Interested Article - Какаху
- 2021-11-10
- 2
Какаху ( маори kākahu ) — маорийские плащи , создаваемые . Считаются вершиной . Выделяется несколько разновидностей, в том числе «каху хурухуру», покрытые перьями, «каху киви» из перьев одноимённой птицы , «каху кури» из собачьей кожи и «короваи», украшенные кистями или помпонами.
Материалы и технологии
Какаху, как и другие произведения текстильного искусства маори, плели руками; ткацкий станок нигде в Полинезии не использовался . Технология маорийского ткачества или плетения эволюционировала из плетения сетей для ловли рыбы . Какаху могут быть разной длины, некоторые из них достают до земли. Во время плетения мастерицы пели ориори , призванные ускорить процесс и помочь им избежать ошибок .
Создание одного какаху занимает много месяцев, этим в основном занимаются женщины . Используется две технологии: простые практичные изделия для защиты от дождя плели «в одну пару нитей» ( маори whatu aho pātahi ) , а дорогие, в том числе почти все какаху, — «в две» ( маори whatu aho rua ) . В первом случае нити основы оплетались с лица и изнанки одной парой нитей- уток , а во втором — двумя парами, которые охватывают нить основы цепочкой, «вкладываясь» одна в другую .
Изготовление плащей из харакеке и перьев — особенность культуры маори, полинезийские плащи других островов производятся из тапы , коры гибискуса липовидного , листьев пандана и кокосового койра . После колонизации маори стали использовать для какаху новые материалы: шерсть и хлопок стали замещать новозеландский лён .
Части какаху имеют собственные названия :
- верхняя кромка — уа,
- края — тапа,
- нижняя кромка — рему.
Название и разновидности
Маорийское слово «какаху» — когнат полинезийских слов для плащей: гавайского и таитянского «аху» ( ‘ahu ), кукского какаху ( kakah’u ), маркизского каху .
Наиболее высоко ценились плащи, покрытые собачьей кожей , «каху кури» ( маори kahu kurī ) , порезанной на тонкие полоски; при этом с неё не удаляли шерсть . Каху кури считались подходящей одеждой для ведущего своих людей в бой рангатиру . В 1826 году незнатная женщина по имени Мурихака из иви надела на себя плащ из собачьей кожи, принадлежавший верховному вождю Те-Маихарануи. За это она была умерщвлена, а в иви началась междоусобица . Собака кури вымерла, из-за чего в XXI веке такие плащи крайне редки .
Плащи, покрытые птичьими перьями, называют «каху хурухуру»; плащи из перьев птицы киви — каху киви . Этот вид плащей редко встречался до XVIII столетия, однако в 1750-х они уже стали обычным видом . При их изготовлении каждое перо вплетается в ткань отдельно . Каху хурухуру различают по типу перьев: для «каху кура» требовались красные перья из-под крыльев местных попугаев-кака . Перья киви ценились за то, что их не портили клещи , а также по аналогии с само́й птицей: в доколониальные времена скрытные ночные по образу жизни киви считались таинственными птицами, а в XXI веке они стали национальным символом Новой Зеландии .
Рему (нижний край) какаху-«каитака» ( маори kaitaka ) имеет собственный рисунок, который может содержать в том числе генеалогическую информацию; орнаменты с плащей повторяли на корзинах . В районе Фангануи вместо слова «каитака» используется «параваи» . Поверхность такого какаху похожа на шёлк, а если край плаща двойной, то его именуют «каитака хуаки» ( маори kaitaka huaki ) . У какаху, изготовленных в конце XIX века и позже, встречается плетёный орнамент на уа (верхнем краю) .
Короваи — какаху, у которых в ткань вплетены кисти из сердцевины харакеке . Короваи с простыми кистями называются «хукахука» ( маори korowai hukahuka ) , а если они заплетены по три, то «каруре» ( маори korowai kārure ) .
Плащи из кожи морского котика называются «каху кекено», а изготовленные из листьев — маори kahu tōī . Редко, но всё же встречаются какаху из , ситника , и мхов .
-
Женщина в каху хурухуру
-
Рангатира Тероро Тамату в какаху каитака с плетёным орнаментом на уа
-
Нгапере Пуна в короваи хукахука
-
Девушка в короваи каруре, 1891
Использование
Маори завязывали какаху на правом плече; под плащом как мужчины, так и женщины носили только толстую юбку-рапаки ( маори rāpaki ) и не прикрывали грудь . Плащи носили для утепления . Умение плести какаху было одним из важных для молодой женщины, так как от женщины ожидалось создание одежды для семьи . Традиционный метод обучения — имитация и рассматривание образцов, в современной Новой Зеландии ткацкому искусству учатся постепенно, начиная с более простых предметов — корзин — и заканчивая какаху .
Аналогично тонганским одеждам, какаху воплощают в себе ману важного человека, и, так же, как и их владельцы, считаются тапу (неприкосновенными) и могут иметь собственные имена . Собственная мана плаща складывалась из маны автора, материалов и качества исполнения, возраста, но главное — кто и где их носил . Вожди-арики носили плащи каху кури, каитака, каху хурухуру и короваи .
Во время какаху накрывали тело покойного . Их использовали для обмена, например, на боевое каноэ , либо для оплаты услуг татуировщиков . В 1820-х годах, во время осады па Тапуиникау в Таранаки , женщина- рангатира Ранги Топеора побежала к своему жениху наперегонки с соперницей и набросила на него свой какаху, чтобы засвидетельствовать, что он принадлежит ей . В легендах о Тикаве ( маори Tīkawe ) и Те Аохурухуру говорится, что они завернулись в какаху-каитака перед самоубийством .
Европейцы, прибывавшие на земли маори, обычно принимали какаху за коврики ( англ. mats ) и очень высоко их ценили . Первым человеком, назвавшим какаху «ковриком», был Джеймс Кук , и европейцы отказались от этого термина лишь спустя 150 лет . Крупнейшая в мире коллекция плащей находится в музее в Веллингтоне . Перед открытием музея его администрация озаботилась тем, что в коллекции отсутствовали современные плащи, и, по совету ткачихи , стала использовать новоприобретённые изделия в церемониях .
В Новой Зеландии XXI века какаху на постоянной основе уже не носят, однако они продолжают использоваться как символ могущества и уважения на официальных собраниях, пофири , днях рождения, свадьбах, выпускных, иногда ими покрывают гроб на похоронах, а также ими могут обмениваться .
-
Вождь Те Рангихаэата в каху кури, наброшенной на какаху-каитака
-
Георг V и Мария Текская в какаху во время визита в Новую Зеландию
-
Портрет Ранги Топеора, художник Готфрид Линдауэр
-
Генерал-губернатор Пэтси Редди в какаху подписывает акт о помиловании
Передники
Женские передники, «маро копуа» ( маори maro kōpua ) , не считаются разновидностью какаху, но очень на них похожи технологией изготовления .
Примечания
- ↑ , p. 23.
- , p. 12.
- ↑ , p. 11.
- , p. 21—23.
- ↑ , p. 253.
- ↑ , p. 129.
- ↑ .
- ↑ , p. 13.
- ↑ , p. 58.
- ↑ , p. 24.
- ↑ , p. 25.
- ↑ , p. 254.
- ↑ , p. 59.
- , p. 26.
- , p. 45.
- , p. 21.
- , p. 13, 106.
- , p. 20.
- , p. 106.
- , p. 12.
- , p. 13.
- , p. 11, 20.
Литература
- Michael J. Stevens. Pōua's Cloak // The lives of colonial objects / Annabel Cooper, Lachy Paterson, Angela Wanhalla (eds.). — Dunedin, New Zealand: Otago University Press, 2015. — ISBN 978-1-927322-02-4 .
- Adrienne L. Kaeppler. The Pacific arts of Polynesia and Micronesia. — Oxford; New York: Oxford University Press, 2008. — (Oxford history of art). — ISBN 978-0-19-284238-1 .
- Kahutoi Te Kanawa. // Te Ara: The Encyclopedia of New Zealand (англ.) . — Ministry for Culture and Heritage . — P. 5. Проверено 24 марта 2021.
- W. J. Phillipps, John Huria. Maori life and custom. — North Shore, N.Z: Raupo, 2008. — ISBN 978-0-14-300972-6 .
- Whatu kākahu: Māori cloaks. — Revised edition. — Wellington, New Zealand: Te Papa Press, 2019. — ISBN 978-0-9951136-3-3 .
- 2021-11-10
- 2