Interested Article - Акира (аниме)

Акира ( яп. アキラ ) — полнометражный аниме -фильм 1988 года режиссёра Кацухиро Отомо , производства студии TMS Entertainment , создан по мотивам одноимённой манги . Мировые сборы в кинотеатрах и продажи на домашнем видео принесли доход около 80 миллионов долларов .

Сюжет

16 июля 1988 года Токио был уничтожен ядерным взрывом , что привело к началу Третьей мировой войны . К 2019 году война закончена. Токио восстановлен как Нео-Токио, но страдает от коррупции, антиправительственных протестов, терроризма и бандитского насилия. Во время большого протеста мотоциклист по имени Сётаро Канэда ведёт свою банду, «Капсулы», против своих соперников, «Клоунов». Его лучший друг, Тэцуо Сима, в ходе погони непреднамеренно врезается на своём мотоцикле в Такаси, эспера, который бежал из правительственной лаборатории с помощью организации сопротивления. Авария пробуждает у Тэцуо психические способности, что привлекает внимание полковника Сил самообороны Японии Сикисимы, руководителя секретного правительственного проекта. При содействии эспера Масару Сикисима захватывает Такаси, берёт с собой Тэцуо и арестовывает Канэду и его банду. Во время допроса в полиции Канэда встречает Кэй, активистку движения сопротивления, и хитростью освобождает её и свою банду.

Сикисима и глава ученых, доктор Эниси, обнаруживают, что Тэцуо обладает мощнейшими экстрасенсорными способностями, подобными Акире, эсперу, ответственному за разрушение Токио. Киёко, девочка-эспер, предупреждает полковника Сикисиму о предстоящем разрушении Нео-Токио. Городской парламент отвергает его опасения, поэтому он считает, что убийство Тэцуо сможет предотвратить катаклизм. Тэцуо сбегает из больницы, угоняет мотоцикл Канэды и готовится сбежать из Нео-Токио со своей подругой Каори. «Клоуны» устраивают засаду на них, однако «Капсулы» и Канэда спасают Тэцуо и Каори. Тэцуо страдает от головных болей и галлюцинаций, и обнаруживший его полковник Сикисима возвращает Тэцуо в больницу. Разыскивая его, Канэда находит Кэй и присоединяется к её ячейке сопротивления, у которой есть план по спасению Тэцуо и других эсперов. В больнице военные тщетно противостоят Тэцуо, познающему свои нестабильные психокинетические силы. Перебив охрану, он снова убегает. Канэда, Кэй и группа сопротивления проникают в больницу и втягиваются в попытку Сикисимы и эсперов остановить Тэцуо. Одолев их всех и покинув больницу, Тэцуо узнаёт от Киёко, что он может получить помощь от Акиры, находящегося в крионическом хранилище под стройкой Олимпийского стадиона.

Кэй и Канэда сбегают из-под стражи благодаря Киёко, которая надеется остановить Тэцуо. Сикисима устраивает государственный переворот против нео-токийского правительства и направляет все вооружённые силы на уничтожение Тэцуо. Вернувшись в бывший приют «Капсул», чтобы раздобыть наркотики в попытке обрести контроль над своими силами, Тэцуо, ставший эгоистичным и психически неуравновешенным, жестоко убивает своего друга Ямагату; обнаружив это, Канэда клянётся отомстить за него. Тэцуо шествует через Нео-Токио, разрушая всё на своём пути, и прибывает в криогенное хранилище Акиры на стадионе. Киёко, взяв под контроль Кэй, сражается с Тэцуо. Он легко побеждает её и вскрывает хранилище, но обнаруживает лишь останки давно умершего Акиры. Используя лазерную винтовку, Канэда вызывает Тэцуо на дуэль; полковник Сикисима стреляет в него орбитальным оружием, но Тэцуо уничтожает спутник.

Сикисима и Каори подходят к стадиону. Тэцуо испытывает сильную боль и теряет контроль над своими силами. Сикисима предлагает вернуть его в больницу, залечить его травмы и помочь контролировать его способности, в то время как Каори пытается сдержать его. Тем не менее Канэда снова сражается с Тэцуо. Окончательно потеряв контроль над своими силами, Тэцуо превращается в гигантскую биомассу, поглощающую всю материю вместе с Канэдой и убивающую Каори. Когда масса растёт, эсперы пробуждают Акиру, чтобы остановить Тэцуо. После воссоединения со своими друзьями Акира перетягивает их в другое измерение. Эсперы телепортируют Сикисиму на безопасное расстояние, поскольку сингулярность уничтожает Нео-Токио, а также спасают Канэду, говоря, что они больше не вернутся в это измерение.

Канэда видит воспоминания о детстве Тэцуо и эсперов, включая его зависимость от него в детстве, а также то, как дети обучались и изменялись до разрушения Токио. Эсперы возвращают Канэду в его мир, сообщая ему, что Акира выведет его в безопасное место и что Кэй развивает психические способности. Сингулярность исчезает, вода затапливает город. Доктор Эниси погибает, раздавленный своей лабораторией. Канэда обнаруживает, что Кэй и его друг Кай, один из «Капсул», выжили. Трое уезжают в руины, в то время как Сикисима наблюдает за восходом солнца. Наконец, Тэцуо осознаёт себя на другом неопределённом уровне существования.

В ролях

Производство

Работая над мангой, Кацухиро Отомо не собирался адаптировать её, однако он оказался очень заинтригованным, когда ему предложили экранизировать его произведения .

Автор согласился на производство фильма на условии сохранения контроля над проектом — такая настойчивость пришла с опытом работы в . Производственный комитет состоял из крупных компаний « Коданся », Mainichi Broadcasting System , Bandai , Hakuhodo, Toho , Laserdisc Corporation и Sumitomo Corporation , которые выделили деньги на продвижение и рекламу. Это было обусловлено нетрадиционно высоким бюджетом в размере около 1,1 млрд иен (~10 млн долларов) , предназначенных для экранизации уже нарисованных 2300 страниц манги, что ещё не была завершена на тот момент . За анимацию отвечала Tokyo Movie Shinsha .

В то время большинство аниме были с небольшим бюджетом и ограниченной анимацией, движения персонажей не сопоставлялись с речью, лица оставались статичными, но фильм прервал эту тенденцию. Диалоги записывались заранее, анимация значительно улучшена, число кадров составляло более 160 000. Также использовалась компьютерная графика, созданная High-Tech Lab. Japan Inc. совместно с Sumisho Electronic Systems, Inc. и Wavefront Technologies для построения траектории падающих объектов, моделирования параллакса , а также настройки освещения и бликов . В отличие от своих предшественников, «Акира» имел значительный бюджет, чтобы показать футуристический Токио, и это сделало его самым дорогим аниме-фильмом на тот момент . Однако продюсеры Сигэру Ватанабэ и Кэн Цунода не согласны с цифрой 1,1 млрд иен. По словам Цуноды, первоначальный бюджет составлял 500 млн иен, но в итоге достиг 700 млн иен (5,5 млн долларов). Затраты были увеличены во время рекламной кампании для продвижения фильма и включали маркетинговые расходы. Компания Toho, дистрибьютор «Акиры», действительно распространяла сведения про 1 млрд иен. Кинотеатры использовали этот показатель, чтобы похвастаться высокой стоимостью, особенно учитывая, что фильм был снят в период японского финансового пузыря . Это означает, что бюджет находился на обычном уровне для того времени (« Ведьмина служба доставки » получила 800 млн иен). 30-летнее представление о том, что «Акира» является одним из самых дорогих аниме-фильмов той эпохи, ошибочно .

Фильм воспроизводится со скоростью 24 кадра в секунду, но основная часть снята с частотой 12 и 8 кадров в секунду. Другими словами, один и тот же фрагмент фотографируется два или три раза с помощью метода ограниченной мультипликации . Большие сцены как раз и были созданы «по одному» — 24 кадра в секунду. Это придало анимации непревзойдённую плавность . На 38-й минуте появляется медицинское оборудование, на котором висит табличка с непонятными словами на латинице. Один из аниматоров таким образом возмущался: «Зачем мы должны рисовать так подробно? Прекратите! Достаточно» .

Отомо является большим поклонником Tetsujin 28-go Осаму Тэдзуки . В результате персонажи получили те же самые имена, что и её герои: Канэда, Сикисима и Тэцуо; Рюсаку также был назван в честь Мурасамэ . Кроме того, Такаси имеет на руке татуировку «26». Акира является 28-м по счёту существом, разработанным правительством .

Музыка

Akira Symphonic Suite
Обложка альбома Geinoh Yamashirogumi «Akira Symphonic Suite[15]» ()
Саундтрек Geinoh Yamashirogumi
Дата выпуска 27 июля 1988 , 15 сентября 2017
Жанр музыка к аниме
Длительность 01:10:29
Продюсер
Страны Япония , США
Лейблы Victor Entertainment , Milan Records
Название Длительность
1. «Kaneda» 3:11
2. «Battle Against Clown» 3:38
3. «Winds Over Neo-Tokyo» 3:18
4. «Tetsuo» 10:18
5. «Dolls' Polyphony» 2:58
6. «Shohmyoh» 10:13
7. «Mutation» 5:16
8. «Exodus from the Underground Fortress» 3:19
9. «Illusion» 14:04
10. «Requiem» 14:21

Музыка и дирижирование: Сёдзи Ямасиро. Все композиции исполнены японским музыкальным коллективом Geinoh Yamashirogumi . Гитара: Цуёси Кон; клавишные: Тадаси Намба, Токихико Морисита; перкуссия: Нобу Саито; барабаны: Хидэо Ямаки; нохкан (флейта): Дзюндзо Миямасу, Киёси Ямадзаки, Нобуюки Сирасака, Юкихиро Иссо; балийская тантра : Ida Bagus Sugata; программирование синтезатора: Кунихико Томинага, Кэндзи Ниина .

Выпуск на видео

«Акира» впервые вышел на VHS . В США этим занималась Streamline Pictures , в Великобритании — Manga Entertainment . В августе 1990 года фильм рекламировался на фестивале San Diego Comic-Con International . В октябре 1990 года Кацухиро Отомо приехал в Нью-Йорк на кинофорум. Это был первый заметный релиз Streamline, в мероприятии участвовал сооснователь компании Джерри Бек. В магазине Forbidden Planet состоялась вечеринка «Акиры» и автограф-сессия Отомо. Американские видеокассеты были изданы в декабре 1990 года . В 1992 году Criterion Collection презентовали «Акиру» на LaserDisc .

На Anime Expo 2019 в Лос-Анджелесе сам Кацухиро Отомо, а также продюсеры Макото Асанума и Ясумаса Цутия объявили, что в 2020 году в Японии и США появится ремастированная 4K Ultra HD Blu-ray версия от Bandai Visual . Формат — 1.85:1, звук Dolby TrueHD 5.1 , изображение сверхвысокой чёткости . Manga Entertainment выпустила 4K Blu-ray с аниме в Великобритании , но это был , а не HDR . В японских выпусках Bandai Visual и Leonine (Германия) представлена версия 4K HDR10 . К дискам прилагался 40-страничный буклет. Если телевизоры 8K потребуют много места дома у определённого количества зрителей, то данный релиз «Акиры» на физических носителях вполне может оказаться последним .

11 декабря 2021 года « Искусство кино », «Japan Foundation» при ВГБИЛ и «КАРО.АРТ» осуществили показ «Акиры» на японском языке с русскими субтитрами в московском кинотеатре « Октябрь » в рамках программы «Киберпанк. Воспоминание о будущем» .

Трансляция

В 1990-х годах аниме входило в программу блока для взрослых Sci Fi Channel . «Акира» также был показан в России на « Первом канале » 8 декабря 2007 года . 7 декабря 2013 года состоялась трансляция в американском телевизионном блоке Toonami . В Австралии права на показ приобрёл телеканал . 23 марта 2018 года сервис Crunchyroll добавил «Акиру» в свой каталог для пользователей США и Канады .

Ограничения к распространению

5 июля 2021 года Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга признал запрещённой ссылку на аниме «Акира» на портале World Art без указания возрастного ограничения, поскольку «информация может нанести вред здоровью и психическому развитию детей» .

Критика

Фильм хорошо оценили и критики, и зрители . На сайте Rotten Tomatoes «Акира» получил рейтинг 91 % на основании 54 критических обзоров . Аниме входит в список 95 лучших фильмов, снятых японскими режиссёрами в период 1925—2019 годов по версии BFI . 1 место в списке 100 лучших аниме-фильмов согласно журналу Paste . 14 место среди 100 лучших анимационных фильмов по версии журнала Time Out . 8 место в числе 50 лучших японских фильмов по мнению обозревателей Time Out .

Основатель Энди Фрейн сказал, что «Акира» был не просто великолепным фильмом, а феноменом. Поскольку в Японии производили не так много равных ему вещей, то это сам по себе жанр. Благодаря этому стали популярны « Манускрипт ниндзя », Battle Angel Alita , « Ди, охотник на вампиров », « Тетрадь смерти », « Актриса тысячелетия » и Perfect Blue . Аниме и манга прибыли на запад в нужное время, составив конкуренцию консервативной продукции « Диснея », когда американская компания погрузилась в спад середины 1990-х годов, хотя Отомо восхищался их профессионализмом. Успешностью в продвижении на мировой рынок «Акира» мог сравниться только с продукцией Studio Ghibli . Благодаря «Акире» расширилось представление о том, какой может быть анимация: жестокой, твёрдой, радикально стилизованной, вдумчивой и, прежде всего, взрослой. Это спровоцировало оживление отрасли в рамках Pixar , сметая предубеждение, что «всё нарисованное для детей». Влияние «Акиры» широко ощущалось в конце 1990-х годов, начиная с увлечением покемонами и заканчивая очевидным визуальным заимствованием в « Матрице » . Вачовски назвали «Акиру» одним из источников вдохновения своей работы .

Журнал « Мир фантастики » назвал «Акиру» экранизацией, изменившей мир. Вышедшее в 1988 году полнометражное аниме быстро стало классикой. Хотя сюжет оригинальной манги пришлось сократить, но все ключевые для понимания моменты и образы остались на месте. Более того, в аниме стал ещё ярче один важный мотив — возрождение, где человечество не балансирует на краю пропасти, а стоит на пороге нового начала. Эта тема нашла отклик у молодых зрителей. «Акира» с его динамичным экшеном, невероятно эффектным и качественным дизайном, а также мрачным киберпанком в духе « Бегущего по лезвию » произвёл в США эффект разорвавшейся бомбы. Миллионы людей открыли для себя мир японской анимации и научной фантастики. Для многих аниме стало неиссякаемым источником вдохновения. «Акира» признан самым популярным аниме и мангой в США и считается причиной аниме-бума в Северной Америке и Европе. Без этого и «Матрица», и « Призрак в доспехах », и « Остров собак », а также Одиннадцать в « Очень странных делах » и « Вселенная Стивена » были бы совсем другими .

Борис Иванов в рецензии на кинопортале Film.ru выставил 9 из 10 баллов. По его словам, «Акиру» можно назвать шедевром, но небезупречным. У него немало шероховатостей, начиная с финала в стиле Deus ex machina и заканчивая тем, что Канэда и Кэй в некоторых сценах нарисованы так, что кажутся близнецами. Всё настолько насыщено событиями и персонажами, что разобраться с первого просмотра почти невозможно. Тем не менее «Акира» — эпохальная лента, задавшая для японских мультипликаторов новую планку качества, продвинувшая аниме на Западе и ставшая одним из лучших представителей своего жанра. Картина, которая в значительной мере создала международный аниме- фэндом . Когда её увидели зрители Америки, Европы, а позднее и России, они понимали: в ближайшие годы и десятилетия не будет ничего подобного. Даже спустя четверть века после премьеры, «Акира» может дать фору многим фантастическим хитам. И многое предлагает как поклонникам грандиозных зрелищ, так и любящим поразмыслить над увиденным, ценящим бескомпромиссное и непредсказуемое кино.

При сравнении с «Бегущим по лезвию» видение Отомо выразительно свободнее, чем у Ридли Скотта . «Акира» снят на уровне современных блокбастеров, и на его фоне бледнеет даже « Терминатор 2: Судный день ». Главная тема — не дружба и не опасность играющей с огнём науки, а энергия, скрытая в детях и подростках и не находящая созидательного выхода. В лучшем случае рецензии проводят параллель с « Кэрри » Стивена Кинга , где есть проблема ультраконсервативного воспитания. «Акира» критически намекает на социальное устройство японского общества, гарантировавшего молодым людям, что карьеру они будут делать не благодаря своим талантам, а по выслуге лет.

Кацухиро Отомо создал эпопею в жанре «мрачный футуризм », который обычно называют « киберпанком ». Но компьютеры и виртуальная реальность здесь не играют значимой роли. Однако это определённо «панк», циничный и пессимистичный взгляд на будущее, в котором прогресс наделяет властью немногих и выбрасывает на обочину всех, кто не родился с «золотой ложкой». Коррумпированные власти, злоупотребляющие оружием полицейские и военные, садистские эксперименты над детьми, насквозь прогнившая система образования, свирепствующие молодёжные группировки, расцветающие религиозные культы — Нео-Токио технически продвинут, но жить в таком месте мало кто захочет .

Наследие

Создатель «Акиры» Кацухиро Отомо на реплике культового мотоцикла Канэды. Международный фестиваль комиксов в Ангулеме, 2016 год

«Акира» считается многими критиками одним из величайших анимационных и научно-фантастических произведений всех времён, так же как и важной вехой в истории японской анимации . Фильм оказал существенное влияние на популярную культуру по всему миру, проложив путь для аниме и японской поп-культуры на Запад, а также повлияв на многие работы в индустрии анимации, комиксов, кино, музыки, телевидения и компьютерных играх . Также аниме послужило для создания музыкальных клипов, включая песню « Stronger » Канье Уэста . В честь персонажа Тэцуо Симы назван альбом Lupe Fiasco Tetsuo & Youth .

В 1995 году по мотивам аниме планировался выпуск одноимённой игры для платформ Game Boy , Super Nintendo Entertainment System , Sega Mega Drive , Sega Game Gear и Sega CD , однако из-за конфликта компании-разработчика Black Pearl Software с издателем THQ разработка была прекращена, и ни одна из версий игры так и не вышла .

За 30 лет «Акира» не исчез из поля зрения. В 2016 году синтвейв -исполнителем Perturbator был выпущен альбом The Uncanny Valley , одна из композиций которого была названа в честь города, в котором происходили события аниме . В 2018 году мотоцикл Канэды появился в фильме « Первому игроку приготовиться ». Warner Bros. приобрела права на игровое кино ещё в 2002 году , но проект застрял в подвешенном состоянии и был отложен до 2021 года с кандидатурой Тайки Вайтити на пост режиссёра . Тот не отказался от работы, но конкретных сроков не назвал . Поскольку Голливуд постоянно терпел неудачи в экранизации аниме и манги (актёрский состав, игнорирование исходного материала, стирание культурных границ), от участия отказались такие режиссёры, как Стивен Норрингтон , Рори Робинсон и братья Хьюз .

В 2019 году Отомо анонсировал аниме-сериал по мотивам манги «Акира», который будет создан на студии Sunrise . По сути, это расширенный ремейк с добавлением сцен, не вошедших в полнометражный фильм . Дата его выхода не определена.

Примечания

  1. . Дата обращения: 8 апреля 2021. 2 октября 2020 года.
  2. Akira Production Report (DVD). Madman Entertainment . 2001-11-13.
  3. Hughes, David. Comic Book Movies : [ англ. ] . — Virgin Books, 2003. — ISBN 0-7535-0767-6 .
  4. . Дата обращения: 21 мая 2020. 9 сентября 2018 года.
  5. . Дата обращения: 8 апреля 2021. 27 апреля 2021 года.
  6. . Дата обращения: 21 мая 2020. 27 июля 2020 года.
  7. Beck J. The Animated Movie Guide. — P. 7.
  8. . Дата обращения: 8 апреля 2021. 14 мая 2021 года.
  9. Matt Schley. (англ.) . The Japan Times . Дата обращения: 5 июля 2021. Архивировано 20 июля 2018 года.
  10. Brian Ashcraft. (англ.) . Kotaku (27 декабря 2021). Дата обращения: 30 декабря 2021. 30 декабря 2021 года.
  11. . Дата обращения: 21 мая 2020. 31 мая 2020 года.
  12. . Дата обращения: 21 мая 2020. 18 апреля 2020 года.
  13. . Дата обращения: 21 мая 2020. 29 мая 2020 года.
  14. . Дата обращения: 24 декабря 2019. 24 декабря 2019 года.
  15. . Дата обращения: 24 декабря 2019. 24 декабря 2019 года.
  16. . Дата обращения: 25 мая 2020. 5 декабря 2018 года.
  17. Fred Patten. (англ.) . Cartoon Research (19 апреля 2015). Дата обращения: 17 июня 2023. 17 июня 2023 года.
  18. . Дата обращения: 18 февраля 2020. 18 февраля 2020 года.
  19. . Дата обращения: 9 июля 2019. 5 июля 2019 года.
  20. . Дата обращения: 9 июля 2019. 9 июля 2019 года.
  21. . Дата обращения: 14 марта 2020. 15 марта 2020 года.
  22. . Дата обращения: 19 декабря 2020. 26 ноября 2020 года.
  23. . Дата обращения: 19 декабря 2020. 7 декабря 2020 года.
  24. . Дата обращения: 10 ноября 2021. 10 ноября 2021 года.
  25. . Дата обращения: 10 ноября 2021. 10 ноября 2021 года.
  26. . Дата обращения: 10 ноября 2021. 10 ноября 2021 года.
  27. . Дата обращения: 14 марта 2020. 1 сентября 2019 года.
  28. . Дата обращения: 11 марта 2008. Архивировано из 11 марта 2008 года.
  29. . Дата обращения: 14 марта 2020. 6 апреля 2014 года.
  30. . Дата обращения: 14 марта 2020. 16 октября 2013 года.
  31. . Дата обращения: 14 марта 2020. 30 апреля 2019 года.
  32. . Дата обращения: 5 июля 2021. 5 июля 2021 года.
  33. , p. 13.
  34. , с. 119.
  35. Dong, Bamboo (англ.) . Anime News Network . Дата обращения: 22 ноября 2013. 4 апреля 2014 года.
  36. See, Raphael (англ.) . THEM Anime. Дата обращения: 22 ноября 2013. 3 апреля 2014 года.
  37. . Дата обращения: 21 мая 2020. 19 апреля 2020 года.
  38. Владислав Heskuld Никиткин. . АниМаг . Дата обращения: 28 января 2021. Архивировано из 22 мая 2008 года.
  39. (англ.) . Rotten Tomatoes . . Дата обращения: 21 мая 2020. 20 декабря 2017 года.
  40. . Дата обращения: 31 мая 2020. 29 мая 2020 года.
  41. Toussaint Egan, Jason DeMarco. (англ.) . Paste (10 августа 2019). Дата обращения: 5 июля 2020. 2 января 2021 года.
  42. Joshua Rothkopf, Dave Calhoun, Time Out contributors. (англ.) . Time Out (22 июня 2015). Дата обращения: 18 мая 2021.
  43. (англ.) . Time Out (6 февраля 2023). Дата обращения: 7 марта 2023. 7 марта 2023 года.
  44. . Дата обращения: 21 мая 2020. 25 апреля 2015 года.
  45. Беленкова, Дарья . « Мир фантастики » (4 октября 2019). Дата обращения: 8 февраля 2020. 30 марта 2020 года.
  46. Борис Иванов . . Film.ru (5 января 2015). Дата обращения: 12 февраля 2020. 2 мая 2016 года.
  47. (англ.) . Movie Cricket. Дата обращения: 3 ноября 2011. Архивировано из 24 июля 2011 года.
  48. (англ.) . Screen Junkies. Дата обращения: 3 ноября 2011. 16 декабря 2011 года.
  49. O'Neill, Phelim (англ.) . The Guardian (21 октября 2010). Дата обращения: 4 августа 2012. 17 апреля 2015 года.
  50. (англ.) . Top 50 Science Fiction Films . (2011). Дата обращения: 4 августа 2012. 31 декабря 2011 года.
  51. Barone, Matt (англ.) . The 50 Best Sci-Fi Movies . Complex (8 июня 2011). Дата обращения: 4 августа 2012. 4 сентября 2012 года.
  52. (англ.) . VICE (21 сентября 2016). Дата обращения: 16 июня 2019. 30 июля 2017 года.
  53. (англ.) . (3 апреля 2017). Дата обращения: 16 июня 2019. 7 ноября 2018 года.
  54. O'Neill, Phelim (англ.) . The Guardian (24 июня 2011). Дата обращения: 22 ноября 2013. 3 декабря 2013 года.
  55. . Дата обращения: 8 апреля 2021. 15 апреля 2021 года.
  56. (англ.) . Anime News Network . Anime News Network (7 июля 2007). Дата обращения: 27 августа 2007. 8 сентября 2007 года.
  57. Baird S. (англ.) . Screen Rant (26 декабря 2019). Дата обращения: 28 декабря 2019. 28 декабря 2019 года.
  58. Gotrich, Lars (2016-03-09). . NPR . из оригинала 3 января 2022 . Дата обращения: 18 сентября 2022 .
  59. Дата обращения: 21 мая 2020. 13 марта 2010 года.
  60. . Дата обращения: 21 мая 2020. 28 января 2020 года.
  61. . Дата обращения: 21 мая 2020. 6 марта 2020 года.
  62. . Дата обращения: 21 мая 2020. 10 мая 2020 года.
  63. . Дата обращения: 13 августа 2021. 20 августа 2021 года.
  64. . Дата обращения: 21 мая 2020. 1 сентября 2017 года.
  65. . Дата обращения: 21 мая 2020. 23 мая 2020 года.
  66. . Дата обращения: 21 мая 2020. 20 августа 2019 года.
  67. . Дата обращения: 21 мая 2020. 7 ноября 2020 года.
  68. . Дата обращения: 21 мая 2020. 7 ноября 2020 года.
  69. . Дата обращения: 21 мая 2020. 6 апреля 2020 года.

Литература

Ссылки

  • (англ.) в энциклопедии сайта Anime News Network
  • (англ.) в базе данных AniDB
Источник —

Same as Акира (аниме)