Interested Article - Натюрморт с кофейником

«Натюрморт с кофейником» ( фр. Nature morte, la cafetière ) — картина французского художника- импрессиониста Камиля Писсарро из собрания Государственного Эрмитажа .

На картине изображён стол, покрытый белой скатертью. На столе стоит чёрный поднос, на котором расположены зелёный кувшинчик для молока, большой коричневый кофейник, белая кружка с цветочным рисунком, стоящая на блюдце, столовый нож и чайная ложка, лимон, большая голубая тарелка с цветочным рисунком, полная кускового сахара. На фоне тёмно-синие обои с изображением птиц. Справа внизу подпись художника и дата: C. Pissarro 1900 .

Картина была написана в Париже в самом начале 1900 года. А. Г. Костеневич указывает, что жаккардовую обойную ткань , послужившую фоном для картины, прислал отцу Люсьен Писсарро ; сама эта ткань была создана по дизайну Уильяма Морриса , разработанному в 1878 году . Один из образцов подобной ткани есть в собрании Метрополитен-музея . 26 апреля 1900 года художник писал сыну: «Нет, мы друг друга перестали понимать. Что это ты мне говоришь по поводу современного движения, коммерциализма и т. д. и т. д. Всё это не имеет никакого отношения к нашему пониманию искусства, по крайней мере здесь. Ты знаешь, что, так же как Уильям Моррис оказывал влияние на промышленное искусство в Англии , так и здесь настоящие, ищущие художники имели и будут иметь известное влияние на художественную промышленность» . Параллельно с этим натюрмортом Писсарро работал над серией картин «Сады Тюильри» (одна из картин этой серии также имеется в собрании Эрмитажа ).

30 марта 1900 года картину выкупил Поль Дюран-Рюэль , в его галерее картина проходила под названием «Медный кофейник» . В 1901 году картина впервые была продемонстрирована публике на большой персональной выставке Писсарро в галерее Дюран-Рюэля . В 1910 году Дюран-Рюэль передал картину на комиссию берлинскому арт-дилеру Паулю Кассиреру . Начавшаяся Первая мировая война прервала все отношения Франции и Германии , и 14 ноября 1917 года Кассирер продал картину в галерею de в Мюнхене , не ставя об этом в известность Дюран-Рюэля. По окончании войны сделка была признана незаконной и картина возвращена Дюран-Рюэлю. В 1931 году она выставлялась в «Елисейской галерее» в Париже , где её приобрёл немецкий предприниматель и коллекционер Отто Кребс из Веймара . После смерти Кребса от рака весной 1941 года картина хранилась в хольцдорфском поместье Кребса под Веймаром , во время Второй мировой войны коллекция Кребса была спрятана в специально-оборудованном сейфе-тайнике, построенном под одной из хозяйственных построек поместья. В 1945 году Хольцдорф был занят советскими войсками, в поместье Кребса расположилось управление Советской военной администрации в Германии . Коллекция, включая «Натюрморт с кофейником», была обнаружена и описана на месте советскими трофейными командами, занимающимися сбором произведений искусства и вывозом их в СССР , после чего в 1949 году отправлена в Государственный Эрмитаж (в сопроводительных документах была указана как «Натюрморт — завтрак») , где долгое время хранилась в запасниках и не была известна широкой публике и даже большинству исследователей; мало того, на Западе считалось, что коллекция Кребса погибла во время Второй мировой войны .

Впервые после долгого перерыва картина была показана публике лишь в 1995 году на эрмитажной выставке трофейного искусства ; с 2001 года числится в постоянной экспозиции Эрмитажа и с конца 2014 года выставляется в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых в здании Главного Штаба (зал 411) .

Картина представляет крайне редкий жанр в творчестве Писсарро — натюрморт : всего у Писсарро известно около 20 натюрмортов. А. Г. Костеневич отмечает, что Писсарро в своих натюрмортах почти никогда не повторялся, в то время как в своих пейзажах он регулярно повторял композиции, создавая целые серии одного и того же сюжета . Существует лишь одна небольшая серия натюрмортов из 5 картин с изображением одной и той же вазы с цветами в одном интерьере, созданная в том же 1900 году . Такая же кружка с блюдцем, что присутствует на эрмитажной картине, находится на небольшом «Натюрморте с кружкой и чайником», написанном годом ранее (холст, масло; 21,4 × 28 см; de фонда Сидни и Дженни Браун, Баден , Швейцария ) .

А. Г. Костеневич высказал гипотезу, что этот натюрморт повлиял на эрмитажный « Натюрморт с голубой скатертью » Анри Матисса , который именно во время написания «Натюрморта с кофейником» навещал Писсарро в его мастерской: «…аналогичная композиция, использующая перекличку ткани и контуров предметов, строится вождём фовистов, как бы в пику импрессионизму, значительно динамичнее и проще» .

Примечания

  1. , с. 134.
  2. Дата обращения: 18 июля 2020. 18 июля 2020 года.
  3. , с. 233.
  4. Дата обращения: 19 июля 2022. 28 июня 2021 года.
  5. , с. 160.
  6. , p. 817.
  7. , с. 237, 243.
  8. , с. 160—163.
  9. . Дата обращения: 20 июня 2021. 24 июня 2021 года.
  10. , p. 804—806.
  11. , p. 776.
  12. , с. 162.

Литература

  • Государственный Эрмитаж. «Перемещённое искусство». 1945—1958: Архивные документы / Под. ред. М. Б. Пиотровского , сост. А. Н. Апонасенко. — СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. — Т. 1. — 408 с. — ISBN 978-5-93572-551-8 .
  • Костеневич А. Г. Неведомые шедевры. Французская живопись XIX—XX веков из частных собраний Германии. — Нью-Йорк, Санкт-Петербург: Харри Н. Абрамс, 1995. — 292 с. — ISBN 0-8109-3432-9 .
  • Камиль Писсарро. Письма. Критика. Воспоминания современников / Сост., вступ. статья, примеч и хронология жизни и творчества К. Г. Богемской , пер. с франц. Е. Р. Классон. — М. : Искусство, 1974. — 352 с.
  • Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. II. — 204 с. — ISBN 978-5-93572-297-5 . — ISBN 978-5-93572-308-8 .
  • Pissarro J. , Duran-Ruel Snollaerts C. Pissarro. Catalogue critique des peintures. — Milano: Skira, Wildenstein Institute Publications, 2005. — Vol. 3. — 499—963 p. — ISBN 88-7624-525-1 .
Источник —

Same as Натюрморт с кофейником