Interested Article - Агафья Коровница

Агафия . Русская икона XIX века.

Ага́фья Коро́вница ( Коровья смерть ) — день в народном календаре у славян , приходящийся на 5 (18) февраля . Название дня происходит от имени святой Агаты . У славян день посвящён «корове-кормилице», предстоящему отёлу, и поминовению отошедших в иной мир «отцов-дедов» .

Другие названия

рус. Агафья Скотница , Заступница, Агафья Поминальница, Коровница , Агафьи-коровницы, Агафьи-коровятницы , Агафья голодуха, Трубы , белор. Агаф'я, Агата, Хвядос, Макар .

Традиции

Святая Агафья считалась покровительницей коров, поэтому и заботу к кормилице в этот день проявляли особую . У коров начинаются отёлы . Приговаривали: «Пригрей солнышко, и нашей коровушке бока! Не опростай хлева, поставь на ноги телкá!» .

Чтобы стельная корова принесла телушку (не бычка), хозяйка шла доить её в последний раз «верхом» на сковороднике . После дойки она поджигала на сковороде вересковые ветки и пахучие колючие травы: чертополох, осот — и дымом, чадом очищала хлев .

Существовало поверье, что в этот день из лесу выходят лихорадки-лихоманки, в деревни пробирается Коровья смерть — это нечистая сила в образе уродливой старухи с граблями в руках, в котомке которой водятся болезни. По старинному поверью, она никогда сама в село не приходит, а непременно завозится кем-либо из заезжих, или проезжих, людей. Совершенное осенью «опахиванье» деревни отгоняет это чудище от ограждённого выполнением упомянутой обрядности места; и старуха бегает всю зиму по лесным дебрям, скитается по болотам да по оврагам. Но это продолжается только до той поры, покуда февраль не обогреет солнышком животине бока. Тогда-то лиходейка и подбирается к сёлам, высматривает: нет ли где-нибудь отпертого хлева .

В этот день (иногда на Власия ) по случаю падежа скота или для предотвращения его совершали обряд опахивания для отгона Коровьей смерти. Для этого выбиралась «повещалка», которая повещала по всем домам: «Пора унять лихость коровью!». Женщины омывали руки водой и утирали их рушником , который носила повещалка. Затем повещалка приказывала мужскому полу «не выходить из избы ради беды великия». Ночью повещалка с воплем: «Ай! Ай!» била в сковороду и выходила из села. За ней шли женщины с ухватами, помелками, серпами и дубинами. Повещалка, сбросивала с себя рубаху, произносила с неистовством клятву на Коровью смерть. Повещалке (или вдове) одевали хомут, подвозили соху и запрягали. Затем, с зажжёнными лучинами трижды опахивали селение «межеводной» бороздой. Во время опахивания в южной части Руси выкрикивали: «Смерть, смерь коровья — не губи нашу скотину; мы зароем тебя с кошкой, собакой и кочетом в землю!» Женщины следуют за повещалкой на помелах в одних рубашках с распущенными волосами .

Горе тому, кто во время шествия попадётся навстречу, будь то животное или человек. Его били палками без пощады, предполагая, что в его образе скрывается Коровья смерть. Когда-то в старину, попавшихся навстречу убивали насмерть. Иных женщин заподозренных в злом умысле, завязывали в мешок с кошкой и петухом, а затем зарывали в землю или топили .

Обращались к Власию, покровителю скота, с просьбой оградить от напасти, не пустить болезнь. В жертву приносили масло, молоко, в самых тяжёлых случаях — саму корову. Вот одна из поздних (двоеверческих) обрядовых песен на изгнание Коровьей Смерти.

В этот же день старались защитить хату от вторжения «летающей нечистой силы», имеющей, по словам сведущих в этом деле людей, обыкновение забираться к православным как раз через трое суток после Сретения . Вечером этого дня печные трубы наглухо-накрепко закрываются вьюшками и даже, для большей надёжности, замазываются тонким слоем глины и окуриваются чертополохом. Нечисть вылетает, по народному поверью, в это время из преисподней в виде птицы «заглядывает в трубы»: там, где не позаботятся оградить себя от вторжения этих незваных гостей, злые духи поселяются до тех пор, пока их не выкурят с помощью знахаря. До появления же в хате этого последнего с его заговорами и причетами, они всегда успеют наделать всевозможных хлопот неосмотрительным хозяевам. «Бывает, — говорят в деревне, — что весь дом вверх дном перевёрнут, все перебьют, переломают, — хозяева хоть беги вон!» Достаётся не только хозяевам, но и соседям и даже случайным прохожим, замешкавшимся возле такого неблагополучного дома. «Чёрные да лукавые — не то, что мыши: с ними потруднее сладить!» — говорят знахари .

Святую Агафью восточные славяне считали охранительницей от пожара . В этот день освящали хлеб с солью, которые хранились в хате на протяжении года и служили оберегом от огня. Во время пожара освящённые хлеб с солью бросали в огонь, чтобы погасить пламя .

В Белоруссии в этот, третий после Громниц , день присматривались к погоде: если стало тепло, то больше уже великих холодов не предвидится .

Поговорки и приметы

  • Ночью не туши фонарь, Агафья, скот проведывай!
  • Корова без клички — мясо .
  • Корова на дворе — харч на столе (южн. рус.) .
  • Соль святой Агаты защищает от огня хаты ( белор. Соль святой Агаты бароніць ад агню хаты ) .
  • Домашний телёнок лучше заморской коровы .
  • Избыл дед бычка, да хватился молочка .

См. также

Примечания

  1. , с. 129.
  2. , с. 115.
  3. , с. 236.
  4. , с. 301.
  5. .
  6. , с. 107.
  7. , с. 209.
  8. , с. 31.
  9. .
  10. , с. 130.
  11. , с. 104.
  12. , с. 27.
  13. , с. 29.
  14. [Смерть, ты Коровья Смерть! Выходи из нашего села, Из закутья, из двора. В нашем селе Ходит Власий святой Со ладоном, со свечой, Со горячей золой. Мы тебя огнём всожжём, Кочергой загребём, Помелом заметём И попелом забьём! Не ходи в наше село; Чур наших коровушек, Чур наших бурёнушек, Рыжих, лысых, Белосисих, беловымьих, Криворогих, однорогих!]
  15. , с. 23.
  16. , с. 12.
  17. .
  18. , с. 155.
  19. , с. 158.

Литература

  • Байбурин А. К. , Беловинский Л. В., Конт Ф., Решетников Н. И. Полузабытые слова и значения. Словарь русской культуры XVIII—XIX вв. — СПб. : Европейский Дом, 2004. — 679 с. — ISBN ISBN 5-8015-0157-6 .
  • Бобров А. А. Русский месяцеслов на все времена. Памятные даты, праздники, обряды, именины. — М. : Вече, 2004. — 526 с. — ISBN 5-7838-1304-4 .
  • Грушко Е. А. Энциклопедия русских примет. — М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. — 432 с. — ISBN 5-04-004217-5 .
  • // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1881. — Т. 2.
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. ISBN 978-985-471-335-9 .
  • Колесникова В. . — М. : Олма-Пресс, 2005. — 606 с. — ISBN 5-224-05162-2 .
  • Коринфский А. А. // . — М. : Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 128—142.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. — М. : Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6 .
  • Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб. : Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408 .
  • Пропп В. Я. . — СПб. : Терра — Азбука, 1995. — 176 с. — ISBN 5-300-00114-7 . от 17 марта 2013 на Wayback Machine
  • Рожнова П. К. Радоница. Русский народный календарь: обряды, обычаи, травы, заговорные слова. — М. : Дружба народов, 1992. — 174 с. — ISBN 5-285-00135-8 .
  • / Авт.-сост. Н. Будур. — М. : Олма-пресс, 2005. — С. 198—199. — 608 с. — ISBN 5-224-05128-2 .
  • Сахаров И. П. . — СПб. : Издательство МГУ, 1885. — 245 с.
  • Усов В. В. Русский народный православный календарь. — М. : Издательский Дом МСП, 1997. — Т. 1. — 512 с. — ISBN 5-7578-0028-3 .
  • Юдина Н. А. Энциклопедия русских обычаев. — М. : Вече, 2000. — 510 с. — ISBN 578380813X .
  • Васілевіч Ул. А. (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн. , 1992. — С. 554—612 . 11 мая 2012 года. (белор.)
  • Полуянов И.Д. Деревенские святцы по устным народным календарям. — М. : «Технологическая школа бизнеса», 1998. — 352 с.

Ссылки

  • (pravoslavie.ru)
Источник —

Same as Агафья Коровница