Земля Австрии
- 1 year ago
- 0
- 0
«Вспаханная земля» ( фр. Terres labourées ) — картина французского художника- импрессиониста Камиля Писсарро из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина .
На картине изображено свежевспаханное поле, посреди поля лежит колесный плуг. На краю поля в центре, на фоне обрывистого склона холма, стоят женщина с голубым зонтиком и корова, левее их расположена двуколка с зелёным верхом и ещё две женские фигуры. Слева внизу подпись художника и дата: C. Pissarro 1874 .
В 1872—1874 годах Писсарро много трудился в окрестностях Понтуаза под Парижем . Основным мотивом его картин были сельскохозяйственные работы на полях и огородах и вообще сцены сельской жизни.
Как следует из авторской подписи картина написана в 1874 году. Первым её владельцем был Пьер-Фирмин Мартен, купивший картину непосредственно у художника 12 августа 1874 года. Впоследствии картина выставлялась в галерее Амбруаза Воллара под названием «Пашня», где её в 1904 году за 1800 франков приобрёл московский промышленник и коллекционер И. А. Морозов (известна расписка Воллара от 13 октября 1904 года о получении от Морозова денег за картину) . После Октябрьской революции собрание Морозова было национализировано, и с 1923 года картина находилась в Государственном музее нового западного искусства . В 1948 году, после упразднения ГМНЗИ , картина была передана в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина . Картина выставляется в бывшем флигеле усадьбы Голицыных на Волхонке , в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков , зал 16 .
Е. Б. Георгиевская проводит параллели с двумя другими картинами Писсарро на эту же тему, написанными годом ранее: «Вспаханные поля возле Они» и «Заморозки (Иней)» . Если параллель с картиной «Заморозки» из собрания музея Орсе вопросов не вызывает, то при упоминании «Вспаханных полей возле Они» Георгиевская указывает что эта картина значится в первом каталоге-резоне творчества Писсарро, составленном Л. Вентури в 1939 году, под № 257. Однако в действительности под этим номером в каталоге значится картина «Городской парк в Понтуазе» , ныне находящаяся в собрании Метрополитен-музея и не имеющая ничего общего с сельскими мотивами. Возможно имелась ввиду картина обозначенная в каталоге под № 220 и с таким же названием, ныне находящаяся в частной коллекции .
Георгиевская считает что в картине «Вспаханная земля» Писсарро вступает в прямой диалог картиной своего предшественника художника- барбизонца Ж.-Ф. Милле «Зима. Вороны» из собрания Галереи Бельведер в Вене . По мнению А. В. Познанской, Писсарро, в отличие от своего предшественника, «отказывается от панорамной композиции, выстраивая её с помощью нескольких горизонтальных слоёв, как это делал Шарль Добиньи » . Также отмечается, что Писсарро «переносит акцент на передачу свето-воздушной среды и главным становится образ весеннего утра» .