Дагрон, Жильбер
- 1 year ago
- 0
- 0
Дагр или Даг ( др.-сканд. Dagr , «день» ) — божественное олицетворение дня в скандинавской мифологии . Он появляется в « Старшей Эдде », составленной в 13-м веке из более ранних традиционных источников, и « Младшей Эдде », написанной в 13-м веке Снорри Стурлусоном . В обоих источниках говорится, что Дагр является сыном бога Деллингра и связан со светлогривым конем Скинфакси , который «несёт за собой день для человечества». В зависимости от вариации рукописи, Младшая Эдда добавляет, что Дагр является либо сыном Деллингра от Нотты , олицетворённой ночи, либо Ёрд , олицетворённой земли. Иным образом, Дагр появляется в древнескандинавских произведениях, как имя нарицательное , означающее просто «день». Были предложены связи между Дагром и другими одноименными фигурами в германской мифологии .
Дагр упоминается в строфах 12 и 25 поэмы Вафтруднисмал . В строфе 24, бог Один (замаскированный под имеем «Гагнрад») спрашивает ётуна Вафтруднира , откуда приходит день, а также ночь с её приливами. В 25-й строфе Вафтруднир отвечает:
«Деллингом звать
День породившего,
Нёр — Ночи отец;
измыслили боги
луны измененья,
чтоб меру дать времени.»Оригинальный текст (др.-исл.)«Dellingr heitir,
hann er Dags faðir,
en Nótt var Nörvi borin;
ný ok nið
skópu nýt regin
öldum at ártali.»
В строфе 12 Вафтруднир говорит о коне Скинфакси со сверкающей гривой:
«Скинфакси конь
сияющий день
поутру нам приносит;
слывет у героев
он лучшим конем
с гривой сверкающей.»Оригинальный текст (др.-исл.)«Skinfaxi heitir,
er inn skíra dregr
dag of dróttmögu;
hesta beztr
þykkir hann með Hreiðgotum;
ey lýsir mön af mari.»
В Сигрдрифумале , после того, как валькирия Сигрдрифа просыпается от её проклятия сна, благодаря герою Сигурду , Сигурд спрашивает её имя, и она дает ему «напиток памяти» из рога , полного меда , а затем Сигрдрифа произносит языческую молитву . В первом стихе этой молитвы есть ссылка на «сыновей Дагра» и «родственницу» ( , «сестру» или «дочь») Нотты .
В поэме Храфнагальдр Одина описан внешний вид Дагра, его коня и колесницы:
Оседлан олень,
Деллинга сын,
красно украшен
ценными камнями;
скачка над миром мужей
пышущей гривы,
Двалина друга несёт
конь с колесницей.Оригинальный текст (др.-исл.)Dýrum settan
Dellings maugr
ió fram keyrdi
iarknasteinom;
mars of manheim
maun af glóar,
dró leik Dvalins
drösull í reid.
В книге « Младшая Эдда», в части Видение Гюльви , Дагр снова олицетворяется. В 10-й главе на троне восседает Высокий. Он рассказывает, что Дагр («День») является сыном пары Деллинга, из рода асов , и его жены Нотт («Ночь»). Так о Дагре говорит Высокий: «был он в своего отца светел и прекрасен собою». Один взял Дагра и его мать Нотт, дал им двух коней и две колесницы – Дагр получил коня Ясная Грива , чья грива освещает всё небо и землю – и поместил их на небе, чтобы они объезжали Землю каждые сутки .
В 32-й главе « Младшей Эдды», в части Язык поэзии , Ёрд упоминается, как «сестра Ауда и Дня» . Как имя нарицательное, Дагр появляется в 72-й главе, где «на конях Сияющая грива и Веселый выезжает день», и в главе 78, где Дагр («день») указывается как одно из различных слов, обозначающих время .
Однако, учёный Хаукур Торгейссон отмечает, что четыре рукописи Видения Гюльви различаются по описанию семейных отношений между Нотт, Ёрд, Даргом и Деллингром. Другими словами, в зависимости от рукописи, либо Ёрд, либо Нотт является матерью Дагра и женой Деллингра. Хаукур подробно описывает, что «старейшая рукопись, U, предлагает версию где Ёрд жена Деллингра и мать Дагра, в то время как в других рукописях,R, W и T, пишется, что Нотт Деллингрова жена и Дагрова мать», и утверждает, что «версия в рукописи U возникла случайно, когда писатель или его предшественник сократил текст, такой же, как в рукописях R,W и T. Итоги этого несчастного случая вошли в исландскую поэтическую традицию» .
Отто Хёфлер предположил, что Дагр может быть связан (или может быть им) с героем Свипдагром (чьё имя означает «внезапно наступающий день»), который засвидетельствован в различных текстах. Среди других источников эта фигура встречается в двух стихотворениях, составленных вместе и известных, как Свипдагсмал в «Старшей Эдде» и Пролог в «Младшей Эдде» . Известен под именем Swæfdæg в мифических генеалогиях английских домов англосаксонского периода . Хёфлер также предположил, что Свипдагр, возможно, был «Дагром у Свевов ». Он также выдвинул версию, что Свипдагр, возможно, был богом плодородия из-за имен членов его семьи, Sólbjartr («солнце-свет», что указывает на потенциального бога неба) и Gróa («рост», что указывает на возможную богиню роста), а также из-за его ухаживаний за (часто отождествляемой с богиней Фрейей ).