Чепец
- 1 year ago
- 0
- 0
Чепе́ц , чепчик — женский и детский головной убор . Представляет собой вязаный или шитый чехол, закрывающий волосы , может иметь завязки под подбородком .
До конца XIX века в России чепец был домашним женским головным убором. Имел форму мягкого капора , украшался рюшем , , кружевами и искусственными цветами .
Изображение | Название | Описание |
---|---|---|
Каль | Выкроенный так, чтобы плотно облегать голову, изначально выполнял роль подшлемника . В XIII—XIV веках использовался как головной убор для дома и мужчинами, и женщинами. Не снимался даже при выходе из дома — на каль в этом случае надевали уличный головной убор . | |
Чепец Святой Бригитты | Данный вид головного убора был распространен в разные столетия на большей части территории Европы. Особенностью этого чепца является длинная петля-лента, прикрепленная к затылочной части чепца. Он мог использоваться в качестве самостоятельного головного убора, а также как часть сложного составного убора, к которому можно было прикрепить вуаль. Также чепец, состоящий из двух половинок, мог украшаться ажурным плетением, соединяющим эти половинки, и вышивкой по краю. | |
Французский чепец (арселе) | Данный головной убор получил распространение в XVI веке. Металлический (в том числе из драгоценных металлов) каркас в форме подковы, «сердца» или полумесяца иногда проволочный. Он украшался чеканкой и драгоценными или полудрагоценными камнями. Иногда арселе закрывался гофрированной полосой из ткани белого цвета. Каркас скрывал край валика, на который начёсывались волосы и надевался вместе с чепцом, которому присоединялась вуаль . В Англии арселе получил название френч-хууд ( англ. french-hood ) . В эпоху Елизаветы I головной убор был уже более открытым. Судя по портретам, этот вид головного убора был одним из самых популярных на протяжении XVI века. | |
Вульстхаубе был популярен на немецких землях в конце XV — начале XVI веков, и представлял собой платок, завязанный поверх набитого наполнителем валика, закрепленного на голове. За счет этого валика создавался объём и необычная форма головного убора. Концы платка свисали свободно вниз либо закреплялись на затылке. | ||
Тюдоровский чепец (гейбл) | Данный вид головного убора представлял собой довольно сложную конструкцию из каркаса, обтянутого тканью, надетого поверх обычного белого чепца. Волосы чуть выше лба, выглядывающие из-под убора, скрывались жесткой лентой. Часто передний край гейбла украшался вышивкой и драгоценными камнями либо дополнялся каймой контрастного оттенка. Сзади волосы дамы скрывала тёмная вуаль. | |
Капор (боннет) | Женский головной убор, популярный в течение большей части XIX века. У капора высокая шляпная тулья (для убранных на затылок волос) и обрамляющие лицо широкие жёсткие поля, сужающиеся к затылку. Капор удерживался на голове мантоньерками — широкими лентами, завязывавшимися под подбородком бантом. | |
Повойник (волосник, очипок) | Восточнославянский головной убор замужних женщин, представляет собой мягкую шапку, иногда с твёрдым околышем. Поверх него надевались убрус ( ) или сложные головные уборы ( кокошник , кика , сорока ), впоследствии — платок . |