Танцовщицы США
- 1 year ago
- 0
- 0
«Украинские танцовщицы» (также «Танцовщицы в украинском платье» , или «Русские танцовщицы» ) — тематическая серия пастелей Эдгара Дега , изображающая украинских женщин, исполняющих народные танцы. Эти картины были созданы в 1890-х и начале 1900-х годов и, вероятно, созданы под впечатлением выступлений украинских танцоров в Париже во второй половине 1890-х годов: в Париж прибыли несколько танцевальных трупп из Восточной Европы, и выступали в « Мулен Руж », « Фоли-Бержер », « Казино де Пари » и в пивном ресторане, располагавшемся рядом с домом, в котором проживал Эдгар Дега.
Танцующие женщины приехали из Российской империи , поэтому на протяжении всего ХХ века эти картины атрибутировались как «русские танцовщицы» в английских и французских источниках, несмотря на обширные этнографические и искусствоведческие свидетельства украинского происхождения женщин.
Танцовщицы настолько его вдохновили, что он написал несколько пастелей с их изображением. На сегодняшний день девять работ, хранящихся в разных музеях и частных коллекциях .
Исследователи творчества Дега не позже 1949 года объединили работы в серию «Русские танцовщицы» ( фр. Danseuses Russes ), исходя из сходной тематической близости работ , изображающих танцовщиц в украинских (во французских источниках XIX века — «малороссийских», фр. petite-russien ) костюмах .
Название серии является предметом постоянных дискуссий на протяжении многих лет и освещается в научной литературе .
Специалисты утверждают, что на картине изображены украинки, так как одеты они в традиционную украинскую одежду ; кроме того, в волосы вплетены ленты жёлтого и голубого цвета (цвета украинского флага ), повторяющиеся в венках на головах .
В связи со вторжением России на Украину в 2022 году картинам стало уделяться повышенное внимание . В апреле 2022 года Лондонская национальная галерея изменила название картины Дега на «Украинские танцовщицы», «чтобы название лучше отражало её сюжет». Работы в Метрополитен-музее и в Национальном музее Швеции получили название «Танцовщицы в украинском платье», представители шведского музея объясняют выбор названия тем, что невозможно достоверно установить, из какой части Российской империи происходили танцовщицы, но одеты они были в украинский народный костюм. Музей изящных искусств Хьюстона сохранил название «Русские танцовщицы»: по мнению директора музея, Дега, рисуя выглядящие украинскими костюмы, не стремился к аккуратности в этнографическом и культурном отношении .
Существуют по крайней мере 18 пастелей и набросков украинских танцовщиц Дега, в основном созданных во второй половине 1890-х.
Согласно классификации Лизы Биксентин ( англ. Lisa Bixenstine ), 6 из них — законченные пастели, 4 — незаконченные, и 8 набросков.
Картина | Год | Техника | Размер холста (см) | Каталог , | Коллекция | Ссылки |
---|---|---|---|---|---|---|
1894 | пастель | 54 × 34 | MS 390 | Частная коллекция | ||
1895 | пастель и уголь | 48 × 67 | MS 392 | Частная коллекция | ||
1895 | бумага, пастель, уголь | 98,3 × 75,5 | MS 1204, MS 1723 | Частная коллекция | ||
1895-1899 | калька, пастель, уголь | 62 × 67 |
MS 383
NMB 380 |
Национальный музей Швеции ( Стокгольм , Швеция ) | ||
1898 | пастель, уголь | 73 × 59 | MS 389 | Частная коллекция | ||
1898 | пастель, уголь и чёрный мел на бумаге, наклеена на картон | 67 × 57 |
MS 394
2000.115 |
Музей изящных искусств (Хьюстон) | ||
1899 | калька, пастель, уголь | 62,2 × 62,9 |
MS 384
98.278 |
Музей изящных искусств (Хьюстон) | ||
1899 | бумага, пастель | 62,9 × 64,7 |
MS 385
1975.1.166 |
Метрополитен-музей ( Нью-Йорк ) | ||
1899 | калька, пастель, уголь | 61,9 × 45,7 |
MS 387
29.100.556 |
Метрополитен-музей | ||
1899 | пастель | 58,4 × 76,2 | MS 391 | Частная коллекция | ||
1899 | пастель и уголь на 5 листах, наклееых на картон | 73 × 59,1 |
MS 393, MS 1845
NG6581 |
Лондонская национальная галерея | ||
1899 | калька, пастель, уголь | 59,3 × 38 | MS 1533 | Частная коллекция | ||
с. 1899 | бумага, пастель, уголь | 63 × 60,8 | Частная коллекция | |||
1900-1905 | бумага, пастель, уголь | 54 × 71,1 | Частная коллекция |