Городская усадьба Куракиных
- 1 year ago
- 0
- 0
Городская усадьба Хлебникова — дом с прилегающей территорией, построенный в конце XIX — начале XX века в Можайске Дисаном Алексеевичем Хлебниковым. Объект культурного наследия народов России регионального значения .
Одноэтажный дом на высоком цоколе с несколькими парадными и служебными лестницами выстроен из кирпича и отштукатурен. Все фасады отличаются индивидуальностью. Интерьер дома выдержан в стиле парадного городского особняка. На северной границе участка находится одноэтажный флигель, в нем располагалась небольшая конюшня и каретный сарай. В парковом саду были высажены редкие растения, в настоящий момент сохранилась лишь одна лиственница .
Эксперты-архитекторы так описывали внешний вид усадьбы: «Все фасады индивидуальны. Снабженные ризалитами и различными выступами, в том числе бокового крыльца и террасы с лестницей в сад, они отличаются подчеркнутой объемностью и пластическим разнообразием. Особенно выразителен обращенный на улицу главный фасад. Во внешней обработке здания преобладают мотивы эклектики с элементом стилизации ренессансных и классических форм. Дом с хозяйственным флигелем и небольшой сад в ограде из металлических звеньев занимают угол одного из центральных кварталов города. Здания сложены из кирпича, оштукатурены. Их художественный облик формируют черты эклектики и модерна » .
Этот особняк является единственной городской дворянской усадьбой и единственным домом в стиле модерн в Можайске .
Усадьба входит в перечень архитектурных памятников Московской области.
Дом был построен Дисаном Алексеевичем Хлебниковым, можайским купцом. Дисан женат на Марье Акимовне Кубеевой .
В 1906 году Д. А. Хлебников, продав свой пай за 25000 рублей в Ростокинской красильной фабрике (ныне находится на территории Москвы), вернулся в родной город Можайск. В списках домохозяев он появляется только в 1910 году, когда баллотируется в городскую управу. Значит Дисан владел недвижимостью уже в 1910 году, соответственно 1906—1910 гг. и нужно считать временем постройки дома . Дом был построен за 15000 рублей .
В 1912 году в столетие Бородинской битвы в доме должен был остановиться Николай II , однако царь предпочёл остановиться на Бородинском поле.
В 1915 году Д. А. Хлебников получает промысловое свидетельство по городу Можайску, но продолжает числиться мещанином, не объявляя купеческий капитал .
После революции Дисан дарит свой дом Исполнительному комитету. После февральских событий Дисан занимал должность торгового депутата .
26 июля 1918 года исполком Совета крестьянских и рабочих депутатов принял постановление о национализации ряда домов, среди которых был и особняк Хлебникова. Опись имущества июля 1918 описывает полную обстановку дома: парадные комнаты с диванами, ломберные столы, пианино, граммофон, картины с гравюрами и кухня. В комнатах находятся комод, туалетный столик, сундук, гардероб. Предположительно здание использовалось владельцем как административно-представительское. В цоколе могло размещаться чистое производство, контора могла быть устроена на первом этаже. Товарная лавка вероятно располагалась во флигеле .
В марте 1918 года Исполком Совета рабочих и крестьянских депутатов по докладу конфискационной комиссии о принятии ими имущества Д. Хлебникова постановил описать и произвести оценку товаров, находящихся в лавке Д. Хлебникова по существующим ценам кооператива.
В 1918 -1919 гг. в доме Дисана размещался Можайский военкомат.
В середине 1920-х здание, находящийся в ведении Совета трудящихся, был отдан уездному комитету ВКП(б) , который располагался там до 1941 года .
В годы Великой Отечественной войны в доме формировались партизанские отряды. В 1942—1945 гг. временный райком был расположен в доме по ул. Фрунзе 15 (существует по сей день).
После войны в здании размещался также Райком ВЛКСМ, а потом районное управление сельского хозяйства.
В начале 1990-х дом остался без хозяев, что привело к сильному разрушению фасадов и вырубке сада с экзотическими деревьями. Также этому способствовали 3 пожара (19 октября 2006 ; 2007 ; лето 2009).
Приказом Министерства культуры от 31 декабря 1998 № 354 главный дом и хозяйственный флигель были признаны выявленными объектами культуры [ источник не указан 2989 дней ] .
Первая попытка отреставрировать дом была проведена в 2008 году .
18 апреля 2012 года на территории усадьбы и прилежащей территории был проведён субботник [ неавторитетный источник ] .
Летом 2012 года дом был накрыт тентом под предлогом проведения реставрационных работ, но кроме незначительного укрепления фундамента ничего не было сделано [ нет в источнике ] .
Благодаря Министерству культуры усадьба попадает в программу «Развитие сферы культуры на территории Московской области» на 2013—2015 года.
В начале 2013 года объявлено о возможном проведении реставрационных работ .
В сентябре 2014 года начались восстановительные работы, включающие в себя «частичную выборочную замену разрушенных конструкций, ремонт кровли» [ нет в источнике ] .
В ноябре 2014 года, а затем и в марте 2015 года усадьба была выставлена на торги в рамках губернаторской программы « Усадьбы Подмосковья » . Проведённые соответственно 3 февраля и 22 мая аукционы, не дали никаких результатов .
5 ноября 2015 года стало известно, что усадьба была сдана в аренду за 786905,9 рублей. Победителем в аукционе стало подмосковное предприятие ООО «Донжон» из Истры . На сегодня известно, что в 2017 году договор аренды был аннулирован и усадьба по прежнему прибывает в запустении.
В ноябре 2018 года состояние усадьбы было показано в выпуске программы "Наступление на наследие", который был посвящен городу Можайск. Телеведущий Андрей Новичков показал остатки главного дома и флигеля, после чего призвал местные власти срочно начать реставрационные работы. Выпуск вызвал большой общественный резонанс .
Распространено мнение, что основателем и первым владельцем городской усадьбы был Леонтий Владимирович Ролле . Однако во всех исторических документах конца XIX — начала XX века упоминается именно дом Хлебникова . Поиски в архивах, произведенные по заказу администрации Можайского района, СНРППМ (Специальная Научная Реставрационная Проектно-Производственная Мастерская) выявили, что рассматриваемый дом принадлежал именно Дисану Хлебникову, тогда как Леонтий Владимирович Ролле был владельцем участка земли на другом углу пересечения улиц .
Вероятней всего путаница произошла по той причине, что дом Хлебникова и дом Ролле имели один адрес — перекресток улиц Большой Афанасьевской и Сретенской. На основании купчих, выявлена история участка Л. В. Ролле. Это был наследственный дом М. И. Пыркина, проданный И. К. Логачеву, в 1888 году был продан И. И. Власьеву, а в 1902 году был куплен Л. В. Ролле . Дом Ролле стоял прямо напротив дома Хлебникова, предположительно был запечатлен на фотографии 1980-х годов. До наших дней не дошел .
Расхождения с версией об основателе начинаются в 1981 году, когда в Министерстве культуры Московской области оказывается неправильная информация: «Паспорт усадьбы городской по сведению местных жителей принадлежит фабриканту Ралле. Других сведений не обнаружено. Составил архитектор Шармин 15 октября 1981 года…». Но в книге В. В. Карлова «Можайск» 1981 года фотография дома подписана как «бывший дом Д. А. Хлебникова» .
Можайский краеведы Н. И. Власьев и В. И. Горохов также не подтверждали версию о строительстве дома Ролле. Горохов писал:
«…в августе 1906 года... в Можайск переехал из Москвы можайский уроженец Дисан Алексеевич Хлебников, имевший пай в какой-то небольшой фабрике, получивший выгодные заказы в русско-японскую войну. Он взял свой пай, построил себе в Можайске хороший дом (ныне Горком партии ВКП(б). Дом Д.А. Хлебниковым выстроен для приема императорской семьи, которую ждали на празднование 100-летия Бородинского сражения. Однако царская семья торжества провела на Бородинском поле и в монастыре. Отдыхать удалились в оборудованный для них поезд, кроме государя Всея Руси Николая II, который устроил праздник в царском селе Бородино для местной знати»
В своих дневниках от 25 марта 1938 года Н. И. Власьев пишет:
...задумчиво прошел дом Дисана Хлебникова… повернул к Вознесенской церкви… низко поклонился, мысленно простился со священником о. Петром Виноградовым, который был моим законоучителем и духовником