Послы СССР в Брунее
- 1 year ago
- 0
- 0
Восстание в Брунее ( малайск. Pemberontakan Brunei ) вспыхнуло 8 декабря 1962 года . Повстанцы Народной партии Брунея (НПБ) начали скоординированные нападения на нефтяной город Сериа (центр нефтебуровых установок Royal Dutch Shell ), на отделения полиции и государственные учреждения по всему Брунею. Восстание провалилось уже в течение первых часов, не сумев достичь ключевых целей, таких, как захват города Бруней и султана . Восстание рассматривается как один из первых этапов Индонезийско-малайзийской конфронтации .
Северная часть острова Борнео состояла из трёх британских территорий: колоний Саравак и Северное Борнео ( Сабах ) и протекторат Султанат Бруней . Бруней стал британским протекторатом в 1888 году, имел площадь около 2226 квадратных миль (5800 км²) и население 85 000 человек, только более половины из них малайцы , четверть китайцы , а остальные даяки , коренные жители Борнео. Нефть была обнаружена в 1929 году недалеко от Сериа , и Royal Dutch Shell получила концессию на её добычу, что приносило огромный доход султанату.
В 1959 году султан, сэр Омар Али Сайфуддин III , создал законодательный орган с половиной назначаемых и половиной избираемых членов. Выборы были проведены в сентябре 1962 года , и все выборные места получила Народная партия Брунея (НПБ).
Между 1959 и 1962 годами Великобритания, Малайя, Сингапур, Саравак и Сабах были вовлечены в переговоры с целью формированию Малайзии . Однако Филиппины и Индонезия выступили против вхождения Северного Борнео и Саравака в новую федерацию. Эта позиция способствовала распространению антималайзийских настроений против в Сараваке и самом Брунее. НПБ выступила за создание федерации трёх территориях северного Борнео (всего около 1,5 млн человек, половина из них даяки) с собственным султаном, чтобы противостоять господству Малайи или Сингапуре . Местная оппозиция указывала на экономические, политические, исторические и культурные различий между Борнео и Малайским полуостровом и нежелание подвергаться политическому господству полуострова.
Ещё до победы НПБ на выборах у партии появилось военное крыло — Национальная армия Севереого Калимантана (TNKU — НАСК), которая видела себя в качестве антиколониальной освободительной партии. Её симпатии были связаны с Индонезией, а лидер НАСК, 34-летний А. М. Азахари, жил в Индонезии и был на связи с индонезийской разведкой. Он завербовал несколько офицеров, которые были обучены навыкам подпольной работы. К концу 1962 года они смогли бы завербовать около 4000 человек и приобрести современное оружие .
В начале ноября 1962 года, когда резидент 5-й дивизии Саравака, Ричард Моррис (австралиец), получил развединформацию, по его указанию специальные полицейские отряды из Кучинга посетили Лимбанг, но нашли там только форму НАСК с нашивками. Позже, в ноябре, Моррис узнал, что восстание запланировано в Брунее, но не раньше 19 декабря. Клод Феннер, Генеральный инспектор полиции Малайи, вылетел в штат Саравак, чтобы исследовать ситуацию на месте, но не нашёл никаких доказательств. Тем не менее, начальник штаба британской штаб-квартиры в Сингапуре сделал обзор и составил план действий на случай непредвиденных обстоятельств — ALE YELLOW . Тем не менее, риск восстания был оценён как низкий .
6 декабря Моррис узнал, что восстание начнётся 8 декабря. 7-го аналогичная информация дошла до Джона Фишера, резидента 4-й дивизии Саравака, базировавшейся в Мири, около 20 миль (30 км) к западу от Брунея. В результате полиция была приведена в полную боевую готовность .
Вопреки распространённому мнению, нет убедительных доказательств того, что президент Индонезии Сукарно имел территориальные претензии на Саравак (он всегда твёрдо придерживался решения 1945 года, очерчивавшего границы Индонезии бывшими голландскими владениями в Ост-Индии). Скорее Сукарно рассчитывал на создание государства Северный Калимантан, чтобы стратегически уравнять отношения с поддерживаемой британцами Малайзией.
В попытке помешать формированию Малайзии Индонезия стала активно участвовать в подпольной борьбе и позднее объявила войну Малайзии. В течение этого периода индонезийские агенты вступили в контакт с оппозицией Северного Калимантана, которая была против идеи федерации.
Восстание вспыхнуло в 2:00 утра 8 декабря. Сигналы из Брунея в британскую штаб-квартиру сообщили о нападениях повстанцев на полицейские участки, султанскую резиденцию, дом премьера и электростанцию. Британцы привели в действие план ALE YELLOW и отправили две роты гуркхов на подавление восстания .
Большинство атак в городе Бруней были отбиты, хотя подача электроэнергии была прекращена. На этом этапе ещё не было известно, что повстанцы напали на полицейские участки по всему Брунею. Мири был ещё в руках правительства, но Лимбанг был занят повстанцами. Ситуация была наиболее серьёзной проблемой в Сериа, где повстанцы захватили полицейский участок и нефтяные промыслы .
Девять часов после начала реализации ALE YELLOW две роты 1-го батальона и 2-я стрелковая бригада гуркхов были переброшены к аэродромам ВВС в Чанги и Селетар в Сингапуре, чтобы лететь в острова Лабуан в заливе Бруней . Британские войска высадились около 10:00 вечера и сразу вступили в бой, потеряв двух бойцов. Небольшой отряд гуркхов во главе с капитаном Дигби Уиллоуби спас султана и эвакуировал его в полицейский участок. Британский отряд в Сериа встретил сильное сопротивление и вернулся в Бруней, чтобы противостоять отбить центр города и аэродром .
9 декабря Джон Фишер призвал на помощь племена даяков, отправив им лодку с традиционным красным пером войны по реке Барам. Том Харриссон, куратор музея в Кучинге и лидер сопротивления японцам во Второй мировой войне, также прибыл в Бруней. Сотни даяков ответили на призыв и сформировали несколько рот под командованием Харрисона. Эта сила достигла численности около 2000 бойцов и, благодаря отличному знанию местности, помогла сдержать повстанцев и отрезать их отход в Индонезию .
Между тем, британские подкрепления прибывали в Лабуан. 10 декабря батальон Королевских горцев начал прибывать в Бруней. Командир 99-й бригады гуркхов Паттерсон принял общее командование от Пэта Гленни, бригадного генерала британского штаба в Сингапуре. Вскоре в Бруней прибыл и генерал-лейтенант сэр Найджел Поэтт, командующий британскими сухопутными войсками в Сингапуре. Сериа и Лимбанг оставались в руках мятежников . Но прибытие подкреплений помогло британцам окружить эти города.
К 17 декабря восстание в Бруней-Тауне было подавлено. Около 40 повстанцев были убиты, 3400 сдались в плен. Остальные бежали и, как предполагалось, попытались достичь Индонезии. Лидеры повстанцев, Азахари и Аффенди, бежали на Филиппины.
Дорога на Сериа была слишком опасна, а военно-морских ресурсов для высадки десанта британцам не хватало. Разведка с помощью армейской авиации рассказала о флагах мятежниках над комплексом Shell , и 6 миль (10 км) побережья были в руках повстанцев. Тем не менее, посадочная площадка для лёгких самолётов к западу от Сериа и взлётно-посадочная полоса в Андуки к северо-востоку были расчищены небольшой группой западных гражданских лиц, которым удалось обмануть повстанцев. Один беглец, Хью Макдональд, ветеран Второй мировой войны, вступил в контакт с Сингапуром и подтвердил возможность безопасной посадки. 10 декабря рота Королевских горцев высадились к западу от Сериа. 3-километровый участок западного посадки был отбит, однако главный полицейский участок Сериа с 48 заложниками, большинство из них были работниками Shell, оставался в руках повстанцев до 12 декабря .
После подавления восстания британские войска начали проводить зачистки в труднодоступных местностях, ликвидируя базы повстанцев. 18 мая 1963 года патруль гуркхов уничтожил остатки штаб-квартиры НАСК, десять повстанцев были убиты или захвачены в плен, одним из раненых оказался бывший лидер движения Яссин Аффенди .
Тем не менее, 12 апреля 1963 года в полицейский участок в Тебеду (Саравак) был атакован. Это ознаменовало начало Индонезийско-малайзийской конфронтации . Восстание также сыграло свою роль в последующем решении султана Брунея не присоединяться к Малайзии.