Ежегодная премия журнала «Знамя»
— российская
литературная премия
. Учреждена в
1993 году
журналом
«Знамя»
. Присуждается за лучшие журнальные публикации года по ряду меняющихся номинаций или вне оных, за произведение как таковое
.
Григорий Померанц
, «Записки гадкого утёнка» —
за произведение, утверждающее либеральные ценности.
Генрих Сапгир
, «Очень короткие рассказы» и элегии «Новый вес и объём» —
за произведение, утверждающее приоритет художественности в литературе.
Евгений Стариков, статьи «Россия и "другие русские"», «Базар – не рынок» и «Антиподы: компрадорская и национальная буржуазная Россия» —
за наиболее точный анализ современной социально-экономической действительности.
Александр Хургин
, повесть «Страна Австралия: повесть из провинциальной, а также и иной жизни» —
за наиболее точный анализ современной социально-экономической действительности.
Михаил Шишкин
, рассказ «Урок каллиграфии» и роман «Всех ожидает одна ночь».
Борис Дубин
и
Лев Гудков
, статья «Идеология бесструктурности: интеллигенция и конец советской эпохи» —
за наиболее точный анализ современной социально-экономической действительности.
Денис Драгунский
, статья «По ту сторону государства и права (Россия между коммунизмом и демократией)» —
по номинации «Политическая философия».
Тимур Кибиров
, цикл стихотворений «Мы просто гибнем и живём» —
за произведение, утверждающее приоритет художественности в литературе.
Анатолий Королёв
, роман «Эрон» —
за произведение, утверждающее либеральные ценности.
Николай Воронцов, эссе «Россия строится» и статья «Войны, революции, застой — эволюционные последствия» —
за наиболее точный анализ современной социально-экономической действительности.
Сергей Гандлевский
, повесть «Трепанация черепа» —
за произведение, утверждающее либеральные ценности.
Эмма Герштейн
, «Анна Ахматова и Лев Гумилёв: размышления свидетеля» —
за произведение, вызвавшее повышенный читательский интерес.
Семён Файбисович
, повесть «Дядя Адик / Uncle Dick» и эссе «Москва как поле боя истории и мифа» —
за произведение, утверждающее идеалы просвещённого патриотизма.
Николай Шмелёв
, «Curriculum vitae» —
за произведение, вызвавшее повышенный читательский интерес.
Александр Эткинд
, статья «The American Connection, или Что делал Рахметов, пока не стал Шатовым» —
по номинации «Критика».
1998
Шамшад Абдуллаев
, цикл стихотворений «Запах южных рек» и эссе «Поэзия и Фергана».
Ольга Арефьева
, цикл стихотворений «Где собаконька моя?» —
за артистизм.
Андрей Зубов
, статья «Единство и разделения современного русского общества: вера, экзистенциальные ценности и политические цели» —
премия «Открытый мир».
Владимир Маканин
, роман «Андеграунд, или Герой нашего времени» —
за произведение, вызвавшее повышенный читательский интерес.
Игорь Милославский, статья «Низкие истины об унижающем обмане» —
за открытие рубрики «Язык и время».
Евгений Попов
, роман-комментарий «Подлинная история «Зелёных музыкантов» —
за произведение, утверждающее идеалы просвещённого патриотизма.
Владимир Шаров
, роман «Старая девочка» —
за произведение, утверждающее либеральные ценности.
Сергей Юрский, рассказ «СЕЮКИ» —
за лучший рассказ года.
1999
Александр Агеев, статья «Город на “третьем пути”: анти"народная" статья» —
за глубокий анализ современной действительности.
Юрий Арабов
, цикл стихотворений «Цезариада» —
за произведение, утверждающее идеалы просвещённого патриотизма.
Александра Васильева, повесть «Моя Марусечка».
Андрей Дмитриев
, роман «Закрытая книга» —
за произведение, утверждающее либеральные ценности.
Сергей Ильин
, эссе «Моя жизнь с Набоковым» —
премия «Открытый мир».
Юрий Буртин
(посмертно), Валентина и Ольга Твардовские, публикация «Рабочих тетрадей»
Александра Твардовского
шестидесятых годов —
за произведение, вызвавшее повышенный читательский интерес [за публикацию].
Инна Лисянская
, цикл стихотворений «Скворечник» —
за приоритет художественности в литературе.
Владимир Маканин
, повесть «Удавшийся рассказ о любви» —
за глубокий анализ современной действительности.
Николай Работнов, очерк «Сороковка» —
за произведение, утверждающее идеалы патриотизма.
Николай Работнов, «Колдун Ерофей и переросток Савенко», «Гимн Языку», «Иосиф Виссарионович меняет профессию», «Демо*ра*ия и Демо*ра*ия» и цикл стихотворений «Концерт для глухих» —
специальный диплом «Знамени» за творческий универсализм и постоянное сотрудничество.
Ольга Всесвятская —
специальная премия журнала за осуществление арт-проекта «Галерея "Знамя"».
Коллектив редакции журнала «Знамя», специальный выпуск «Памяти Оттепели» № 8 —
премия «Память, говори».
Арина Обух
, рассказы «Падали и смеялись» —
премия «Дебют в Знамени».
Владимир Орлов
, подготовка к публикации стихов Николая Шатрова и дневников Нины Бялосинской —
премия филологического сообщества.
Мария Рыбакова
, роман «Если есть рай» —
премия «Глобус» имени Е.Ю. Гениевой.
Павел Селуков
, рассказы «Счастливый Пушкин» —
премия «е2е4».
Алексей Федяров, документальное повествование «Взгляд сквозь» —
премия за произведение о жизни и необыкновенных приключениях демократии в России, назначенная издателем «Новой газеты»
.
Сергей Боровиков
, «Единомышленники» —
премия, назначенная филологическим сообществом.
Яков Гордин
, «Книга судеб, или История с человеческим лицом», «До полной гибели — всерьез» —
премия «Память, говори», назначенная Российской государственной детской библиотекой.
Наталья Громова
, «Жить с Диккенсом» —
премия «Глобус» памяти Е.Ю. Гениевой.
Денис Гуцко
, «Нацики всегда так: Заметки волонтера».
Татьяна Риздвенко, «Розы в ведре в подсобке».
Светлана Шнитман-МакМиллин, «Отщепенец и диссидент» –
премия филологического сообщества.
Татьяна Чернышева, «Дочь предателя» роман –
премия «Память, говори», назначенная Российской государственной детской библиотекой.
Лев Симкин, «Мост через реку Сан» –
премия «Глобус» памяти Е.Ю. Гениевой.
Анна Нуждина, статья «О хонтологии советского в современном Сарове», обзор «Далеко не только рецензии», цикл рецензий –
премия, назначенная фондом СЭИП.
Премия тепло воспринимается большинством профессиональных литераторов. Так, писательница
Ольга Славникова
считает, что «если тебя оценили в „Знамени“ — значит ты лучший среди своих»
, а писатель
Леонид Юзефович
отмечает важность премии как возможности «выхода в литературный свет»
.