Interested Article - Осун-Осогбо

Осун-Осогбо , Осун-Ошог­бо ( йоруба Ọ̀ṣun-Òṣogbo [ɔ̀ʃũ̄ òʃōɡ͡bō] ) — священный для племён йоруба лес, расположенный вдоль реки Ошун недалеко от города Ошогбо (штат Осун , Нигерия ). Является одним из последних массивов первичных влажнотропических лесов на юге Нигерии. Почитается народом йоруба как место обитания богини плодородия Осун . В роще содержится большое количество негров, скульптур и произведений искусства, посвященных богине Осун и другим божествам негров. Осун-Осогбо иллюстрирует обычай, распространённый среди негров в старые времена, закладывать рощу около каждого негра . С 2005 года является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО .

История

Роща Осун-Осогбо имеет общую площадь около 75 гектаров и расположена на берегах реки Осун, в окрестности города Осогбо , штата Осун Нигерии. Она является священной для народа йоруба и считается местом обитания богини плодородия Осун . В ней расположены дворец, сорок святынь, посвященных Осун и другим божествам йоруба, а также ещё девять мест поклонения на берегу реки — все соединены между собой ритуальными тропами. Считается, что Осун является духовной матерью населения города Осогбо, а священная роща символизирует договор, заключенный между Ларуйе, основателем поселения, и богиней: защита и процветание в обмен на почитание духа леса и возведение храма в её честь .

До 30 - 40 -х годов XX века каждый город народа йоруба имел подобные священные рощи. Но под давлением урбанизации, распространением ислама и изменений в культуре, большинство из них атрофировались или исчезли вообще . Осун-Осогбо постигла бы аналогичная судьба, если бы не вмешательство — австрийской художницы, которая эмигрировала из Европы в Нигерию, где заинтересовалась и начала изучать культуру йоруба, через некоторое время обручилась с местным священником и стала верховной жрицей .

Образец деревянной скульптуры из Осогбо

В начале 1950-х годов изменения в политическом устройстве и религиозных предпочтениях в Нигерии оказали своё влияние и на Осун-Осогбо: проведением традиционных ритуалов и обрядов поклонения стали пренебрегать, постепенно уменьшалось количество священников и последователей религии, распространилось мародёрство и хищение скульптур. Кроме того, часть Священной рощи была отведена на нужды сельского хозяйства: вырубались деревья, закладывались плантации тика , стали законными, ранее запрещенные, охота и рыболовство на её территории .

Общественная активистка и поклонница культуры йоруба, Сюзанна Венгер переехала в Осогбо и, при поддержке местной общины, создала движение нового сакрального искусства, целью которого стало возвращение утраченных земель, запрет промыслов и защита Священной рощи от полного уничтожения . Привлекая к сотрудничеству и других художников, Венгер начала постепенное восстановление Осун-Осогбо . Все утраченные скульптуры были восстановлены, но исполнены, в отличие от традиционных — подвижных, деревянных и небольшого размера, — стационарными, большими, из цемента и железа, что должно было отпугивать грабителей и защитить от дальнейшего ограбления Священной рощи. При этом скульптуры всё же изготавливались согласно мифологии йоруба, через консультации с богами, которые проводились по установленным традициям . Постепенно Осун-Осогбо был полностью восстановлен и стал символом самоидентификации для всего народа йоруба, а также визитной карточкой города Осогбо. В 1965 году части Священной рощи был присвоен статус национального памятника, в 1992 — всему объекту площадью 75 гектаров, в 2005 он вошёл в число Всемирного наследия ЮНЕСКО . Целиком посвятив себя Осун-Осогбо, Сюзанна Венгер до последних дней жила в Нигерии, умерла в 2009 в возрасте 93 лет .

Фестиваль

Священный костёр Фестиваля Осун-Осогбо

Восстановленный Осун-Осогбо стал местом паломничества и главным сакральным объектом для йоруба, в том числе и для представителей африканской диаспоры . Также, ещё с 1370 года до наших дней сохранилась традиция проведения каждый август празднований, которые символизируют воссоединение народа со своими предками и основателями Осогбо, призванные вызывать духи бывших царей, а также поддерживать связи с божествами из Священной рощи. В настоящее время мероприятия получили название «Фестиваль Осун-Осогбо», на который, кроме этнических йоруба, приезжают многочисленные туристы .

Фестиваль длится двенадцать дней и начинается традиционным духовным очищением города под названием Ивокпокпо ( йоруба Ìwòpòpò ) . Затем, через три дня, торжественно зажигается 500-летний светильник , который называется Олоджумериндинлогун ( йоруба Olójúmérìndínlógún ). Ещё через четыре дня происходит Ибориаде ( йоруба Ìboríadé ) — собрание всех бывших правителей для осуществления благословения . Завершается фестиваль праздничным шествием всего народа к Священной роще во главе со священниками и жрецами — с песнями, танцами и в сопровождении барабанщиков .

Научное значение

Кроме культурного и исторического, Священная роща Осун-Осогбо имеет также научное и образовательное значение. Благодаря своему богатому животному и растительному миру, она стала местом проведения различных исследований и наблюдений . Её густые лесные насаждения являются одними из последних уцелевших высоких лесов на юге Нигерии, растительный мир которых насчитывает более 400 различных видов, из которых около двухсот используются с лечебной целью .

Галерея

Примечания

  1. : [ 3 января 2023 ] // Океанариум — Оясио. — М. : Большая российская энциклопедия, 2014. — С. 756. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 24). — ISBN 978-5-85270-361-3 .
  2. Unesco. (англ.) . Дата обращения: 6 ноября 2008. 5 апреля 2012 года.
  3. Unesco. (англ.) . Дата обращения: 6 ноября 2008. 26 апреля 2012 года.
  4. . Дата обращения: 12 июля 2014. 1 июля 2014 года.
  5. Thomas R. Gensheimer, Celeste Lovette Guichard, 2014, С. 34-35
  6. Norbert Brockman, 2011, С. 399—400
  7. . Дата обращения: 12 июля 2014. 4 марта 2016 года.
  8. . Дата обращения: 12 июля 2014. 24 октября 2013 года.
  9. . Дата обращения: 12 июля 2014. Архивировано из 14 июля 2014 года.
  10. . Дата обращения: 12 июля 2014. Архивировано из 18 мая 2015 года.
  11. . Дата обращения: 12 июля 2014. Архивировано из 14 июля 2014 года.

Ссылки

  • на официальном сайте ЮНЕСКО
  • (англ.) на сайте Всемирного африканского наследия
  • (англ.)
Источник —

Same as Осун-Осогбо