Interested Article - Площадь французского театра в Париже

«Площадь французского театра в Париже» ( «Площадь Французского театра, омнибусы, весна, солнце» , фр. La Place du Théâtre-Français, les omnibus, printemps, soleil ) — картина французского художника-импрессиониста Камиля Писсарро из собрания Государственного Эрмитажа .

Картина написана в 1898 году и изображает вид сверху из fr на fr перед театром Комеди Франсез . Внизу под деревьями с ярко-зелёной листвой видны два омнибуса , в один из них изгибается очередь пассажиров, правее — небольшой павильон, служивший залом ожидания; на дальнем плане дворец Пале-Рояль , в котором размещался театр Комеди Франсез. Справа внизу подпись художника и дата: C. Pissarro 98 .

В 1897—1898 годах Писсарро работал в Париже над большой серией с изображением fr и другими видами французской столицы. Для этого он снимал комнаты в разных местах города и делал серию картин с каждой точки. Все картины предназначались для продажи через галерею Поля Дюран-Рюэля , который на весну 1898 года запланировал большую персональную выставку картин Писсарро на парижские сюжеты.

15 декабря 1897 года Писсарро писал своему сыну Люсьену : «Я забыл тебе сказать, что нашёл комнату в Гранд Отель дю Лувр с прекрасным видом на fr и угол площади Пале-Рояль! Очень интересно для работы, может быть эстетически не очень красиво, но я в восторге, что могу попробовать писать эти улицы Парижа, про которые обычно говорят, что они безобразны, тогда как они такие серебристые, такие светящиеся и такие живые. Это совсем не то, что бульвары, — это самая гуща современности!» . Однако в конце декабря он уехал домой в : «Я надеюсь вернуться к 5 января, избрать себе жилищем Гранд Отель дю Лувр и начать работу для выставки. Придётся потратить много денег, но Дюран-Рюэль как будто поощряет меня к этому. Я расположен к работе и, как следует посмотрев мотивы, думаю что добьюсь цели…» . 6 января 1898 года Писсарро вернулся в Париж и незамедлительно приступил к работе: «Мотив очень красивый, живописный. Я уже начал два холста по 30. Надеюсь, ничего не помешает моей работе» . 23 января он писал своей племяннице Эстер Исаакзон: «…пишу Оперный проезд и кусочек площади Французского театра. Великолепный мотив, дело идёт пока неплохо» .

Всего картин с видом Оперного проезда и площади перед театром было написано 15, причём эрмитажная картина является последней в серии и считается что она написана в начале апреля 1898 года ; сам Писсарро в письме Жану Граву от 31 марта говорит, что работает по заказу Дюран-Рюэля и планирует завершить серию через две недели , а 11 апреля пишет: «Я всё закончил здесь. Дюран-Рюэль берёт всё» . Однако составители каталога-резоне творчества Писсарро Иоахим Писсарро (внук художника) и Клер Дюран-Рюэль Сноллартс считают что художник дорабатывал картину в своей мастерской в Эраньи между 26 апреля и 22 мая .

Эрмитажная картина очень сильно отличается от всех остальных работ (кроме одной) как ракурсом и сильным смещением точки зрения, так и наличием яркой зелёной листвы на деревьях — на всех остальных картинах показана зима или самое начало весны и деревья стоят без листвы. Единственная относительно близкая работа: «Площадь Французского театра, омнибусы», она находится в собрании Музея искусств округа Лос-Анджелес (холст, масло; 72,4 × 92,7 см, инвентарный № M.46.3.2) . А. Г. Костеневич отмечает что во всей серии точка зрения смещена влево от площади на перспективу Оперного проезда, и только две, эрмитажная и лос-анджелесская, показывают саму площадь . В 1976 году картину из Лос-Анджелеса привозили на выставку в Эрмитаж и у исследователей была возможность сравнить оба варианта воочию; в выставочном каталоге было сказано: «они почти одинаковы в композиционном отношении, но непохожи по настроению»

В конце мая 1898 года в галерее Поля Дюран-Рюэля открылась выставка Писсарро, он писал: «Мои Оперные проезды развешаны у Дюран-Рюэля. У меня там отдельный большой зал. Там двенадцать „Проездов“, семь или восемь „Проездов“ и „Бульваров“ и этюды Эраньи, которыми я очень доволен» . Выставка вызвала большой резонанс. Один из ведущих художественных критиков того времени Гюстав Жеффруа писал:

Самое чудесное — это воздух всех этих полотен. Парижское небо весенних и зимних месяцев… <…> В этих картинах воздух, которым мы дышим, наши улицы, наши дожди, наши авеню… В этой атмосфере толчея прохожих среди экипажей передана с поразительным чувством ритмического движения толпы. Это наглядное изображение социальной борьбы подмечено и много раз передано Писсарро; одной из красот этой серии полотен является как раз изображение роковой суеты живых существ среди декораций сегодняшнего дня… .

Однако Поль Синьяк счёл эти работы сухими и скучными .

Прямо во время выставки, 2 июня 1898 года Дюран-Рюэль за 4000 франков продал картину московскому промышленнику П. И. Щукину , который увёз её в Москву ; после смерти его в 1912 году картина оказалась в собрании его брата С. И. Щукина . После Октябрьской революции его собрание было национализировано и эта картина среди прочих оказалась в Государственном музее нового западного искусства . В 1930 году картина была передана в Государственный Эрмитаж . С конца 2014 года выставляется в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых в здании Главного штаба (зал 406) .

Учёный секретарь Государственного Эрмитажа И. В. Юденич в своей книге о творчестве Писсарро, анализируя картину, писала:

Если каштаны переднего плана написаны короткими энергичными, местами бугристыми мазками, разбросанными в разных направлениях, то предметы второго плана — и мостовая, и деревца, и здания — прописаны гораздо более жидким красочным слоем, более спокойными, плавно перетекающими один в другой мазками. Здесь всё кажется более призрачным и невесомым, чем на первом плане. Такой различный по своему характеру (и по толщине красочного слоя, и по направлению, и по длине) мазок и помогает художнику воссоздать удивительную трепетность и подвижность природы .

Далее она же отмечает что художник использовал приёмы пуантиллистической живописи , которой увлекался в конце 1880-х — начале 1890-х годов: «окраска каждого предмета образована сочетанием самых разнообразных чистых цветов» .

Примечания

  1. , с. 226.
  2. , с. 227.
  3. , с. 381.
  4. , с. 107.
  5. , с. 756.
  6. Дата обращения: 13 июля 2020. 5 августа 2020 года.
  7. , с. 134.
  8. Выставка картин из музеев Соединённых Штатов Америки. Каталог. — Л.: Государственный Эрмитаж, 1976. — С. 6.
  9. , с. 229.
  10. , с. 265.
  11. , с. 94.
  12. Дата обращения: 13 июля 2020. 24 июня 2021 года.
  13. , с. 4.
  14. , с. 4, 7.

Литература

  • Барская А. Г. , Костеневич А. Г. Французская живопись. Вторая половина XIX — XX век. Каталог (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л. : Искусство, 1991. — 473 с.
  • Камиль Писсарро. Письма. Критика. Воспоминания современников / Сост., вступ. статья, примеч и хронология жизни и творчества К. Г. Богемской , пер. с франц. Е. Р. Классон. — М. : Искусство, 1974. — 352 с.
  • Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. II. — 204 с. — ISBN 978-5-93572-297-5 . — ISBN 978-5-93572-308-8 .
  • Семёнова Н. Ю. Щукин. Биография коллекции. — М. : Слово, 2019. — 528 с. — ISBN 978-5-387-01554-0 .
  • Юденич И. В . Пейзажи Писсарро в Эрмитаже. — Л. : Издательство Государственного Эрмитажа, 1963.
  • Pissarro J. , Duran-Ruel Snollaerts C. Pissarro. Catalogue critique des peintures. — Milano: Skira, Wildenstein Institute Publications, 2005. — Vol. 3. — 499—963 p. — ISBN 88-7624-525-1 .
Источник —

Same as Площадь французского театра в Париже