День памяти Ататюрка, молодёжи и спорта
- 1 year ago
- 0
- 0
День памяти латышских легионеров ( латыш. Leģionāru piemiņas diena ) — памятный день в Латвии , отмечаемый 16 марта в память воинов Латышского легиона СС . В этот день в Риге проходят шествия бывших легионеров и латышских националистов.
Неофициально, но с поддержкой государства проводится с 1990 года. В 1999 году день проходил на официальном уровне при поддержке Сейма Латвии , в следующие годы — вновь неофициально.
День подвергается критике, поскольку Латышский легион СС входил в состав формирований нацистской Германии и поминовение дня памяти его членов рассматривается как поддержка нацизма .
Дата 16 марта выбрана в связи с тем, что в этот день в 1944 году латышские части войск СС — 15-я (1-я латышская) дивизия и 19-я (2-я латышская) дивизия — впервые совместно участвовали в боевых действиях .
Они сразились с наступающими советскими войсками у реки Великой чуть восточнее современной российско-латвийской границы , будучи отправлены командованием нацистской Германии на оборону складывающегося Курляндского котла .
В день памяти латышских легионеров бывшие члены Латышского легиона СС и сочувствующие им члены националистических партий Латвии идут шествием по улицам Риги и возлагают цветы к могилам павших легионеров, в том числе к могиле руководителя легиона, группенфюрера СС Рудольфа Бангерского .
Памятная дата была установлена в апреле 1952 года « Ястребами Даугавы », изначально — ветеранской организацией взаимопомощи, а позднее — эмигрантской организацией. По мнению латвийского историка Виты Зельче ( латыш. Vita Zelče ), появление дня памяти произошло из-за того, что латыши из немецких лагерей рассеялись по разным странам и нуждались в ритуалах, способствующих солидарности между ними .
В Латвийской ССР день памяти латышских легионеров не был известен, он был привнесён в неё в период Перестройки , во время Третьего латышского пробуждения . В 1989—1990 годах в латвийских СМИ стала появляться информация о Латышском легионе СС — странице истории Латвии, которая была скрыта от послевоенного поколения латышей и потому вызвала живой интерес в латвийском обществе. В то время официальная советская история с её мифоологией делегизимизировала себя в глаза жителей Латвии, взамен неё создавалась новая национальная история с новыми националистическими мифами. История о латышах, сражавшихся против советской власти, воспринималась как история героической борьбы
По данным латвийского социолога и историка , в 1993 году в Латвии проживало 11,5 тысяч бывших легионеров, средний возраст которых составлял 70 лет . Часть из них приняла активное участие в Третьем латышском пробуждении. Им оказывали материальную и моральную поддержку «Ястребы Даугавы», в том числе в приведении в порядок могил павших легионеров. Таким образом, традиция памяти латышских легионеров, созданная «Ястребами Даугавы» в странах Запада, распространилась в Латвии .
Традиция поминовения воинов Латышского легиона СС стала часть большей традиции — поминовения жертв советских репрессий, в том числе депортированных латышей , узников ГУЛАГа и латвийских антисоветских партизан .
На парламентских выборах в Латвийской ССР 18 марта 1990 партия Движение за национальную независимость Латвии включила поминовение дня памяти латышских легионеров в свою политическую программу . Также их память продвигалась партией .
Воздвижение памятников латышским легионерам привело к конфликту с центральными властями: 5-6 декабря 1990 года памятники латышским легионерам в Джуксте , Моресе, Цодесе и Яунпилсе были взорваны, а спустя две недели министр обороны СССР Дмитрий Язов сообщил, что это произошло по его приказу. Это активизировало поминание латышских легионеров и придало им положительный образ .
Проведение дня памяти 16 марта впервые было запланировано в 1989 году на Братском кладбище , однако советская милиция оцепила кладбище и не позволила провести на нём никаких мероприятий .
Поминовение впервые прошло в 1990 году. В его организации приняли участие Движение за национальную независимость Латвии , «Ястребы Даугавы», и другие. В Риге бывшие легионеры и их родственники прошли маршем с флагами до Братского кладбища, где возложили цветы, а также мероприятия прошли в Елгаве , Лиепае и других городах Латвии .
По мнению газеты « », для многих латышей мероприятие стало символом полной независимости Латвии . При этом оно воспринималось в латвийском обществе неоднозначно: другая часть общества с сомнением относилась к тем латышам, кто воевал против СССР на стороне нацистской Германии .
В 1993 году, в год 50-летия с момента основания Латышского легиона СС, в день памяти латышских легионеров на башне Святого Духа в Рижском замке был поднят национальный флаг Латвии , в актовом зале Рижского технического университета офицеру 19-й дивизии латышского легиона Андрею Фрейманису был вручен Рыцарский крест Железного креста , в Военном музее Латвии была открыта выставка, посвящённая Латышскому легиону СС, а у Памятнику Свободы и на Братском кладбище были возложены цветы .
В 1994 году в Военном музее была проведена выставка картин бывших легионеров и выставка шитья военной медсестры, в Домском соборе была совершена служба, а также прошёл марш к Памятнику Свободы .
В начале 1990-х годов ко дню памяти легионеров относились как к государственному празднику: в мероприятиях принимали участие латвийские министры, а также президент Латвии Гунтис Улманис , который возлагал цветы к Памятнику Свободы , главному латвийскому мемориалу .
15 июня 1998 года Сейм Латвии проголосовал за то, чтобы 16 марта стал официальным днём памяти в Латвии .
В 1998 году день памяти был осуждён западными СМИ как проявление неонацизма. Этому способствовали прошедшие 3 марта 1998 года протесты русских пенсионеров Латвии против слишком малых пенсий. В том же году латвийским министрам запретили участие в дне памяти латышских легионеров .
13 января 2000 года под международным давлением день памяти вновь стал неофициальным, но ветераны продолжили проходить маршем к Памятнику Свободы . День памяти продолжил привлекать внимание международных СМИ .
В 1998—1999 годах отмечался на государственном уровне.
После протестов общественности и в преддверии вступления в ЕС празднование было запрещено, однако с 2005 года шествия возобновились.
В 2010 году вступил в силу вердикт Сената Верховного суда ЛР, признавший незаконным запрет марша легионеров, наложенный Рижской думой годом ранее .
В 2014 году за намерение участвовать в мероприятиях в День памяти латышских легионеров был отправлен в отставку министр охраны среды и регионального развития Эйнарс Цилинскис .
Если вас устраивает, что они маскируются под борцов за независимость, то вы, по-моему, не понимаете сути вещей. Правда в том, что людям приходилось принимать тяжелое решение. Но если вы выбрали неправильную сторону, если поддержали режим, который убил десятки миллионов людей, то не думайте, что вы — герои. …Самое печальное, что я сегодня видел во время шествия молодых людей, которые шли с флагами современной, демократической Латвии, чтобы выразить почтение этим людям. Это создает представление о том, что в Латвии поддерживают людей, которые воевали за нацистскую Германию. И если кто-то это поддерживает, то он занял неправильную сторону.
— Директор Иерусалимского бюро Центра Симона Визенталя Эфраим Зурофф о мероприятиях в Риге 16 марта 2010, посвящённых памяти солдат Латышского легиона СС .
В 2019 году канадское внешнеполитическое ведомство осудило шествие .
По мнению российского историка Алексея Миллера , марш «проходит без осуждения европейских политиков» и является для него «безусловным личным оскорблением» .
Американский социолог Виеда Скультанс ( лит. Vieda Skultans ) отмечает, что поминовение латышских легионеров игнорирует память 80-100 тысяч латышей, которые сражались в советской армии — половина из них жила в России или бежала туда от нацистской оккупации, а половина была мобилизована после занятия Латвии советскими войсками, и иногда члены одной семьи воевали за разные стороны. Больше половины из сражавшихся за СССР погибли, они поминаются не 16 марта или 9 мая, а в первую субботу августа на Братском кладбище в Риге .
Испанский юрист Леанид Казиритски ( исп. Leanid Kazyrytski ) пишет, что «случай с латвийским легионом СС выделяется, потому что Латвия — единственная страна Европейского союза, в которой имеется явная институциональная поддержка парадов бывших членов войск СС, чьи шествия интерпретируются местными властями не как прославление нацизма, а как дань памяти борцов за свободу и против советского вторжения» .
18 марта 1999 года Госдума России приняла обращение к депутатам Сейма Латвии в связи с проведением шествия.
Российский МИД напоминает о резолюции Комиссии ООН по правам человека от 16 апреля 2004 года, где говорится, что комиссия «выражает глубокую озабоченность по поводу прославления бывших членов организации „Ваффен СС“, и, в частности, открытия памятников и мемориалов, а также проведения публичных демонстраций бывших членов СС» и подчеркивает, что «подобная практика оскорбляет память бесчисленных жертв организации СС, отравляет сознание молодёжи, несовместимо с обязательствами государств-членов ООН по её Уставу и наносит ущерб целям и принципам Организации, ведёт к эскалации современных форм расизма , расовой дискриминации, ксенофобий и связанной с ними нетерпимости и способствует распространению и умножению числа различных экстремистских политических партий, движений и групп…» .
В 2011 году Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью приняла доклад по Латвии, в котором выразила «озабоченность разрешением определенных публичных мероприятий по отмечанию двух инцидентов и реакцией властей. Что касается первого инцидента, каждый год 16 марта в центре Риги проводится собрание с почестями солдатам, сражавшимся в латвийском подразделении Waffen SS. В связи с этим ЕКРН выражает сожаление о том, что весной 2010 года административный районный суд отменил решение Рижской думы, запрещавшее это шествие», и рекомендовала, «чтобы власти Латвии осудили все попытки чтить лиц, сражавшихся в рядах Waffen SS и сотрудничавших с нацистами. ЕКРН также рекомендует, чтобы власти запрещали любые собрания или шествия, в каком бы то ни было виде легитимизирующие нацизм» .
В 2013 году Специальный докладчик ООН по расизму послал Латвии запрос о мероприятиях 16 марта .
В 2018 году Европейский парламент принял резолюцию о росте неофашистского насилия в Европе, среди прочего отметив, что «каждый год 16 марта тысячи людей собираются в Риге ко Дню латышских легионеров, чествуя латышей, служивших в Ваффен-СС» .
В 2005 году путь колонне легионеров был преграждён группой антифашистов в робах узников концлагерей . В результате беспорядков полиция задержала несколько десятков человек .
В 2009 году власти Риги запретили массовые шествия, разрешив возложение цветов к памятнику Свободы в частном порядке. Организации «Родина» и « Ястребы Даугавы », получившие отказ, выразили намерение оспорить решение в суде . Латвийские антифашисты выразили протест, собравшись неподалёку от памятника и скандируя: «Фашисты!». Как отметили представители полиции, латвийскому спецназу «пришлось принять меры к некоторым людям, по всей видимости, антифашистам, державшим антигосударственный символ — флаг Советского Союза » . Полиция задержала членов Латвийского антифашистского комитета и , а также депутата Рижской думы Виктора Дергунова .
МИД России заявил: «активность полиции была направлена на пресечение протестов антифашистов, а не незаконной сходки бывших эсэсовцев. <…> Такие действия не могут быть квалифицированы иначе, как продолжение практики потакания неонацистам » . Бельгийские ветераны обратились в МИД Бельгии с просьбой направить обращение властям Латвии. В письме председателя Международной федерации участников Сопротивления — Ассоциации антифашистов Мишеля Вандербогга марш эсэсовцев назывался «постыдным и провокационным». Как отмечалось в письме, ветераны «хотели бы привлечь внимание к тому, что бывшие члены СС и сочувствующие им неонацисты намереваются провести 16 марта марш» и «напомнить, что члены частей СС, входивших в состав гитлеровских войск, были осуждены в 1946 году Нюрнбергским международным трибуналом как военные преступники» .
16 марта 2016 года Грэм Филиппс , британский журналист и внештатный корреспондент российского телеканала Russia Today , посетил марш и попытался возглавить колонну легионеров и их сторонников . Потом он спрашивал у участников мероприятия «почему они хотят чтить память нацистов и фашистов» и на чьей стороне воевали латышские легионеры, не на стороне нацистской Германии ли, говорил он при этом на русском языке . При этом Филиппс был в оранжевом жилете представителя прессы; в конце концов его задержали и составили протокол за нарушение общественного порядка во время шествия и игнорирование замечаний полиции . Грэма выдворили из Латвии в Россию с запретом посещать Латвию на 3 года .