Interested Article - Партия в шахматы во дворце Фосс в Берлине

«Партия в шахматы во дворце Фосс в Берлине» ( нем. Schachpartie im Palais Voss zu Berlin ) — картина Иоганна Эрдмана Хуммеля , запечатлевшая выдающихся деятелей позднего немецкого Просвещения в помещении шадовского шахматного клуба.

История картины и её судьба

Предполагается, что «Партия в шахматы во дворце Фосс в Берлине» выполнена в 1818 или 1819 году . Принято считать, что картина была заказана Вильгельминой Прусской , дочерью короля Пруссии Фридриха Вильгельма II и его второй законной супруги Фридерики Луизы Гессен-Дармштадтской . Вильгельмина Прусская вышла замуж за своего кузена Виллема , короля Нидерландов. Уезжая в Нидерланды , в память о своём общении с интеллектуальной элитой на родине она и заказала это полотно. В настоящее время этот вариант картины представлен в Старой национальной галерее в Берлине. Существуют и две другие версии картины, созданные художником: 1) по размеру значительно большая картина (117 х 141 см), хранящаяся в Ганновере , в Галерее Нижней Саксонии , созданная в 1845 году ; эта картина не выставляется в постоянной экспозиции из-за плохого состояния красочного слоя; 2) ещё одна версия находится в Трире в частной коллекции, эта версия недоступна для искусствоведов .

Эскиз к картине (37 х 43) находится в Берлинском гравюрном кабинете . Ещё один рисунок, предположительно связанный с картиной, хранится в Дрездене .

В 2003 году картина привлекла внимание к забытому шахматному клубу, изображённому на ней. В в Культурфоруме состоялась крупная выставка «Первый шахматный клуб Германии» ( Erster Schachklub Deutschlands ), посвящённая шахматному клубу Шадова и его истории, где картина была главным экспонатом .

Сюжет картины

a b c d e f g h
8
e8 белый король
f7 чёрная ладья
g7 чёрный ферзь
a6 чёрная пешка
c6 белый конь
a5 чёрный король
b5 чёрная ладья
h4 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h
Реконструкция позиции на доске, изображённой на варианте из Ганновера

Картина Иоганна Эрдмана Хуммеля представляет сцену из повседневной жизни шахматного клуба на Вильгельмштрассе . Местом проведения является дворец Фоссов, где собирался . На картине изображены его члены.

Слева направо показаны :

Художественные особенности картины

Считается, что в основе картины лежит не конкретное историческое событие, а собирательный образ посетителей клуба и типичное проведение времени в нём. Автора больше волновали художественные эффекты и демонстрация своего технического мастерства, чем достоверность.

«Партия в шахматы во дворце Фосс в Берлине» — это ранний пример комбинированного изображения отражений в зеркале, теней и освещения из различных источников света внутри и снаружи помещения (свечи на столе и их отражения в окне, лампа на шкафу, а также их отражения в зеркале, луна за окном). Эта картина относится в творчестве художника к переходному периоду от классицизма к бидермейеру как к ответвлению романтизма . В то же время она демонстрирует тесную связь Хуммеля с придворной традицией живописи. «Партия в шахматы» внешне задумана как произведение голландской традиции, но скрывает большой интеллектуальный потенциал.

Место действия картины

Берлинский шахматный клуб был первым известным немецким шахматным клубом . Он существовал в 1803—1847 годах, часто назывался «Шадовским шахматным клубом» в честь скульптора Иоганна Готфрида Шадова , учредителя и председателя клуба. Первоначально он включал до 34 членов, но в 1805 году их было уже 139 .

В уставе ассоциации было 70 пунктов. В качестве единственной цели было определено «играть в шахматы или смотреть эту игру». Среди членов клуба были: придворный врач прусского короля Кристоф Вильгельм Гуфеланд , астроном Иоганн Франц Энке , философ, переводчик и библиотекарь Самуэль Генрих Шпикер, еврейский педагог и философ Лацарус Бендавид , прусский офицер и изобретатель . Время от времени в клубе бывали Франц Брентано , Ахим фон Арним и Август Вильгельм Шлегель .

Членами клуба были в основном представители позднего Просвещения, они действовали в духе терпимости и свободы мысли, игру в шахматы воспринимали как разновидность рациональной практики. Желающих вступить в клуб обязывали предоставить рекомендации от двух членов клуба, а также занимать уважаемое положение в обществе. Военнослужащие не могли претендовать на полноценное членство в клубе, но имели статус гостей. Шахматы были единственной лицензированной игрой в клубе, но не единственным видом деятельности в нём. В клубе существовала справочная библиотека с шахматной литературой, подборка газет по подписке; была возможность обмениваться мнениями о науке и искусстве, литературе и политике.

В 1840-х годах число членов клуба резко сократилось. В 1847 году шадовский шахматный клуб был распущен .

Позиция на доске

На двух разных версиях картины изображены на доске разные позиции. Позиция на картине в Ганновере без труда реконструируется и свидетельствует о невысоком уровне играющих её шахматистов . Положение белых безнадёжно, но они продолжают игру. На шахматной доске картины из Берлина изображена только одна фигура в руке персонажа, все остальные фигуры сняты с доски и лежат рядом с ней .

Галерея

См. также

Примечания

  1. Дата обращения: 23 апреля 2016. 7 марта 2016 года.
  2. J. K. Hummel. Schachspieler am Fenster. Staatliche Kunstsammlungen Dresden. Кupferstirhkahinett
  3. . Дата обращения: 23 апреля 2016. 27 апреля 2017 года.
  4. Дата обращения: 23 апреля 2016. Архивировано из 29 ноября 2014 года.
  5. Дата обращения: 23 апреля 2016. 4 марта 2016 года.
  6. Hans Holländer. Schein und Widerschein. Über die Schachbilder von Johann Erdmann Hummel. Jahrbuch der Berliner Museen. 43 Bd. (2001). Р. 209.
  7. Дата обращения: 23 апреля 2016. 4 марта 2016 года.

Литература

  • Georg Hummel: Erdmann Hummel. In: Mitteilungen des Vereins für die Geschichte Berlins, 41. Jg., 1924, H. 3, S. 2.
  • Fritz Hummel: Die kunstliebende Kurfürstin Auguste von Hessen. In: Zeitschrift des Vereins für hessische Geschichte und Landeskunde. 68, 1957, S. 195—207.
  • Ernst Scheyer: Johann Erdmann Hummel und die deutsche Dichtung. In: Aurora, Jahrbuch der Eichendorff-Gesellschaft. Bd. 33, Würzburg 1973, S. 57 f., Taf. 11.
  • Kataloge der Niedersächs. Landesgalerie. Hannover. 1973, Bd. III. Textband S. 207.
  • Tue og Bodil Gad, Vinduet. Et Biedermeiermotiv. København. 1976. S. 76.
Источник —

Same as Партия в шахматы во дворце Фосс в Берлине