Ярмарка Фолсом-Стрит
- 1 year ago
- 0
- 0
«Ярмарка в Дьеппе. Солнечное утро» ( фр. La Foire autour de l'eglise Saint-Jacques, Dieppe, matin, soleil ) — картина французского художника-импрессиониста Камиля Писсарро из собрания Государственного Эрмитажа .
На картине изображен рынок в Дьеппе , слева за заднем плане виден портал собора Сен-Жак, перед ним цирковой шатёр и множество крытых рядов и торговых палаток, справа и в центре показаны дома, ограничивающие пространство рынка, на площади снует толпа.
Картина написана в конце лета — начале осени 1901 года. 19 июля Писсарро из писал своему сыну Люсьену : «Я еду завтра в Дьепп и остановлюсь в Отель дю Коммерс, на площади Дюкен. Моё окно будет выходить на левую сторону рынка; виден портал , башни и довольно живописные дома» . 26 июля он писал Люсьену уже из Дьеппа: «…Итак, я устроился здесь, в небольшой комнате гостиницы, напротив церкви Сен-Жак и рынка. Я уже начал несколько полотен с дождём. Я решил писать дождь, считая, что после тропической жары, которая нам была ниспослана, наступит дождливая погода — к великому огорчению местных лавочников…» .
Всего в серии Писсарро написал 9 картин, все картины существенно отличаются друг от друга ракурсом и углом обзора . Сам художник 28 августа писал сыну: «Я сделал четыре холста в тридцать, один в двадцать пять и продолжаю работу над одним холстом в тридцать, двумя в двадцать пять, одним в пятнадцать и ещё одной гуашью» (под числами «тридцать» и т. п. имеются ввиду традиционные французские размеры холстов) . Дальнейшая судьба упомянутой гуаши не установлена.
На первых двух полотнах действительно изображена пустынная площадь в солнечную погоду с редкими прохожими, главенствующее положение на этих работах занимает собор Сен-Жак. Первая картина, «Церковь Сен-Жак в Дьеппе, солнечное утро» находится в собрании музея Орсе (холст, масло; 54,5 × 65,5 см, инвентарный № M.N.R. 222) , вторая одноимённая работа принадлежит частному коллекционеру (холст, масло; 73,5 × 92,5 см; 8 мая 2002 года выставлялась на торги в аукционном доме Сотбис). Третья картина уже изображает площадь в разгар торгового дня, однако небо затянуто облаками с редкими просветами; она также находится в частной коллекции (холст, масло; 91 × 73 см; 2 ноября 1993 года выставлялась на торги в аукционном доме «Кристис») .
Эрмитажный холст значится четвёртым в серии и он довольно близок к предыдущей работе, по крайней мере использован тот же ракурс и также показана площадь в разгар торгового дня. Основные отличия: картина имеет горизонтальный формат, в отличие от вертикального формата предыдущей работы, и, соответственно, угол обзора на ней гораздо шире, точка зрения несколько приближена, показана ясная солнечная погода и перед собором развёрнут большой цирковой шатёр. Если картину соотнести с традиционным французским обозначением размеров, то она соответствует размеру «в двадцать пять», и тогда получается что она упоминается в письме Писсарро от 28 августа как одна из двух незаконченных картин.
Следующая картина также изображает ясный солнечный день, но точка зрения смещена значительно правее, так что от церкви и циркового шатра виден лишь самый краешек. Эта картина находится в собрании Художественного музея Филадельфии (холст, масло; 73,5 × 92,1 см; инвентарный № 1950-92-12) . На последующих четырёх картинах главенствующее место занимает собор, причем дождливая погода показана двух из них, на двух других также солнце и ясное небо. На трёх картинах показаны пустынные улицы с минимумом прохожих и лишь последняя девятая работа в серии вновь демонстрирует ярмарочный день с множеством людей и шатром бродячего цирка на первом плане. Все эти картины находятся в частных коллекциях .
Считается что вся дьеппская серия была написана Писсарро под влиянием « Руанских соборов » Клода Моне , показанных публике весной 1895 года. Писсарро считал что это «потрясающее зрелище» и был «восхищён этим необыкновенным мастерством» . Однако если «вариации Моне исключают присутствие человека, то вариации Писсарро переполнены фигурами» .
Эрмитажная картина в ноябре того же 1901 года была выкуплена галереей «Бернхайм-Жён» и вскоре продана Леону Моро из Парижа . 29 мая 1925 года Моро продал картину в галерею наследников Поля Дюран-Рюэля , а 12 января 1928 года она была куплена галереей из Берлина , который, в свою очередь, вскоре продал картину немецкому предпринимателю и коллекционеру Отто Кребсу из Веймара . После смерти Кребса весной 1941 года от рака картина хранилась в хольцдорфском поместье Кребса под Веймаром , во время Второй мировой войны коллекция Кребса была спрятана в специально-оборудованном сейфе-тайнике, построенном под одной из хозяйственных построек поместья. В 1945 году Хольцдорф был занят советскими войсками, в поместье Кребса расположилось управление Советской военной администрации в Германии . Коллекция, включая «Ярмарку в Дьеппе», была обнаружена и описана на месте советскими трофейными командами, занимающимися сбором произведений искусства и вывозом их в СССР , после чего в 1949 году отправлена в Государственный Эрмитаж (в сопроводительных документах была указана как «Ярмарка на соборной площади») , где долгое время хранилась в запасниках и не была известна широкой публике и даже большинству исследователей; мало того, на Западе считалось, что коллекция Кребса погибла во время Второй мировой войны .
Впервые после долгого перерыва картина была показана публике лишь в 1995 году на эрмитажной выставке трофейного искусства ; с 2001 года числится в постоянной экспозиции Эрмитажа и с конца 2014 года выставляется в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых в здании Главного Штаба (зал 411) .
Автор-составитель первого каталога-резоне живописи Писсарро, опубликованного в 1939 году, Л. Вентури писал о картине: «…„Ярмарка в Дьеппе, солнечное утро“ — это шедевр живописной энергии: ансамбль, создаваемый церковью, домами, бараками, толпой, полон движения, где всё способствует грандиозному и целостному эффекту» .
Главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа А. Г. Костеневич в своём очерке истории искусства Франции , сравнивая картину с другой эрмитажной работой Писсарро, писал:
«Ярмарка в Дьеппе» не менее многолюдна, чем «Бульвар Монмартр…», но движение толпы соответствует не величественной магистрали <…>, а старинному городу, где легко угадывается средневековая планировка. Готическая церковь Сен-Жак правит этот шумный бал, как бы направляет это ярмарочное оживление, традиция которого восходит к незапамятной старине. И художник стремился не упустить ничего от её причудливой для современного глаза архитектуры: стрельчатых окон, контрфорсов , аркбутанов , пинаклей , любуясь кощунственно причудливым сравнением с прибывшим на ярмарку цирком. Он находит такой угол зрения, который позволяет ему не только передать впечатление воскресного провинциального возбуждения, но и позаботиться о целостной ритмической структуре за счёт безошибочно угаданной переклички геометрических деталей» .