Финские татары
- 1 year ago
- 0
- 0
Юртовские татары , юртовые татары , юртовские ногайцы , юртовцы ( юрт.-тат. нугай-татарлар , нугайлар, татарлар ) — этническая группа в составе астраханских татар близкая к ногайцам , исповедуют ислам .
«Юртовые татары» — русское официальное название. Впервые так назвал местное тюркоязычное население (оставшееся после завоевания Астраханского ханства ), губернатор Астраханской губернии В. Н. Татищев в XVIII веке .
Сами себя юртовцы называют либо « нугайлар » ( ногайцы ), либо « татарлар » (татары). Казанские татары и ногайцы-карагаши называют юртовцев « караиле нугайлары » (ногайцы, живущие в чёрных домах), туркмены и казахи «ногай»."
Говорят на юртовско-татарском языке . Можно предположить, что исходно юртовско-татарский язык был ближе к собственно ногайскому и алабугатско-татарскому языкам, чем к литературному татарскому или какому-либо его диалекту .
В этническом формировании народа приняли участие хазары , кипчаки , приазовские болгары , ногаи большие и малые и другие народы, определяющую роль же сыграли Астраханское ханство и Ногайская Орда . На этнокультурное развитие юртовских татар, как и всех астраханских татар оказали поволжско-приуральские татары , переселившиеся в Нижнее Поволжье XVII — начале XX веках .
Начиная с XVI века юртовские татары представляли собой отдельный этнос, противопоставляющийся ногайцам. В XVII веке юртовскими татарами обозначали служилое тюркское население Астраханского края, куда входили так же и ногайцы. В XVIII — XIX веках юртовские татары характеризуются в качестве собирательного названия разных этнических групп татар и ногайцев . Предки юртовских татар в течение XVIII — XX веков переходили от кочевничества к оседлому образу жизни, от кочевого скотоводства к земледелию, садоводству и овощеводству, торговле и рыболовству .
К началу XX века астраханские татары вместе с остальными группами татар образовали единую татарскую нацию .
Юртовские татары — наиболее урбанизированная этногруппа астраханских татар, в их среде ярко выражена культурно-языковая ориентация на казанских татар, но осознание своего отличия от остальных татар фиксируется у них сохраняющимся самоназванием «нугай» или «ногай-татар» .
Юртовские татары представлены населением города Астрахани и пригородной зоны .
Компактно проживают в нескольких сёлах Приволжского , Икрянинского и Наримановского районов, в том числе селах Биштюбинка (Биш-Түбә), Солянка (Сүләнке), Татарская Башмаковка (Кызан), Карагали (Каргалык), Осыпной Бугор (Ярлы Түбә), Килинчи (Киләче), Яксатово (Майлыкүл или Майлыгүл), Три Протока (Джамеле), а также в селах расположенных на данный момент в городской черте Астрахани : Семек аул (ныне Семиковка ), Бусдангуль (ныне Кулаковка ), Казы аул (ныне Мошаик), Тияк (ныне Царёв ).
Определить точную численность юртовских татар не представляется возможным, так-как в рамках переписей населения не выделяются .
Будучи мусульманами особо чтимыми праздниками является Ураза-байрам и Курбан-байрам . Новый год у юртовских татар известен под названием «әмәл», отмечали его 10 марта по старому стилю, празднуя одновременно и наступление весны. В прошлом предпочитали заключать брачные союзы только внутри своей этнической группы, существовал ритуал целования новобрачной рук родственников мужа, только у них свадебное угощение начиналось подачей плова или пирога с рисом и мясом. Так же как и у татар Поволжья среди юртовских татар бытовали магические обряды «очищения» молодой при въезде в дом мужа .