В частности, Пирс создал базовую для семиотики классификацию знаков :
- иконические знаки ( icon ), содержащие образ предмета;
- знаки- индексы ( index ), прямо указывающие на предмет
- знаки- символы ( symbol ), произвольно и на основании конвенции обозначающие предмет .
Кроме того, Пирс выделил три семиотических элемента: знак , объект и интерпретант . Ему принадлежит авторство термина семиозис .
Готлоб Фреге
(1848—1925) не создал детально разработанной концепции, однако несколько его статей («О смысле и значении» (1892), «Мысль: логическое исследование»), посвящённых семиотике, являются классическими. Среди идей
Г. Фреге
наиболее существенными для семиотики являются его понятия
значения
и
смысла
знака.
Эдмунд Гуссерль (1859—1938) немецкий философ , создатель феноменологии был одним из первых исследователей проблем семиотики; теория знака, в рамках феноменологии, разрабатывалась им в I и II « Логических исследованиях » (см. Теория знака Гуссерля ).
Фердинанд де Соссюр (1857—1913) в Курсе общей лингвистики определяет создаваемую им семиологию как «науку, изучающую жизнь знаков в рамках жизни общества» . Одно из основных положений теории Ф. де Соссюра — различение языка и речи . Языком ( la langue ) Соссюр называл общий для всех говорящих набор средств, используемых при построении фраз на данном языке; речью ( la parole ) — конкретные высказывания индивидуальных носителей языка. Языковой знак состоит из означающего (акустического образа) и означаемого (понятия). Таким образом, в основе представления Соссюра о знаке и его концепции в целом лежит дихотомия означающее - означаемое . Существуют два вида значимостей, основанные на двух видах отношений и различий между элементами языковой системы. Это синтагматические и ассоциативные отношения.
Чарльз Уильям Моррис (1903—1979), развивая идеи Пирса, систематизировал семиотику и ввёл разделение её на синтактику , семантику и прагматику . В 1938 году он опубликовал небольшую книгу «Основы теории знаков», которая является кратким очерком новой науки. Наиболее полную попытку изложения основных проблем семиотики можно найти в его книге «Знаки, язык и поведение», изданной в Нью-Йорке в 1946 году .
Якоб фон Икскюль (1864—1944), сформулировал концепцию умвельта ( Umwelt ), позднее воспринятую Томасом Себеоком . Заложил основы специфических разделов семиотики, таких как зоосемиотика и биосемиотика, чем дал начало семиотическому подходу в биологии . Надо отметить, что этот учёный всегда стоял особняком от исследователей семиотики и до сих пор малоизвестен, поскольку занимался больше биологическими и естественнонаучными вопросами, нежели вопросами гуманитарной направленности. Однако в последнее время существует тенденция к росту внимания к его трудам .
Институциональный период
В СССР семиотика развивалась в рамках московско-тартуской семиотической школы , во главе которой стоял Ю. М. Лотман . В 1964 в (Эстония) под руководством Лотмана была организована Первая летняя школа по изучению знаковых систем. Эти школы затем собирались каждые два года до 1970. Советские семиотики издавали Труды по знаковым системам . Основным свойством знака объявляется знаковость, то есть способность одного предмета замещать в сознании интерпретатора другой предмет . В процессе этого замещения один предмет становится знаком , а другой его значением . Советская семиотика возводила свое начало к Пирсу и вслед за ним делила знаки на три вида: иконические, индексальные и символические. Различие между знаками заключено в знаковой связи. В первом случае она основана на подобии, во втором она реальна, а в третьем конвенциональна. Следующий за Пирсом шаг в развитии семиотики делает Соссюр , который рассматривает знак в контексте языка (знаковой системы). Если Пирс семиотический атомист, то Соссюр семиотический холист. Московско-тартуская семиотическая школа делает предметом своего изучения уже не язык , а культуру явленную как текст ( семантический универсум , комплекс информации ). В процессе коммуникации происходит трансформация текста , который обнаруживает множество контекстов . Одновременно трансформируется и адресат (например, он получает знание). Поэтому семиотика может быть названа семиотикой культуры, которая тождественна с культурологией . Основная практика взаимодействия со знаками это дешифровка (семиотический анализ, интерпретация). Тартуская школа полемизирует с французской семиологией, противопоставляя текст дискурсу . Спецификой текста является локализация и композиция. Текст окружен «внетекстовой реальностью», а совокупность текстов-культур образует семиосферу.
Во Франции сформировалась Французская школа семиотики , представитель которой Ролан Барт обращается к понятию мифа — идеологический, контекстный элемент дискурса . Особое внимание он обращает на роль автора и процесс чтения, где присутствует дешифровка и путешествие сквозь код . В 1969 в Париже при активном участии Р. Якобсона , Э. Бенвениста и К. Леви-Строса было решено создать Международную организацию семиотических исследований (IASS). Официальным периодическим изданием этой ассоциации стал журнал «Semiotiсa», а его главным редактором — Т. Себеок . Первым президентом ассоциации стал Э. Бенвенист , а генеральным секретарем — А. Греймас .
В 1974 г. в Милане состоялся первый Международный конгресс по семиотике. В августе 1995 года в г. Монтерей ( Калифорния , США ) на конференции по интеллектуально управляемым системам состоялся симпозиум, посвященный прикладной семиотике.
Структура знака
В семиотике принято выделять тройственную структуру знака . С одной стороны обозначающее ( имя ), а с другой стороны обозначаемое ( референт ), которое, в свою очередь, распадается на смысл ( интенсионал , десигнат , сигнификат , коннотация ) и значение ( экстенсионал , денотат ). В идеалистической философии платонизма господствовало представление, что смысл (в качестве идеи ) предшествует знаку и остается постоянным при всех изменениях. Особенностью тройственной структуры является тот факт, что знак может обладать смыслом, но быть лишенным значения. Таковыми являются фантастические образы (например, кентавр ), у которых нет соответствий в реальном мире. Вместе с тем, семиотика нередко затрагивает философские (онтологические) вопросы бытия предметов: есть ли денотат у чисел, моральных категорий, теоретических терминов?
Классификация знака
Базовым уровнем знаков являются естественные знаки, у которых наблюдается более или менее однозначная связь между знаком и его референтом . Таковы симптомы и сигналы . Над ними надстраиваются знаки, которые служат напоминанием о предмете. Таковы метафоры и аналогии . И, наконец, наиболее богатым по содержанию является символ .
Знаковые системы
Совокупность знаков образует знаковую систему, под которой разные семиотические школы понимали разные вещи. Для Соссюра основной знаковой системой являлся язык , который противостоял речи. Впоследствии под языком начали понимать как естественный язык , так и искусственный (в том числе языки программирования ). Для тартуской школы Лотмана знаковой системой являлась культура . Также к знаковым системам относили понятие дискурса . Особенностью понятия знаковой системы является тот факт, что знак не существует изолированно и он отсылает, не только к материальным предметам ( семантика ), но и к другим знакам ( синтаксис ). Таким образом, знак немыслим без контекста ( умвельт ).
Интерпретация знаков
Знаки немыслимы не только вне контекста, но и вне интерпретации. Особенно актуальны вопросы перевода (в том числе машинный перевод ) с одного языка на другой, когда обнаруживается безэквивалентная лексика. Также интерпретация знаков затрагивает вопросы правильного понимания, неправильного понимания и непонимания. Отчасти тема интерпретации пересекается с проблемой истины, авторитета и консенсуса , что затрагивает прагматику знака.
Разделы семиотики
-
Социосемиотика
— классическая семиотика, изучающая проблемы знака в языке и культуре.
- Лингвосемиотика
- Этносемиотика
- Семиотика кино
- Биосемиотика — семиотика, изучающая проблемы биокоммуникации и знаков в мире живой природы.
- Киберсемиотика
- Физиосемиотика
См. также
Примечания
- Лотман Ю. М. Люди и знаки. / В кн. Лотман Ю. М. Семиосфера. — СПб.: Искусство-СПБ, 2010. — С. 6 .
- Лотман Ю. М. Люди и знаки. / В кн. Лотман Ю. М. Семиосфера. — СПб.: Искусство-СПБ, 2010. — С. 8 .
- Бурмистров С. Л. « »
- Курс общей лингвистики // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. — М., 1977. — С. 54
- . vphil.ru. Дата обращения: 2 января 2020. 19 января 2021 года.
- Kalevi Kull. (англ.) // Semiotica. — Vol. 2001 , iss. 134 . — P. 1–59 . — ISSN . 12 июля 2019 года.
- . Дата обращения: 29 сентября 2017. 23 октября 2016 года.
- . Дата обращения: 29 сентября 2017. 6 августа 2017 года.
- Дата обращения: 29 сентября 2017. 29 сентября 2017 года.
- University of Tartu. Sign Systems Studies 29.1. — Tartu University Press, 2001. — ISBN 9985-56-576-2 .
- Claudio J. Rodríguez Higuera. (англ.) . 2 января 2020 года.
Литература
- Иванов В.В , Топоров В. Н. Славянские моделирующие семиотические системы. М.: Наука, 1965.
- Ветров А. А. Семиотика и её основные проблемы. М.: 1968.
- Шрейдер Ю. А. Семиотические основы информатики. М.: 1974.
- Иванов В.B. Очерки по истории семиотики в СССР. М.: Наука, 1976.
- Семиотика / Сост., вступит. статья и общ. ред. Ю. С. Степанова . — М., 1983.
- Степанов Ю. С. // Лингвистический энциклопедический словарь . — М. : СЭ, 1990. — С. 440—442 .
- Философия языка и семиотика. Иваново: 1995.
- Почепцов Г. Г. История русской семиотики до и после 1917 года. — М.: Лабиринт, 1998
- Семиотика: Антология / Сост. Ю. С. Степанов; Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 702 с.
- Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство—СПБ, 2000. 704 с. ISBN 5-210-01488-6
- Гринев С. В. Основы семиотики. М., 2000. 47 c.
- Гринев-Гриневич С. В., Сорокина Э. А. Основы семиотики: учеб. пособие. — Москва: Флинта: Наука, 2012. — 256 с.
- Григорьев Б. В. Семиология. Теория и практика знаковой деятельности. — Владивосток: Изд. ДВГУ, 2003.
- В. К. Финн. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
- Eco, Umberto . Trattato di Semiotica Generale. Milano: 1975. (итал.)
Ссылки
- 2020-01-25
- 2