Кошмар на улице Вязов 7: Новый кошмар
- 1 year ago
- 0
- 0
Новый монетаризм ( англ. New Monetarism, New Monetarist Economics, New Monetarist Approach ) — направление макроэкономической теории (классического или «старого» монетаризма ), в центре которого лежит моделирование несовершенств обмена денег и товаров . Новый монетаризм находится на пересечении макроэкономики и микроэкономики , его основу составляют инструменты теории поиска , теории игр , теории переговоров и теории дизайна экономических механизмов .
Новый монетаризм как самостоятельное направление сформировался в 2005—2010 годах. Его разработчиками стали академические исследователи ФРС США , прежде всего, Стивен Уильямсон и . Кроме того, отдельные идеи были предложены профессором Нью-Йоркского университета Рикардо Лагосом, ранее проводившим исследования в Федеральном резервном банке Миннеаполиса , и профессором Калифорнийского университета Гийомом Рошето, работавшем в Федеральном резервном банке Кливленда.
Истоки нового монетаризма прослеживаются в конференциях по теме моделей монетарной экономики, проводимых в Федеральном резервном банке Миннеаполиса в конце 1970-х годов. Название теории отражает как наследование идей «старого» монетаризма, так и введение в теорию ряд микроэкономических новаций. Новый монетаризм сохранил приверженность поздним монетаристским моделям 1980-х годов, включая модель пересекающихся (перекрывающихся) поколений и расширения модели общего равновесия с включением в них в явной форме переменной денег .
Теоретические основы для новой теории подготовил Нил Уоллес из Университета штата Пенсильвания , который в молодости подготовил диссертацию под руководством Милтона Фридмана , а в последующем, в свою очередь, выступил научным руководителем для Рэндалла Райта. В соавторстве с коллегами из ФРС США у него вышло большое число работ, включая « неприятную монетаристскую арифметику », исследования о роли налогово-бюджетной политики при проведении денежно-кредитной политики , интеграции монетаризма с теорией финансов и государственного сектора .
Главной отличительной чертой нового монетаризма является моделирование микроэкономических основ денег, описывающих их обмен на товары. Кроме того, новый монетаризм предстает как интегральная теория. Микроэкономические основы денег внедряются в смежные научные области: банковское дело ( ) и финансовое посредничество (модель делегирования мониторинга финансового положения заемщика, в котором финансовый посредник является эндогенным феноменом).
Новый монетаризм также породил самостоятельное теоретическое направление, представленное моделями платежей. По ним изучаются платежные и клиринговые системы, в которых участвуют банки и центральный банк . Особое внимание в монетаристской теории платежей уделено роли кредитов центрального банка в урегулировании клиринговых и платежных обязательств, а также системному риску , который возникает в платежных системах в результате внутридневного кредитования.
Новые монетаристы отвергают взгляд, согласно которому экономические агенты хранят деньги только потому, что они учитываются в функции полезности или производственной функции . Напротив, деньги играют самостоятельную, а не вспомогательную роль, поскольку владение деньгами позволяет преодолеть несовершенства, мешающие обмену. Для введения денег как инструмента обмена новый монетаризм опирается на микроэкономическую теорию поиска . Ее модели предполагают, что заключение сделки зависит от того, встретятся ли агенты друг с другом (найдет ли продавец покупателя, который захочет купить его товар, и наоборот). Деньги необходимы, поскольку благодаря им находится подходящий контрагент. Кроме того, деньги и их субституты в форме ликвидных финансовых активов играют ключевую роль в банковском секторе. Новый монетаризм воспользовался ранее разработанными микроэкономическими моделями банков и финансового посредничества, основанные на теории информации .
Новый монетаризм основан на нескольких принципах :
Новый монетаризм делает ставку на правдоподобность и непротиворечивость своих моделей, что, на взгляд его сторонников, должно отличать теорию от кейнсианского направления. Краеугольным камнем для «нового» монетаризма является концепция номинальных жёсткостей как в ценообразовании, так и в формировании заработных плат. Модели ценообразования Кальво или жесткой информации Мэнкью и Рейса кажутся ими далекими от реальности. Новые монетаристы отказываются их воспринимать как микроэкономическое обоснование, поскольку номинальные жёсткости для них не являются самостоятельным явлением, они лишь отражение проблем обмена денег и товаров. Номинальные жёсткости — это проявление несовершенств механизма обмена, они не являются постоянной характеристикой поведения экономических агентов, их можно обойти, изменив механизмы обмена. Новые монетаристы предлагают свои модели, которые описывают несовершенства обмена и их возможные решения . В частности, введение в модель элементов теории поиска превращает номинальную жесткость из заданного допущения в эндогенный результат взаимодействия агентов.
Модели нового монетаризма прошли три этапа развития. Так называемые модели первого поколения , датируемые 1980-и годами, опирались на набор упрощений, включая неделимость денег и товаров, а также случайные двухсторонние сделки между экономическими агентами. Это позволяло исследователям сосредоточиться на механизме обмена, обходя вниманием условия торговли. Вывод первых моделей состоял в том, что в сравнении с бартером институт денег обеспечивает определенные преимущества. Они позволяют достигать равновесия, более высокого уровня благосостояния по отношению к бартерной экономике и способствуют специализации экономических агентов. Главная заслуга первых моделей – описание торговли с использованием денег. Как иронично высказываются новые монетаристы, у них «экономические агенты торгуют друг с другом, а не только против бюджетного ограничения» .
В середине 1990-х годов. появились модели второго поколения, в которых товары являются делимыми и несохраняемыми, а деньги остаются неделимыми. Их первыми разработчиками выступили Альберто Трехос из Института экономического анализа Барселоны и Рэндалл Райт из Федерального резервного банка Миннеаполиса . Достижением моделей второго поколения считается моделирование условий торговли, в которых цены стали эндогенными, а также моделирование торговых переговоров при заключении сделки.
Монетарные модели третьего поколения 2000-х годов рассматривают и товары, и деньги как несохраняемые и делимые. Кроме того, в моделях появляются активы, распределение которых может задаваться эндогенным образом. Классической моделью третьего поколения является разработка Рикардо Лагоса и Рэндалла Райта . Их достижением считается механизм ценообразования невальрасовского типа, обоснованного на микроэкономическом уровне. Значимость денег проистекает из сосуществования бартера и денежного обращения, а также разделения экономики на централизованный (без проблем обмена, например, институт семьи) и децентрализованный рынки (проблемы с поиском и обменом). Введение в моделирование централизованных/децентрализованных рынков позволяет добавлять элементы, которые трудно описываются в моделях поиска, такие как капитал и рынок труда, налогово-бюджетная политика и т.д. Как полагают новые монетаристы, модели третьего поколения приближаются к реалистичному описанию экономической деятельности. Предложенный подход позволяет сформулировать альтернативный кейнсианскому механизм номинальных жёсткостей, которые являются не исходным допущением, а эндогенным результатом моделирования.
Обзор моделей нового монетаризма можно найти в сборниках работ по итогам научных конференций .