Ашин, Геннадий Константинович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ашин Вирату ( бирм. ဝီရသူ ; род. 10 июля 1968 , , Мандалай ) — мьянманский буддийский монах , известный своими националистическими взглядами. Сторонник .
Родился в 1968 году в деревне Мьинсаин ( Myinsaing ), округ ( бирм. ), регион Мандалай . В 14 лет бросил школу и стал монахом. В 2001 году примкнул к ( бирм. ) .
В сентябре 2003 года в интервью корреспонденту « Asia Times » Вирату следующим образом оправдывал своё враждебное отношение к мусульманам Мандалая: «У нас и раньше были проблемы с мусульманами-пакистанцами, но они особенно обострились в последние годы. Они хотят, чтобы Мьянма была мусульманской, но Мьянма — буддистская. Они хотят, чтоб и остальная Азия была мусульманской и жила по мусульманским законам, но мы — буддисты» . По его мнению, «мусульмане ответственны за почти все преступления в Мьянме: торговля опиумом , воровство, изнасилования. Они хотят изуродовать и уничтожить изображения Будды, как они это сделали в Афганистане . Сейчас они глумятся над нами с помощью этих лонджи » . Когда Вирату говорил это, стоявшие рядом три юных монаха продемонстрировали три фотографии, на которых были изображены мужские лонджи c узорами, в которых буддийские символы помещались рядом с символами, предположительно обозначающими женские гениталии. По словам монахов, их привезли из исламской Малайзии, а в Мьянме их продавали и носили мусульмане . В том же году он был приговорён к 25 годам тюремного заключения за возбуждение ненависти к мусульманам , но в 2010 либо в 2012 году попал под амнистию. С 2011 года ведёт активную деятельность на Ютубе и других видах социальных медиа .
В сентябре 2012 года возглавил митинг в поддержку предложенного президентом Тейн Сейном плана выслать из страны проживающих в Мьянме мусульман- рохинджа . Месяц спустя в штате Ракхайн произошла очередная вспышка насилия . Вирату заявил, что причиной этого был инцидент, произошедший в городе Мейтхила , когда конфликт в ювелирном магазине перерос в серию ограблений и поджогов. Погибло более 14 человек, ряд монастырей, магазинов и домов были сожжены . Сообщается, что 5 марта 2013 года в Мейтхиле ещё как минимум два человека — бирманский буддийский монах Топито ( бирм. သော်ပိတ ) и один мусульманин — подверглись нападению толпы и пыткам . После посещения мест погромов Вирату осудил насильственные методы борьбы с мусульманами и отказался признать, что за ними стоит «Движение 969». Более того, он принял участие в различных встречах с мусульманскими лидерами Мьянмы, на которых разрабатывались меры по предотвращению насилия .
В июле 2013 года в журнале Time вышла статья журналистки Ханны Бич ( Hannah Beech ) о Вирату, озаглавленная «Лицо буддистского террора» ( англ. The Face of Buddhist Terror ) либо «Экстремистские буддийские монахи преследуют религиозные меньшинства» . По данным этой журналистки, в то время Ашин Вирату был духовным лидером «Движения 969» и настоятелем монастыря «Новый Маесоейн» ( New Maesoeyin Monastery ), где проживало более 2500 насельников, в том числе около 60 монахов . Статья в Time вызвала волну возмущений и требований извинений в Мьянме и в социальных сетях. Президент Мьянмы Тейн Сейн высказался в поддержку Ашина Вирату и осудил публикацию в Time статьи, «cпособствующей неверному пониманию буддизма, который существует уже тысячи лет и является религией большинства наших граждан» . По сообщению государственного телевидения, распространение того номера журнала Time на территории Мьянмы было запрещено с целью предотвращения беспорядков на религиозной почве .
Вирату также предположительно заявлял, что хочет защитить общество по примеру Лиги английской обороны , и что «Вы можете быть преисполнены доброты и любви, но вы не можете спать рядом с бешеным псом … Если мы будем слабыми, наша земля станет мусульманской» .
Вирату открыто обвинял мусульман в провокации насилия и заявлял, что мусульмане Мьянмы получают финансовую поддержку с Ближнего Востока: «Местные мусульмане грубы и дики потому, что экстремисты дёргают за нитки, давая им финансовую, военную и техническую силу» .
В качестве примера насилия со стороны мусульман и их доминирования над соседними народами Вирату приводил , и говорил, что мусульманские оппоненты стали называть его «бирманским Бен Ладеном» после того, как Time в той статье некорректно давал понять, будто бы он сам описывает себя так. Вирату же говорил, что он «ненавидит насилие» и «противится терроризму» , призывает не к физическому уничтожению мусульман-рохинджа, а к их депортации из Мьянмы .
В 2013 году Вирату предложил другим монахам обсудить идею принятия закона о запрете или ограничении браков между мусульманами-мужчинами и буддистками-женщинами, поскольку в исламе мужчинам предписывается жениться только на мусульманках, христианках и иудейках (что Вирату интерпретировал как отсутствие свободы вероисповедания). Эта идея быстро стала популярной в Мьянме; петиция в парламент о проведении референдума по вопросу межконфессиональных браков быстро набрала 2,5 миллиона подписей . Предлагалось, чтоб такой брак мог заключаться только с одобрения родителей жениха и невесты, разрешения властей и при условии перехода мужчины в буддизм . В 2015 году парламент по предложению президента принял четыре закона: о контроле над рождаемостью, о процедуре перехода в другую религию, о межконфессиональных браках и о моногамии. Власти получили право определять территории, на которых женщине разрешается рожать не чаще одного раза в три года .
21 июля 2013 года произошло предполагаемое покушение на Вирату путём подрыва бомбы, но он остался невредимым; другие пять человек, включая одного монаха-новичка, получили лёгкие ранения. Вирату расценил этот подрыв как попытку исламских экстремистов заставить его замолчать .
Он также предлагал ввести ограничения на браки между буддистами и мусульманами и призывал к бойкоту товаров и услуг, предлагаемых мусульманами .
В сентябре 2013 года «Движение 969» было запрещено ( бирм. ) за составление законопроектов, предусматривающих ограничение численности и прав мусульманского населения. Но уже в январе 2014 года бывшие участники этого движения основали Патриотическую ассоциация Мьянмы , продвигающую идеи защиты бирманской этнической группы. В 2017 году и она была запрещена, но продолжила деятельность под наименованием «Благотворительный фонд Буддадхаммы» ( англ. Buddha Dhamma Charity Foundation ). Вирату в ответ на эти запреты заявил, что Государственный комитет сангха маха наяка контролируется военными и принял это решение «под дулом пистолета» .
Хотя Патриотической ассоциацией Мьянмы руководил коллегиальный орган, Вирату, по всей видимости, был её настоящим лидером. В этом качестве он участвовал в кампании за принятие законов, ограничивающих гражданские права мусульман, запрещающих им многодетность, многожёнство и браки с буддистками .
В январе 2015 года Вирату публично обозвал посланницу ООН ( англ. ) «сукой» и «шлюхой» после того, как она публично отреагировала на кампанию лоббирования этих законопроектов, и призвал её «предложить задницу каларам» (мьянманский уничижительный термин, обозначающий мусульман) .
30 сентября 2015 года Вирату встречался с вице-председателем Национальной лиги за демократию отставным генералом Тин У, который сидел перед ним на полу и разговаривал с монахом «с должной степенью почтительности». На последовавших выборах в списках кандидатов от этой партии не было ни одного мусульманина .
23 февраля 2017 года Вирату возглавил религиозно-протестную акцию в ( бирм. ) в Мандалае, чтобы выразить осуждение правительственного рейда в храме Ват Пхра Дхаммакая в Бангкоке .
10 марта 2017 года правительство округа Иравади запретило Вирату вести проповедническую деятельность в регионе .
Когда этот запрет закончился, он продолжил выступать с речами, в которых призывал к настороженному отношению к мусульманам. По утверждению Myanmar Times , он мог способствовать свержению Аун Сан Су Чжи , пытался «вбить клин» между ней и военными, говорил, что «люди должны почитать членов парламента из Тамадо так же, как Будду…» , а на ставшем популярным выступлении в сравнивал Су Чжи с проституткой, подлизывающейся к иностранным инвесторам . Из-за этого выступления в мае 2019 года был выдан ордер на арест Ашина Вирату по обвинениям в клевете и призыве к мятежу. Полтора года Вирату скрывался от полиции, но потом явился с повинной и был задержан в Янгоне за неделю до парламентских выборов .
В сентябре 2021 года Государственный административный совет , пришедший к власти в результате государственного переворота , снял с Вирату обвинения в призыве к мятежу и освободил его .
Тейн Сейн обвинял журнал Time в клевете на буддизм и нанесении ущерба процессу национального примирения, а про Ашина Вирату утверждал, что тот говорит искренне, однако его слова, неверно воспринимаемые читателями журнала, подливают масла в огонь, провоцируют новые акты насилия против мусульман Мьянмы. При этом самого Вирату Тейн Сейн называл «сыном Будды» и «благородной личностью», преданной миру . В своём интервью DVB Вирату тоже обвинил Time в совершении «серьёзных нарушений прав человека» из-за того, что этот журнал отказался представить его точку зрения через дословную передачу вопросов и ответов на них. «Раньше я слышал о том, что арабский мир доминирует в глобальных медиа — сказал он, — но на этот раз, я это увидел собственными глазами» .
Не все единоверцы разделяют убеждения Ашина Вирату. Далай-лама XIV после массовых беспорядков в Мьянме в марте 2013 года заявил, что убийство во имя религии «немыслимо», и призвал мьянманских буддистов за руководством обращаться к Будде, а не кому-то другому , а власти Мьянмы — прекратить преследования рохинджа . Пхра Паисал Висало ( Phra Paisal Visalo ), известный буддийский монах и исследователь буддизма из Таиланда, настаивает на том, что разделение людей на «нас» и «их», проповедуемое радикально настроенными монахами в Мьянме, категорически недопустимо в буддизме, но практически не надеется переубедить радикалов. Распространение подобных идей в среде буддийского монашества Висало объясняет тем, что бхикшу в Мьянме, как и на Шри-Ланке, долгое время были изолированы и почти не общались с буддистами из других стран, а также тем, что там и там исторически существует значительный раскол общества по этническому признаку . В самой Мьянме Аррия Вуттха Бевунтха ( Arriya Wuttha Bewuntha ), монастыря Мявадди Саядо в Мандалае осудил то, к чему призывал Вирату, сказав: «Он немного склоняется к ненависти, а это не тот путь, которому учил Будда. Будда учил тому, что ненависть не может быть благом, потому что Будда воспринимал всех существ как равных. Будда не рассматривал людей через религию» . Историк и буддолог Николай Цыремпилов также полагает, что Ашин Вирату недостаточно образован, и потому продвигает чуждые буддизму идеи, делая себе имя на тревожащей многих мьянманцев проблеме рохинджа . Как поясняет The Guardian , экстремистские заявления Вирату вряд ли можно объяснить лишь тем, что он недостаточно хорошо знает учение Будды; скорее всего, на его взгляды повлияла социально-экономическая ситуация в Мьянме, где многие успешные коммерческие предприятия принадлежат мусульманам .
Бирманский демократический активист ( англ. ) обвинял возглавляемое Ашином Вирату «Движение 969» в распространении риторики ненависти и призывал страны ЕС воспринимать это серьёзно, поскольку Мьянма была одним из крупнейших получателей европейской гуманитарной помощи . Аун Сан Су Чжи критиковала предложенное Вирату строгое ограничение браков между мусульманами и буддистками как дискриминацию и нарушение прав человека .