Гольбейн, Ганс (Младший)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ганс Гольбéйн Младший ( 1497 , Аугсбург — 1543 , Лондон ) — немецкий живописец и рисовальщик , наиболее известный представитель художественной семьи Гольбейнов , один из величайших художников Северного Возрождения .
Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна — старшего . Испытал влияние Ханса Бургкмайра .
Позже с братом Амброзиусом Гольбейном переселился в Базель ( Швейцария ). Там познакомился со многими гуманистами и учёными этого периода, в том числе с Эразмом Роттердамским . По просьбе последнего иллюстрировал его работу « Похвала глупости ». Гольбейн иллюстрировал и другие книги, участвовал в создании немецкого перевода Библии , создавал витражи и писал портреты.
В 1516 году он написал портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году — фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне . По возвращении осенью 1519 года в Базель много работал над декорированием внешних фасадов домов.
Важнейшие произведения базельского периода Гольбейна: портрет юриста Бонифация Амербаха; десять картин страстей Господних, изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов; Мадонна со святыми для города Золотурна ; наконец, знаменитая Мадонна семейства Мейер .
К этому же времени относятся портреты Эразма Роттердамского, Доротеи Оффенбург, рисунки к Ветхому Завету и «Пляска Смерти», гравированные на дереве.
В 1526 году Гольбейн перебрался в Англию. Там писал исключительно портреты. По возвращении в Базель в 1528 году Гольбейн окончил фрески в зале ратуши и написал несколько портретов.
В 1532 году религиозные смуты заставили Гольбейна снова покинуть Базель и отправиться в Англию, где были исполнены им в эту пору многие портреты, в том числе находящиеся ныне в Берлине , Виндзоре , Гааге , Брауншвейге и Вене . К этому времени относятся его портреты Морретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля, Томаса Уайетта, а также «Колесо Фортуны». Ему удалось стать придворным живописцем короля Генриха VIII .
Помимо работы портретистом Гольбейн создавал эскизы придворных облачений монарха.
До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII , королевы Джейн Сеймур , Эдуарда VI , герцога Норфолка и других выдающихся людей Англии.
Последний период своей жизни художник проводил между Базелем и Лондоном. В 1543 году , между 7 октября и 29 ноября , он умер от чумы, свирепствовавшей в Лондоне.
Живописные произведения Гольбейна отличаются точностью, тонкой моделировкой формы посредством выверенных тональных и светотеневых отношений. При работе над портретами художник предварительно выполнял тщательные рисунки, многие из них сохранились. Такие рисунки Гольбейн делал углём, мелом и сангиной. Они психологически точны, свидетельствуют о наблюдательности и впечатляют красотой формы, основанной на найденном художником оригинальном приёме: контурной линии с мягкой моделировкой тоном, так называемой «растяжкой», хорошо передающей объём. Значение Гольбейна в немецком искусстве определяется ещё и тем, что он перенёс в Германию , а затем и в Англию достижения изобразительного искусства эпохи Итальянского Возрождения , не утрачивая при этом национального характера, — в его работах ощутимы пути, намеченные в портретном искусстве Альбрехта Дюрера .
В 1524 – 1526 годах Гольбейн создал серию рисунков «Образы смерти» (известных под названием « Пляска смерти »), представляющих собой аллегорический комментарий к немецкой действительности эпохи Великой крестьянской войны. (Изданы в гравюрах на дереве в 1538 г.)