Interested Article - Набережная Малаке в солнечную погоду

«Набережная Малаке в солнечную погоду» ( фр. Quai Malaquais après midi, soleil ) — картина французского художника- импрессиониста Камиля Писсарро из собрания Государственного Эрмитажа .

На картине изображён вид Парижа ясным летним днём из «Отеля на набережной Вольтера» на fr в сторону моста Искусств . Слева диагональ перспективы обозначает линия деревьев с ярко-зелёной листвой вдоль самой набережной, под ними лавки-ящики букинистов и толпа посетителей; сквозь листву местами проглядывает мост Каррузель . Правее на дороге множество экипажей, снующих во все стороны. По самому краю справа стены домов, на дальнем плане виден купол здания Института Франции . Справа внизу подпись художника и дата: C. Pissarro. 1903 . С тыльной стороны на среднике подрамника авторская надпись: Quai Malaquais après midi (Soleil) .

В ноябре 1902 года Писсарро уехал из Дьеппа , где он работал над видами города, в Париж, мотивируя это тем, что ему непременно нужно сменить обстановку и привнести больше разнообразия в свои сюжеты. Сначала художник остановился в снятой квартире на площади Дофина , где выполнил 13 полотен с видами Лувра и моста Искусств, а также статуи Генриха IV на Пон-Нёф (так называемая «Третья парижская серия Писсарро»). Затем он переехал в номер в гостинице на fr и стал работать над видами мостов Каррузель, Искусств и Руаяль , а также набережной Малаке; весь этот комплекс картин (всего их 14) составляет «Четвёртую парижскую серию» . 30 марта 1903 года Камиль Писсарро писал своему сыну Люсьену : «Я сейчас пишу серию работ в гостинице на набережной Вольтера: Пон-Рояль и Пон де Карузель и перспективу набережной Малаке с институтом и далями слева берега Сены — великолепные по свету мотивы» . Эта работа заняла около двух месяцев, 8 мая Писсарро писал: «погода настолько переменчива, что я вынужден продолжать трудиться» .

Всего в четвёртой серии Писсарро создал семь довольно близких видов набережной Малаке, показывающих постепенное наступление весны. На самом первом виде деревья стоят ещё голые и сквозь их ветки прекрасно просматривается мост Каррузель и здание Лувра на противоположном берегу Сены; эта картина находится в собрании en в Токио (холст, масло; 54 × 65 см; инвентарный № 1449) . Последующие пять работ находятся в частных коллекциях и эрмитажное полотно является замыкающим во всей серии. Предыдущий по отношению к эрмитажному холст можно счесть эскизом к финальной работе, он имеет значительно меньшие размеры (15 × 24 см) и явную эскизную проработку, а листва на деревьях обозначена уже довольно плотной; в 1913 году этот эскиз принадлежал Луи Бернару из Парижа и его дальнейшая судьба неизвестна . Кроме того, картина из Эрмитажа имеет самые большие размеры по сравнению со всеми остальными (65 × 81 см, против трёх холстов размером 54 × 65 см, три других ещё меньше) .

Летом 1903 года Писсарро уезжает к себе домой в Эраньи, затем вновь оказывается в Дьеппе, откуда перебирается в Гавр, но в конце октября он возвращается в Париж и вновь останавливается в гостинице на набережной Вольтера. А. Г. Костеневич считает что Писсарро завершил картину не весной 1903 года, а по возвращении в Париж осенью — по его мнению «довольно пастозная фактура картины такова, что производит впечатление созданной не в один приём. Другие холсты этой серии написаны несомненно весной. <…> В отличие от них густая, но уже желтеющая листва данного пейзажа может служить доказательством того, что действие его разворачивается осенью» .

13 ноября 1903 года Писсарро скончался и таким образом «Набережная Малаке в солнечную погоду» является одной из последних работ художника.

Картина оставалась в мастерской Писсарро до самой его смерти, после чего перешла в собственность его сына fr , от которого перешла в собрание немецкого предпринимателя и коллекционера Отто Кребса из Веймара . После смерти Кребса весной 1941 года от рака картина хранилась в хольцдорфском поместье Кребса под Веймаром , во время Второй мировой войны коллекция Кребса была спрятана в специально-оборудованном сейфе-тайнике, построенном под одной из хозяйственных построек поместья. В 1945 году Хольцдорф был занят советскими войсками, в поместье Кребса расположилось управление Советской военной администрации в Германии . Коллекция, включая «Набережную Малаке», была обнаружена и описана на месте советскими трофейными командами, занимающимися сбором произведений искусства и вывозом их в СССР , после чего отправлена в Государственный Эрмитаж , где долгое время хранилась в запасниках и не была известна широкой публике и даже большинству исследователей; мало того, на Западе считалось, что коллекция Кребса погибла во время Второй мировой войны .

Впервые картина была показана публике лишь в 1995 году на эрмитажной выставке трофейного искусства ; с 2001 года числится в постоянной экспозиции Эрмитажа и с конца 2014 года выставляется в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых в здании Главного Штаба (зал 411) .

Главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа А. Г. Костеневич в своём очерке истории искусства Франции, характеризуя картину, писал:

«„Набережная Малаке в солнечную погоду“ <…> воспринимается как завещание патриарха импрессионизма. <…> В этой картине из последнего парижского цикла интерес художника переключён с правого берега Сены на левый. Глядя из окна отеля на убегающую вдаль мостовую, Писсарро, как и прежде, очарован изменчивостью всего, что попадает в поле зрения, но мотив физических перемещений, движения экипажей в частности, здесь менее важен, хотя художник любыми средствами, прежде всего диагоналями и дугами своей композиции, направленной вибрацией мазков, способствует созданию мимолётного впечатления динамичной парижской улицы в середине дня. Главное — уравновешенность…» .

Примечания

  1. , с. 894.
  2. , с. 235.
  3. , с. 901.
  4. , с. 906.
  5. , с. 172.
  6. , с. 135.
  7. , с. 243.
  8. , с. 172—175.
  9. Дата обращения: 15 июля 2020. 26 июня 2021 года.
  10. , с. 182.

Литература

  • Государственный Эрмитаж. «Перемещённое искусство». 1945—1958: Архивные документы / Под. ред. М. Б. Пиотровского , сост. А. Н. Апонасенко. — СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. — Т. 1. — 408 с. — ISBN 978-5-93572-551-8 .
  • Костеневич А. Г. Неведомые шедевры. Французская живопись XIX—XX веков из частных собраний Германии. — Нью-Йорк, Санкт-Петербург: Харри Н. Абрамс, 1995. — 292 с. — ISBN 0-8109-3432-9 .
  • Камиль Писсарро. Письма. Критика. Воспоминания современников / Сост., вступ. статья, примеч и хронология жизни и творчества К. Г. Богемской , пер. с франц. Е. Р. Классон. — М. : Искусство, 1974. — 352 с.
  • Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. I. — 532 с. — ISBN 978-5-93572-295-1 . — ISBN 978-5-93572-308-8 .
  • Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. II. — 204 с. — ISBN 978-5-93572-297-5 . — ISBN 978-5-93572-308-8 .
  • Pissarro J. , Duran-Ruel Snollaerts C. Pissarro. Catalogue critique des peintures. — Milano: Skira, Wildenstein Institute Publications, 2005. — Vol. 3. — 499—963 p. — ISBN 88-7624-525-1 .
Источник —

Same as Набережная Малаке в солнечную погоду