Сто́йка вса́дника
— статичная боевая стойка. Присутствует во многих видах восточных боевых искусств. Название происходит из-за схожести положения человека в этой стойке и положения
всадника
, сидящего на
лошади
.
Название «киба-дати» (
яп.
騎馬立ち
) используется в японских боевых искусствах (
каратэ
,
айкидо
и др.), в
тхэквондо
эта стойка называется «аннун-соги», в
ушу
— «mǎbù» (馬步).
Содержание
Позиция
Вид стойки киба-дати может несколько отличаться в различных стилях единоборств, однако общие принципы сохраняются:
Ступни
ног должны быть параллельны, расстояние между ними — две ширины плеч (может быть несколько меньше или больше — в зависимости от стиля).
Исходное положение рук определяется стилем и сильно варьируется, однако руки никогда не опираются на ноги.
Вес тела приходится на внутренние стороны стоп
, равномерно распределяясь между обеими ногами.
Стойка киба-дати похожа на другую стойку —
сико-дати
(стойка борца
сумо
), которая отличается от киба-дати положением стоп: они развёрнуты в стороны под углом 45 градусов к линии взгляда.
Нахождение в киба-дати является довольно сложным упражнением. Неподготовленный человек может пробыть в этом положении не более одной
минуты
.
Варианты стойки
Используется три варианта стойки. Первый — фронтальный — используется по умолчанию, когда человек стоит лицом вперёд. Другие два положения предназначены для перемещения: «ён-дзю-го», когда человек находится под углом 45 градусов к линии перемещения, и «кю-дзю», когда человек стоит боком к линии перемещения.
В массовой культуре
В художественном фильме «
Пьяный мастер
» в наказание за проступок отец заставляет
главного героя
простоять в стойке всадника пять часов.