Безобразов, Владимир Михайлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Александр Михайлович Безобразов (1853—1931) — русский государственный деятель, статс-секретарь (1903—1905), действительный статский советник (1898), активный участник политики России на Дальнем Востоке . Его именем названа придворная группировка, так называемая «безобразовская группа», оказывавшая влияние на внешнюю политику Российской империи, деятельность которой, по мнению ряда исследователей, способствовала ухудшению отношений с Японией и привела к русско-японской войне .
Представитель старинного рода Безобразовых . Сын санкт-петербургского уездного предводителя дворянства, камергера Михаила Александровича Безобразова и его жены Ольги Григорьевны, рожденной графини Ностиц . Внук генерала Г. И. Ностица и сенатора А. М. Безобразова , правнук графа Ф. Г. Орлова . Младший брат Владимир — генерал от кавалерии, командующий войсками гвардии.
По окончании Пажеского корпуса в 1873 году, выпущен был корнетом в Кавалергардский полк . В 1876 году был произведен поручиком . С ноября 1877 года по апрель 1881 года находился в командировке в городе Николаеве для наблюдения за изготовлением предложенной им самодвижущейся мины. В 1879 году был произведен штабс-ротмистром .
В 1882 году вышел в запас гвардейской кавалерии, а в следующем году был причислен к Главному управлению Государственного коннозаводства. С мая 1884 по июнь 1885 года заведывал хозяйственной частью Императорской охоты. С января 1886 по май 1888 года состоял чиновником особых поручений при Главном управлении Восточною Сибирью . С марта 1886 года по март 1897 года состоял корреспондентом Государственного коннозаводства по Иркутской губернии . В 1889 году получил орден Св. Владимира 4-й степени. В 1898 году был уволен от службы с чином действительного статского советника .
В 1896 году Безобразов составил обширную записку, в которой предсказывал неизбежность войны Японии с Россией. Указывая на агрессивную политику Японии в Корее и Маньчжурии , Безобразов предлагал создать в Маньчжурии по границе с Кореей вдоль реки Ялу особые заслоны под видом акционерных обществ, аналогичных британской Ост-Индской Компании , и таким образом произвести постепенное мирное завоевание Кореи. Проект был встречен сочувственно, так как сулил не только достижение политических целей на Дальнем Востоке, но и материальные выгоды.
Однако привлечь государственные средства не удалось из-за опасений, в первую очередь министра финансов С. Ю. Витте , что участие в этом деле государства придаст проекту нежелательное политическое измерение. Соответственно, деньги были предоставлены из личных средств царской семьи, на которые у владивостокского купца Юлия Бринера на имя Н.Г. Матюнина была приобретена концессия, полученная от Корейского правительства на эксплуатацию леса в бассейне реки Ялу , и организовано «Русское лесопромышленное товарищество», устав которого был утверждён в июле 1901 года. Товариществу было предоставлено право создать особую лесную охрану, фактически представлявшую собой частную армию. Распорядителем товарищества на месте был подполковник генерального штаба Мадритов , который сумел привлечь к участию в деле известного в Маньчжурии грозного вождя хунхузов Линчи (Джан-джин-юани), числившегося в китайских войсках и прекрасно знакомого со всеми местными условиями. Вскоре в результате подавления восстания Боксеров позиции России в регионе значительно усилились, и России удалось получить аналогичные концессии у Китая вдоль реки Ялу. К этому времени С.Ю. Витте был уволен с поста министра финансов, и А.М. Безобразов получил доступ к государственным финансам.
С ноября 1902 года по апрель 1903 года Безобразов находился в командировке с Высочайшим поручением в Порт-Артур . Здесь он высказывался о желательности противодействия агрессивной политике Японии и серьёзно встревожил этим адмирала Алексеева . Однако, вернувшись в Петербург, Безобразов сумел представить положение дела в столь блестящем виде, что возбудил к нему особый интерес.
Безобразов энергично настаивал на приостановке эвакуации российских войск из Маньчжурии, уже начатой 24 сентября 1902 года. С целью поднять русский престиж он указывал также на необходимость учредить на Дальнем Востоке наместничество с самыми широкими полномочиями. Несмотря на решительное противодействие этим планам со стороны министров С. Ю. Витте , А. Н. Куропаткина и графа Ламздорфа , Безобразов, при поддержке министра внутренних дел В. К. Плеве , добился также осуществления их, и эвакуация была приостановлена.
6 мая 1903 года был пожалован в статс-секретари , а в июне того же года был вновь командирован в Порт-Артур. Ко времени его приезда в Порт-Артур собрались: возвращавшийся из командировки в Японию генерал-адъютант Куропаткин , дипломатические представители России: в Китае — Лессар , в Корее — Павлов и военный агент в Японии — полковник Вогак ; все они составили тогда совещание по вопросу об условиях эвакуации Маньчжурии и по экономическим и специально военным вопросам, вследствие чего в совещаниях этих принимали участие не только адмирал Алексеев, и высшие чины местного управления, но и начальники отдельных войсковых частей. Целью совещания было изыскание способов к мирному разрешению, без ущерба достоинству России, русско-японского конфликта. Почти все члены совещания решительно высказались против агрессивной политики в Маньчжурии и Корее, и только Безобразов находил такую уступчивость не соответствующей интересам и достоинству России и полагал необходимым требовать от Китая предоставления России права эксплуатации всех горных и лесных богатств Маньчжурии, хотя бы это требование пришлось поддержать силой оружия. Результатом этого совещания было журнальное его постановление о том, что договор 26 марта 1902 года с Китаем о восстановлении его власти в Маньчжурии и эвакуации её исполнен быть не может, и оккупация её должна быть продолжена на срок, необходимый России для довершения нужных военных мероприятий.
Возвратившись в Петербург, Безобразов снова представил проекты осуществления своих планов. Хотя они и встретили по-прежнему серьёзную и вескую критику со стороны министров военного, финансов и иностранных дел, Безобразов добился решения вопроса в желательном для себя смысле.
28 июля 1903 года Безобразов представил всеподданнейший доклад, в котором доказывал, что возможность соглашения с Японией встречает затруднения, в силу англо-японского союза и участия англичан во всех японских дипломатических переговорах, и что Япония, считая себя фактической обладательницей южной Кореи, рассчитывает захватить со временем и северную часть этого полуострова. Считая, что при таких надеждах японцев трудно убедить, что та уступка, которую Россия имеет в виду предложить им в Корее, будет ценным для них приобретением и что из-за него они должны сойтись с Россией на Дальнем Востоке, Безобразов находил, что единственным выходом из настоящего положения являются:
Не дожидаясь результатов этого доклада Япония возбудила в июле 1903 года вопрос о разграничении между ней и Россией сферы влияния на Дальнем Востоке. 30 июля того же года последовал Высочайший указ об учреждении на Дальнем Востоке наместничества, а в Санкт-Петербурге — Особого комитета по делам Дальнего Востока. 10 октября Безобразов был назначен членом этого комитета. Переговоры с Японией, как известно, завершились войной, исход которой стал концом и политической карьеры Безобразова.
Рядом исследователей был выдвинут тезис о «безобразовской клике» во главе с А. М. Безобразовым. В нее, по мнению этих исследователей, в разное время входили генеральный консул в Корее и Маньчжурии Н. Г. Матюнин , крупный промышленник В. М. Вонлярлярский , граф И. И. Воронцов-Дашков , великий князь Александр Михайлович , адмирал Е. И. Алексеев , адмирал А. М. Абаза , князь Ф.Ф. Юсупов и другие. Смысл этого тезиса сводится к тому, что на рубеже 19-го и 20-го веков вокруг Николая II образовался круг авантюристов, пытавшихся проводить политику на Дальнем Востоке минуя правительство и, таким образом, ответственных за ухудшение отношений с Японией и, в конечном счете, начало русско-японской войны .
Однако, не все исследователи поддерживают эту точку зрения, указывая, помимо прочего, на ангажированный характер тезиса о «безобразовской клике», который возник и активно использовался в пропагандистских целях, упрощенное понимание причин русско-японской войны и недооценку роли правительства и лично Николая II в осуществлении политики на Дальнем Востоке.
После Октябрьской революции эмигрировал во Францию. Скончался в 1931 году в Русском доме Сент-Женевьев-де-Буа. Похоронен на местном кладбище .
Был женат на своей двоюродной сестре, Екатерине Николаевне Безобразовой, внучке генерала И. О. Сухозанета , вдове князя Николая Николаевича Хованского (1836—1886). В браке имел двоих сыновей — Михаила (р. 1890) и Александра (р. 1894). Жена умерла в 1913 году в Женеве.
На правах опекуна статс-секретарь управлял усадьбой Безобразовых (к востоку от Санкт-Петербурга), формально принадлежавшей его недееспособной свояченице.