Interested Article - Денисов-Уральский, Алексей Кузьмич

Алексе́й Кузьми́ч Дени́сов ( 6 (18) февраля 1864 , Екатеринбург — 1926, Выборг ) — русский живописец и камнерез.

Семья

А. К. Денисов родился в Екатеринбурге, в семье Матрёны Карповны и Козьмы Осиповича, потомственного резчика по камню. Насколько удалось установить, род камнерезов и знатоков уральских недр Денисовых известен с деда художника — горнозаводского крестьянина- старообрядца Осипа Денисова . Его сын Козьма более двадцати лет проработал в шахтах Березовского завода , потом переехал с семьей в Екатеринбург, где родился сын Алексей. Козьма Денисов занимался «рельефным» делом — изготовлением «наборных» картин, «насыпных» икон, горок-коллекций — с 1856 года . Очевидно, его произведения пользовались определённым признанием. Так, в 1872 году он экспонировал на Политехнической выставке в Санкт-Петербурге «Горку минералов уральского хребта, представляющую медные руды с их спутниками, в жилах, так же месторождения золотых, свинцовых, серебряных, медных и других руд» высотой около 70 см . На следующий год «картины из уральских минеральных пород» он демонстрировал уже на Венской всемирной выставке .

Биография

С юных лет Алексей осваивал тонкости камнерезного дела — от простейших операций до создания самостоятельных работ. Дебютом молодого мастера стала Всероссийская художественно-промышленная выставка 1882 года в Москве. Алексей Козьмич представил на выставку минералы с Уральского хребта , картину и сталактитовый грот из уральских минералов, которые были отмечены почетным дипломом .

В конце 1880-х годов мастер-камнерез и художник-самоучка отправляется покорять Северную столицу , имея за плечами опыт участия в крупных национальных и международных выставках в Москве (1882), Екатеринбурге (1887), Копенгагене (1888), Париже (1889). Преодолевая трудности и лишения, он осваивает искусство живописи и акварели в Рисовальной школе при Императорском обществе поощрения художеств , создает рисунки для периодических изданий, подрабатывает художником-оформителем в училище технического рисования барона Штиглица .

Ненадолго вернувшись в Екатеринбург в середине 1890-х, Алексей готовится к новому покорению столиц. После успеха на Всемирной выставке 1900 года в Париже, в декабре того же года он открывает в Екатеринбурге первую персональную выставку «Урал в живописи». Весной выставка переезжает в губернский город Пермь . Искреннее, очень личное отношение художника к изображаемым пейзажам подкупает зрителей. Восхищенные эпическим размахом выставки критики готовы прощать автору технические промахи. Успех прошедших на родине выставок воодушевляет мастера — он вновь штурмует Петербург.

Рубеж веков отмечен для Денисова рядом знаменательных событий, изменивших не только его творческую и общественную, но и частную жизнь. В середине 1890-х годов он женится на Александре Николаевне Березовской, вскоре рождается единственный сын и наследник Николай . В это время крепнет дружба художника с Дмитрием Наркисовичем Маминым-Сибиряком , оказавшим большое влияние на его становление. По примеру писателя, в 1900 году Денисов добавляет к своей фамилии столь важный для него топоним — «Уральский».

Весной 1902 года в помещении петербургского театра «Пассаж» художник открывает новую — «передвижную» — выставку «Картины Урала и его богатства». Об успехе этого предприятия свидетельствует второе издание «Руководства к обзору» с существенно расширенными описаниями и комментариями. Следующий год был ознаменован ещё одной выставкой, прошедшей в том же помещении. Сам художник назвал её «ювелирной», а в интервью, данном в связи с открытием экспозиции, он уже анонсирует следующую выставку — в Москве.

В начале 1903 года открывается «Горнопромышленное агентство по распространению полезных ископаемых России А. К. Денисов (Уральский) и К°». Петербургский адрес предприятия — Литейный проспект , 64, одновременно на бумагах указывается и екатеринбургский адрес — Покровский проспект, 71-73/116 (дом на углу Покровского проспекта и Кузнечной улицы, купленный когда-то отцом художника). В рекламных объявлениях указывалось, что Агентство включает в себя склад систематизированных минералогических коллекций, русских драгоценных камней и заводских изделий из камня, а также созданных в собственной мастерской, первую передвижную Выставку картин и богатств Урала . Секрет успеха заключался в талантливом сочетании коммерческого чутья мастера с искренним и пронзительным чувством привязанности к Уралу. Поэтому и представленный ассортимент радует разнообразием: отдельные образцы и целые обширные коллекции минералов, камнерезные изделия и ювелирные украшения, живопись и графика.

Успешно проходит выставка «Урал и его богатства», открытая в начале 1904 года в Москве. Участие в этом же году во Всемирной выставке в американском Сент-Луисе принесло художнику не только награду — Большую серебряную медаль, но и тяжелое разочарование: живописная часть отправленной коллекции не вернулась.

Возрастающая популярность и все увеличивающиеся торговые обороты заставляют искать престижный адрес для открытия магазина. Случай представился и Денисов приобретает в доходном доме Э. К. Нобель магазин ювелира Э. К. Шуберта. Витрины магазина выходили на оживленный участок набережной реки Мойки (дом 42), а само здание протянулось на всю глубину квартала, выходя вторым фасадом на престижную Конюшенную улицу. С этого времени в справочнике «Весь Петербург» неизменно появляется информация о фирме «Горнопромышленное агентство», владельцы — Алексей Козьмич Денисов-Уральский и Александра Николаевна Денисова (уральские драгоценные камни).

Следующие годы посвящены напряженной работе — развиваются магазин и мастерские, выполняются заказы ведущих ювелирных фирм Европы, живописные полотна и графические листы экспонируются на ежегодных выставках, идет работа по подготовке новой большой экспозиции. Открытая в январе 1911 года в Петербурге на Большой Конюшенной , 29, выставка «Урал и его богатства» стала подлинным триумфом — за время работы её посетило множество жителей и гостей столицы, неоднократно появлялись в выставочных залах представители правящей династии и высокопоставленные зарубежные гости. Благодаря этой выставке завязываются прочные деловые отношения с парижской фирмой Картье . Успех выставки и развитие предприятия позволили подумать о расширении торговых площадей. В конце 1911 года Алексей Козьмич покупает помещение на престижной Морской улице, в доме 27. Соседями уральца с этого времени становятся ведущие ювелирные фирмы России — Фаберже , Овчинниковы , Тилландер.

В 1912 году А. К. Денисов-Уральский становится одним из соучредителей «Общества для содействия развитию и улучшению кустарного и шлифовального промысла „Русские самоцветы“», на основе которого появилось знаменитое петербургское предприятие, специализирующееся на обработке поделочных камней.

Начало Первой мировой войны , потери русской армии и страдания народа заставляют художника по-новому взглянуть на своё творчество. Он принимает участие в благотворительной выставке живописцев. События заставляют его обратиться к любимому камню и заняться созданием особой серии аллегорических изображений воюющих держав . Эти произведения стали основой последней прижизненной выставки мастера. Все средства от продажи входных билетов Алексей Козьмич передал в пользу русских солдат и общества попечения о детях.

Октябрьская революция застала художника на даче в местечке Уусикиркко , где он оправлялся от подточивших здоровье тяжелых потерь — смерти столь близкой ему матери и трагической гибели единственного сына . В начале 1918 года Денисов-Уральский, как и многие жители дач на Карельском перешейке , оказался в невольной эмиграции на территории независимой Финляндии. Его последние годы были омрачены безуспешными попытками создания в Екатеринбурге своего музея и тяжелой душевной болезнью, которая привела Алексея Козьмича в лечебницу в Выборге . Скончавшийся в её стенах в 1926 году, мастер был похоронен в православной части выборгского кладбища Ристимяки , уничтоженной в годы Второй мировой войны.

Память

Именем художника назван бульвар в Юго-Западном районе Екатеринбурга .

Мемориальным фондом Фаберже была учреждена награда Орден Алексея Козьмича Денисова-Уральского .

В наши дни крупнейшая выставка А. К. Денисова-Уральского, приуроченная к 150-летию со дня рождения художника, состоялась в 2014 году в Екатеринбургском музее изобразительных искусств .

Алексей Кузьмич упоминается в романе Ефремова И. А. « Лезвие бритвы » 1963 года.

Ежегодно Музей истории камнерезного и ювелирного искусства в г. Екатеринбурге проводит Всероссийский конкурс и конкурсную выставку камнерезного, ювелирного и гранильного искусства имени А. К. Денисова-Уральского «Металл, камень, идея». В нём принимают участие камнерезы, ювелиры и гранильщики со всей страны по номинациям: «Камнерезное искусство (твердый камень)», «Камнерезное искусство (мягкий камень)», «Ювелирное искусство», «Украшение интерьера», «Студенческая работа», «Ученическая работа». В 2022 году конкурс прошел уже в 23-й раз. Проект реализуется при финансовой поддержке Министерства культуры Свердловской области.

Произведения

Примечания

  1. Семенова С. В. Пламя и камень. — Екатеринбург: Издательский дом «Автограф», 2007. — С. 41.
  2. Павловский Б. В. А. К. Денисов-Уральский. — Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1953. — С. 5-6.
  3. Указатель всероссийской промышленно-художественной выставки 1882 года в Москве. Изд. 3-е. — М.: Издание Мартынова, 1882. — С. 187.
  4. Общее обозрение московской политехнической выставки императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. — М.: В университетской типографии, 1872. — С. 10.
  5. Указатель русского отдела Венской всемирной выставки 1873 г. — СПб: Типография товарищества «Общественная польза», 1873. — С. 111.
  6. Иллюстрированное описание всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве. 1882 г. — СПб, М.: Издание Германа Гоппе, 1882. — С. 118, 203.
  7. Павловский Б. В. А. К. Денисов-Уральский. — Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1953. — С. 9.
  8. Семенова С. В. Пламя и камень. — Екатеринбург: Издательский дом «Автограф», 2007. — С. 106.
  9. Денисов-Уральский А. К. Руководство к обзору картин Урала и его богатств. — 4-е доп. изд. — Москва: тип. А. Н. Иванов и Ко, 1904. — Первая страница обложки.
  10. Уральское горное обозрение. — 1903, № 1. — С. 10.
  11. Будрина Л.А. // Известия Уральского государственного университета. Серия 2. Гуманитарные науки.. — 2011. — № № 1 (87) . — С. 74—777 .
  12. Семенова С. В. Пламя и камень. — Екатеринбург: Издательский дом «Автограф», 2007. — С. 11.
  13. Зайцев Г. Б. Штрих за штрихом. // Уральский следопыт. — 1981, № 3. — С. 17-19.
  14. stonecarvers.ru. Дата обращения: 31 января 2017. 25 июня 2021 года.
  15. Будрина Л.А. / под ред. З.Ю. Таюровой. — Екатеринбург: ЕМИИ, 2014. — 84 с. — ISBN 978-5-00056-024-2 .
Источник —

Same as Денисов-Уральский, Алексей Кузьмич